Проблема выбора человека в современном мире очень актуальна, с ней мы сталкиваемся на каждом шагу. Человек, не задумываясь, решает эту задачу каждый день: что сегодня надеть, что купить на завтрак, стоит ли пойти в кино или театр. Но все мы знаем, как порой сложно выбрать ту или иную вещь в магазине, когда, казалось бы, что может быть проще. Если взрослый человек с учетом своего жизненного опыта затрудняется иногда сделать выбор, то что говорить о детях. Задача родителей и педагогов – помочь сделать выбор ребенку, чем ему заняться, что попробовать, куда пойти на занятия, учитывая, конечно, его предпочтения, желания. Дать возможность получить ребенку необходимые сейчас и в будущем опыт, знания и умения.
Идеальный вариант – это когда выбор и желание родителей совпадают с желанием ребенка. Но, к сожалению, это не всегда так, и этому есть много примеров. Задача родителей и педагогов – избежать таких ошибок, не навязывать свои желания ребенку, а помочь ему сделать свой выбор, основанный на его предпочтениях. Важен компромисс при выборе занятия, который позволит ребенку получить опыт, умения, важные с точки зрения родителей, и не станет для ребенка навязанным решением, сохранит свободу его выбора.
Немаловажным является помощь школьного психолога. Есть множество тестов, опросников, позволяющих определить предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности. Результаты такого тестирования будут интересны и ребенку, и родителям, и педагогам.
Все мы понимаем, насколько важно дать ребенку всестороннее образование, вырастить гармоничную личность. Конечно, здесь большую роль играет творческое развитие ребенка. Человек от природы одарен предрасположенностью к той или иной деятельности, иногда ребенок обладает настоящим талантом, но он зачастую скрыт от нас. Сейчас в рамках дополнительного образования доступно огромное количество кружков и секций, где ребенок учится творить, чувствовать, мечтать. Именно занятия в творческих коллективах, музыкой, рисованием, хореографией, танцами позволяют нам заметить предрасположенность к тому или иному виду деятельности, раскрыть талант ребенка. Конечно, не каждый ребенок станет певцом, танцором или художником, у каждого свой путь. Важно дать возможность пробовать, испытывать себя, раскрывать свои возможности, даже через ошибки, дать понять, что ближе и интереснее ребенку, что приносит результат, радость и повышает самооценку, мотивирует. Контакт между родителями и педагогом не должен прерываться, руководствуясь профессиональным опытом, педагог отчетливо подмечает те или иные способности ребенка и, как правило, редко ошибается.
Ритмикой и хореографией ребенок начинает заниматься уже с 3-4 лет, когда мама отвела его за ручку в танцевальную студию. А вообще нужно начинать танцевать, как только появилось желание, это никогда не поздно. О чем свидетельствует выбор участников проекта «Московское долголетие», с большим удовольствием посещающих занятия по испанскому танцу и выступающих на различных конкурсах и концертах. Их выбор в этом случае является примером активной жизненной позиции.
Если говорить об испанском танце, то здесь есть из чего выбрать ребенку: фламенко, школа болеро (классический испанский танец) или стилизация испанского танца. Каждый танец по-своему уникален, имеет свой характер, непосредственную культурную связь с регионом Испании, где он зародился. Например, танец фламенко, родина которого Андалусия, имеет три составляющие: танец, пение и гитарное сопровождение, а танец болеро сопровождается классической музыкой и игрой на кастаньетах. Особо стоит отметить разнообразие и красоту костюмов для испанского танца. Все это захватывает и юного исполнителя, и зрителя с первого взгляда, кто бы ни присутствовал в зале.
В итоге мы приходим к выводу, что лишь через взаимодействие педагога, ребенка и родителей, давая ребенку возможность пробовать себя в разных занятиях, позволяя ему каждый раз делать свой выбор, основанный на базовых принципах, знаниях, традициях, которые закладываются в том числе педагогами на уроках, занятиях, в беседах и учебных материалах, мы можем быть уверенными в будущем поколении. Уверенными в том, что мы смогли дать нашим детям должные образование, воспитание, смогли вырастить гармоничную, духовно и культурно развитую личность.
Наталья БУТОВА, педагог дополнительного образования, хореограф театра танца VITA школы №1265
Комментарии