Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Профессия

Характер и стиль

Поиск компромиссов и конструктивные решения по изменению… себя
УГ - Москва, №11 от 17 марта 2020. Читать номер
Автор:

О роли классного руководителя написано довольно много статей в научной и публицистической литературе. В большинстве случаев мы видим описание функций и обязанностей. Немногие авторы рассматривают права педагогов и сложные ситуации, возникающие в течение учебного года. Очень мало говорится о влиянии личности классного руководителя на протекающие в классе социальные процессы.

А ведь именно особенности личности и эмоциональные реакции классного руководителя увеличивают учебную мотивацию или являются причиной обращений родителей к администрации школы. Педагоги не безликие машины, выполняющие функции и обязанности. Мы реагируем на неожиданную информацию, не задумываясь, автоматически. Мы сталкиваемся с семейными трудностями. Мы переживаем радости и неудачи. Мы беспокоимся за успех нашей работы, наверное, даже больше, чем дети, так как видим среднесрочные перспективы более четко и ясно.

В любом случае в своих действиях классный руководитель руководствуется не только функционалом, но и опирается на личный опыт, наработанные коммуникативные навыки, персональные представления о целях и задачах классного руководства в конкретном классе.

Статистика

Полученные на базе двух школ данные по диагностике коммуникативных навыков педагогов говорят о том, что около 70% участников предпочитают стиль общения, характеризующийся выраженной готовностью заботиться и помогать другим людям, способностью проявлять сочувствие, альтруизмом, сверхобязательностью, мягкосердечностью, ориентированными на социальные требования установками.
Для 15% педагогов характерны: дружелюбие; стремление сотрудничать с группой, поиск компромиссов.
Около 10% участников тестирования проявляют: уверенность, независимость, стремление к запланированному результату, чувство превосходства в общении.

Полученные данные распределились по трем стилям общения из восьми исследуемых. Это в очередной раз подтверждает предположение о том, что педагогом может стать далеко не каждый, а если это произошло, то вырабатываются единые стили конструктивного общения с детьми.

Типология и как с этим жить

Опираясь на типологические свойства личности и учитывая часто используемые стили общения, рассмотрим возможные варианты реакций классных руководителей на ситуации.

Вариант первый. Для классного руководителя будут характерны: гибкость, общительность, импульсивность, невыраженная демонстративность, рациональность, оптимизм, эмоциональная окрашенность общения, выраженная иллюзия компетентности. Реакция на стресс – отчаяние и дезинтеграция. Такой тип классного руководителя вызывает у детей приятные впечатления и эмоции, если обучающиеся выполняют требования школы, соответствуют образу ученика, не нарушают правила, принятые в обществе. Но, учитывая особенности развития подростков, в классе будут выделяться от одного до трех детей, которые принципиально занимают позицию «тихого» или «открытого» неповиновения такому типу классного руководителя. При проведении социометрии эти дети будут попадать в категорию «изгои». Обычно классный руководитель помогает таким ученикам решать конфликтные ситуации, но при этом прямо или косвенно для остального класса будет озвучена мысль: «они ведут себя не по правилам общества». Остальные ученики класса подхватывают и развивают эту идею и демонстрируют выраженный негативизм при общении с выделяемыми классным руководителем учениками. Приведу пример. Конфликтная ситуация в классе среди девочек. Длилась более двух лет. Классный руководитель старался разрешать конфликт с максимальной эффективностью: показывал сторонам, какая сторона «правильная», а какие действия неприемлемы. К одиннадцатому классу недовольство девушек друг другом переросло в потасовку. В этой ситуации классный руководитель отреагировала отчаянием и дезинтеграцией.
Общий смысл посланий: «Я объясняла, как правильно, а они повели себя недопустимо». Для прекращения конфликтной ситуации были приглашены специалисты школы, конфликтующие девушки и их родители. По итогам встречи родители одной из девушек приняли решение о переходе в другой класс. Спустя два месяца место девушки-«изгоя» занял другой ученик. Ребята класса привыкли к такому решению конфликтных ситуаций и воспроизвели его снова. Исходя из опыта, если ситуация выдавливания «изгоя» из класса происходит в классе четвертом или старше, то место изгнанного очень быстро занимает другой ученик. Такая реакция коллектива говорит о приуменьшении классным руководителем своей роли в формировании данного социального феномена.

Вариант второй. Для классного руководителя будут характерны: напористость, спонтанность, импульсивность, баланс эмоциональности и рационального мышления, оптимизм, эмоциональность, убедительность, категоричность, конструктивность. Реакция на стресс – внешне обвиняющая позиция, дезинтеграция, моторная активность. Такой тип классного руководителя импонирует родителям, так как создается впечатление, что ребенок попал в класс к очень ответственному, «правильному», целеустремленному преподавателю. Такой преподаватель не будет поддерживать класс в стремлениях выделить «изгоя» или использовать обучающихся как пример «неправильного» поведения. Обычно воспитательные беседы направлены на весь класс, конкретные виновные не называются, негативные отношения в классе находятся под контролем и запретом. В речах преподавателя, обращенных ко всему классу, будет звучать идея: «Я взрослый и поступаю как взрослый, а вы маленькие, поэтому я должен вас воспитывать». В кризисных ситуациях такой преподаватель занимает независимую обвинительную позицию и не оказывает поддержку ни одной из сторон. К сожалению, такой тип характера подвержен эмоциональным вспышкам, реакциям гнева, что в сочетании с внешне-обвиняющей позицией создает довольно тяжелую атмосферу общения в кризисных ситуациях. Конфронтация между учениками протекает скрытно и проявляется открыто только в старших классах.

Приведу пример. Конфликтная ситуация между учениками разных классов. Длилась более полугода. Скрытно от педагогов и специалистов школы. После открытого столкновения было проведено исследование сложившейся ситуации, которое показало длительность конфликта и глубину. Для разрешения были привлечены специалисты факультета юридической психологии МГППУ, родители обучающихся нескольких классов, педагоги, работающие с детьми из конфликтующих классов. Ситуация разрешалась на протяжении нескольких месяцев. Одним из факторов, повлиявших на возможность создания такой ситуации, является позиция классного руководителя по отношению к классу: «Только я знаю, как правильно! Вы должны выполнять требования школы, учиться и вести себя правильно!». Действительно, родителям очень импонирует такая позиция преподавателя – ответственность, эффективность, четкость. Но дети видят не только эти достоинства, но и обвинения, гнев, отсутствие поддержки со стороны взрослого и поэтому стараются скрытно разрешить ситуацию по мере своего разумения.

Вариант третий. Для классного руководителя будут характерны: отстаивание статуса, удержание позиции ведущего, продуманность поведения, осторожность, рациональность, обидчивость, застреваемость, сухость, конкретность мышления, субъективность, склонность к детализации, стремление к отстаиванию своей правоты. Реакция на стресс – владение ситуацией, рациональность, внешне обвиняющая позиция. В сочетании с дружелюбием, стремлением сотрудничать с группой, готовностью искать компромисс создает у детей впечатление разумного, доброго, терпимо нудного классного руководителя. Что очень полезно и хорошо для школьников 7-8‑х классов. Для данного типа преподавателей характерно полное выполнение планов и мероприятий, ответственное отношение к своим обязанностям.
Но в тот момент, когда ученики понимают, что класс слишком «правильный», исполнительный, послушный, а это возникает к началу 10‑го класса, появляется недовольство и подростковый негативизм. Преодолеть рациональность и разумное объяснение со стороны преподавателя дети не в состоянии, тогда они начинают искать менее разумных и спокойных преподавателей для издевательств.

Приведу пример. Конфликт между преподавателем-предметником и учениками одиннадцатого класса. Длился более двух месяцев. Преподаватель надеялся разрешить конфликтную ситуацию и прекратить издевательства со стороны учеников самостоятельно. После ряда неэффективных попыток обратился за помощью к классному руководителю, специалистам школы и администрации. Ситуацию купировали социальной работой, общением с родителями, повышенным контролем за поведением учеников на уроках. При этом на переменах дети вели себя довольно спокойно и разумно. Проблема классного руководителя заключалась в неспособности твердо потребовать и отследить выполнение требований о прекращении недопустимого поведения. В воспитательных беседах звучали поиск компромиссных вариантов и напоминания о правильном поведении.

Рекомендации

Для первого типа личности желательно развить контроль импульсивности, непосредственности, потребности быть в центре внимания; научиться откладывать решения на конкретный период времени, например, «обсудим ситуацию после уроков»; использовать разные средства влияния и воспитания.

Для второго типа личности рекомендуется развивать контроль гнева, импульсивности и властных черт; желательно научиться осторожности в высказываниях и решениях.

Для третьего типа личности желательно научиться замечать субъективизм своей позиции, тенденцию к превышению полномочий, собственную обидчивость; также желательно развитие навыков общения с детьми на равных.

Таким образом, мы рассмотрели три типа характера классных руководителей, использующих разные стили общения, и проблемы, возникающие при этом. Рекомендации являются профилактическими, но позволяют адресно получить необходимый для педагогов результат. Как видно из примеров, замечательные педагоги и классные руководители становятся заложниками собственных эмоций и привычных реакций. Это по-человечески нормально, естественно, а значит, жизненно и востребовано. Каждая конфликтная ситуация делает нас сначала несчастными, обиженными, раздраженными, но затем у нас появляются силы для ее успешного преодоления. С каждой ситуацией мы прирастаем опытом, которого нет в учебниках. И каждая разрешенная ситуация дает опыт не только нам, но и участникам или зрителям событий. В этом заключается одна из негласных функций классного руководителя: показать пример конструктивного разрешения сложных ситуаций, используя сильные стороны своего характера и избегая собственных недостатков.

Максим ХАРИСОВ, педагог-психолог академической школы №1534


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt