search
main
0

Хочешь быть впереди? Не стой, а беги! Эффект от слаженной совместной работы растет в геометрической прогрессии

Иркутский региональный центр Федерации Интернет Образования сегодня – это уже 2 800 выпускников ФИО. Это опытные руководители и стабильный коллектив преподавателей: занятия ведут на контрактной основе 16 высокопрофессиональных специалистов вузов и инновационных школ Иркутска. 77 процентов преподавателей Иркутского центра ФИО имеют ученую степень кандидата и доктора наук, готовятся еще одна докторская и две кандидатские диссертации. Кажется, жизнь идет своим чередом, и ничего не меняется… Но меняется многое!

ИКТ №3 (от 3 февраля 2004 года)

Как говорят, «чтобы стоять на месте, надо идти, а чтобы быть немного впереди, надо бежать». В отлаженном механизме ИРЦ ФИО этот бег можно сравнить с мощным и уверенным марафоном олимпийца.

– В концепции модернизации образования так и сказано, что мы должны создать условия для положительной динамики развития. Развитие в наш информационный век неизбежно, – убеждена заместитель директора центра Галина Мангазеева. – Сравнение своих достижений с достижениями других центров, анализ работы помогают нам понять, в том ли направлении мы идем. Могу сказать – в том!

Первое. Сегодня мы работаем в тесном сотрудничестве – администрация Иркутской области, Главное управление общего и профессионального образования, Институт повышения квалификации работников образования, районные и городские отделы образования, вузы, школы, наш Интернет-центр.

Второе. Мы определили, что эффективным будет такое обучение, когда наши слушатели будут иметь первоначальные навыки работы с компьютерами. И мы этого добились. Сегодня в Интернет-центре преподавателями разработаны педагогические технологии. В первую очередь это технологии проектной деятельности.

Три года преподаватели ИРЦ рассказывают об опыте своей работы на всероссийской конференции «Российская школа и интернет», представлено уже 9 научных докладов. В этом году дипломом конференции, состоявшейся в Москве в рамках Международного конгресса конференций ИТО-2003 в Москве, награждена научная работа Б.Мангазеева и Г.Мангазеевой по теме «О технологии обучения слушателей РЦ ФИО принципам работы с электронными документами». А Галина Григорьевна была избрана в программный комитет конференции по секции «Образовательный процесс в центрах ФИО».

Анализируя работу, Галина Мангазеева отмечает, что ограниченность учебного времени и высокая интенсивность учебной деятельности предъявляют жесткие требования к отбору учебного материала и методике преподавания. Сейчас на курсы не поступают слушатели без опыта работы на компьютере. В то же время большинство из них имеют разрозненные, неструктурированные знания, слабые и неправильно сформированные навыки работы на компьютере. Как говорят музыканты в таком случае, «плохо поставлена рука». Выход здесь в том, чтобы постараться в практической учебной деятельности вывести каждого слушателя на максимально доступный для него уровень обобщения и самостоятельности. Тогда они не утонут в необозримом множестве деталей, выйдут на хороший уровень владения офисными и интернет-технологиями и получат потенциал для дальнейшего самостоятельного повышения своей компьютерной квалификации.

– Наши слушатели изменились не только по навыкам работы на компьютере – изменились по взгляду на образование, – продолжает заместитель директора центра. – Если год назад я еще говорила им: «Мы вам покажем, мы вам поможем», сейчас практически все говорят: «Мы сделаем сами!» И это заслуга не только наших преподавателей – что объяснять стали лучше, это заслуга всей сферы образования нашей Иркутской области, системности и последовательности действий администрации Иркутской области в деле информатизации образования. Ведь это целый комплекс задач: насыщение образовательных учреждений компьютерной техникой, ее обслуживание, разработка электронных ресурсов, доступ в интернет и обучение педагогических кадров. У учителей есть интерес, школы получили компьютеры, учительство области правильно понимает задачи модернизации, и это очень здорово помогает в нашей работе.

Мы вышли на новое осмысление выпускных работ. Если два года назад мы радовались тому, что наши учителя сделали сайт в качестве выпускной работы, и это было просто здорово, то сейчас мы осваиваем уровень конструирования учебного процесса с применением образовательных электронных технологий. Наши выпускники по приезду в свои школы готовы дать открытые уроки, продемонстрировать, чему они научились, готовы применять технологии в своей повседневной работе. Задача не в том, чтобы создать как можно больше сайтов – их уже много в интернете. Но учителю все равно придется конструировать урок самому! И нужно уметь взять то лучшее, что придумано другими.

Если бы мы не работали в одном ключе, не двигались в одном направлении – не было бы и такого результата.

Директор ИРЦ ФИО Валерий Дмитриев приводит такой пример:

– Раньше мы брали на обучение учителей из тех школ, где есть компьютерные классы, чтобы педагоги на практике могли применить полученные знания. Сначала мы выбирали, откуда пригласить людей, и вот спустя два с половиной года проблема исчезла: все школы области имеют компьютерные классы! Теперь встала другая проблема, и мы тоже отслеживаем изменения. Время от времени я провожу мониторинг, спрашивая: у кого есть выход в интернет? Как правило, поднимаются вверх одна-две руки. Но на этом потоке поднялось уже 15 рук! В среднем из 40 обучающихся человек 10 уже говорят о том, что у них есть интернет.

Качественные изменения можно увидеть и в другом. Сейчас уже обучены практически все управленцы рай-, гороно, большинство системных администраторов образовательных учреждений, от двух до пяти, а то и больше учителей в каждой школе, и можно уже говорить о системности работы на местах. Для нас это самое главное! Конечно, все это очень сложно, многое зависит от энтузиазма учителей и управленцев, но процесс пошел.

Как отмечают в ИРЦ ФИО, основной приоритет на ближайшее будущее – это поддержка выпускников по всем направлениям их деятельности, обратная связь с ними. Что интересно: нередко приходится слышать, в том числе и из средств массовой информации, что вместо учителя в недалеком будущем будут работать… электронные учебники.

– Наши выпускники прекрасно понимают: настоящего учителя никогда компьютер не заменит. Компьютер – это инструмент, который должен быть в руках профессионала. Информационные технологии сами по себе ничего не решат: только внедрение новых подходов, ориентация на личность, с грамотным использованием компьютера, интернета, – продолжает Галина Мангазеева. – Мы уже продумали работу с выпускниками в 2004 году. Планы интересные, реальные, не фантастические – мы используем свой опыт, опыт Федерации Интернет Образования.

Вся работа Федерации в этом направлении строится через Клуб выпускников ФИО. Сейчас этот клуб учителей, который пока в основном функционирует в рамках города, начнет развиваться и выходить на область. Дистанционное объединение и общение выпускников – это очень серьезная задача. Их анкетирование позволит скорректировать направления работы не только наши, но и других образовательных структур. Очень серьезные возможности для продолжения дистанционного обучения предоставляет выпускникам сама Федерация Интернет Образования. В ФИО действительно создана реально работающая информационно-образовательная среда, где полноценно работают 40 интернет-центров в различных уголках нашей страны. В этой среде отлажены управление, взаимодействие, обмен опытом – вот они, интернет-технологии в действии!

Проработано у нас и такое направление, как поддержка школ, где работают наши выпускники – программа интернет-каникулы. Мы приглашаем творчески работающих преподавателей вместе с учащимися.

В нашу практику входят учебно-методические семинары для выпускников. Наши выпускники получают возможность повторного обучения в Интернет-центре – но не все, а те из них, кто подает обоснованные заявки. Выпускники в своей работе сталкиваются с какими-то проблемами, трудностями, и для их преодоления организуются от однодневных до недельных курсов. На таких курсах изучаются новые технологии, флэш-технологии, идет углубленное изучение сайтостроения, осуществляется проектная деятельность.

Развивается сотрудничество с вузами – особенно научно-практические конференции с математическим факультетом Иркутского государственного педагогического университета.

Уже второй год Иркутский региональный центр ФИО обучает журналистов. В этом году здесь впервые обучалось 30 человек, сразу из двух субъектов Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Примечательно, что из многих изданий прибыли не просто корреспонденты, а главные редакторы или заместители редактора. В своих выпускных работах журналисты рецензировали различные интернет-СМИ – это и сайт телеканала «Вести-Иркутск», сайт «Бабр.Ру» и другие. Все работы были выполнены успешно, на хорошем аналитическом уровне и отмечены аплодисментами коллег.

Директор ИРЦ ФИО Валерий Дмитриев торжественно вручил слушателям 56-го потока свидетельства об окончании курсов, памятные значки. Группа усть-ордынских журналистов с огромной признательностью преподнесла в дар ИРЦ ФИО настенные часы с памятной гравировкой. Как отметила сотрудник пресс-службы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, руководитель окружного Медиа-Союза Лариса Бахалханова, «мы первые журналисты, прошедшие такое обучение, но надеемся, что не последние!» Главный редактор окружного радиовещания Сергей Салдамаев подчеркнул, что Федерация Интернет Образования помогает овладеть новыми информационными технологиями журналистам всех возрастов. И, что очень важно, всего за неделю люди успешно справляются с непреодолимым, казалось бы, психологическим барьером перед компьютером, неуверенностью и страхом. Новые профессиональные навыки открывают перед работниками пера совершенно новые перспективы.

Слушатели благодарили коллектив работников ИРЦ ФИО не только за прекрасные лекции и практические занятия, но и за комфортные бытовые условия, и за вкусные обеды. Все время обучения слушателей заботливо опекает Ирина Тюшевская, оперативно решая возникающие вопросы, встречая каждого с вниманием и обаятельной улыбкой.

– Спасибо за то, что мы чувствовали себя в Интернет-центре ФИО учениками, и это было очень приятно! – таким было общее мнение редакторов, журналистов и профсоюзных деятелей.

Мнение многих выпускников ФИО таково, что поддержанная ЮКОСом программа обучения российских учителей новым технологиям вышла на самое острие проблем, решение которых поможет получить ощутимый эффект. Конечно, без поддержки администрации области и местных органов власти, без поддержки ЮКОСа и Министерства образования осуществить подобную глобальную программу в большом сибирском регионе, не имеющем развитой инфраструктуры, было бы невозможно. Галина Мангазеева цитирует своих коллег из отдаленных поселков: «С развитием интернета село становится понятием географическим».

В 2002 году структура финансирования строилась примерно так: 85 процентов шло из ЮКОСа, 15 процентов – из области. Но дело совсем не в размере доли участия каждого партнера. Здесь происходит неподвластная арифметике вещь: 85 плюс 15 равняется не 100… а, допустим, 200. Или 1000. И эффект от сложения усилий со временем только растет, причем в геометрической прогрессии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте