Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

ГСО наши дискуссии поощрял… Незабываемое

Учительская газета, №44 от 30 октября 2012. Читать номер
Автор:

Наш классный руководитель Григорий Самсонович Осадчий преподавал историю и считал, что важнее гуманитарных наук ничего не бывает. Он говорил: знание истории – это то, что отличает современность от дикости. Кого история не учит, того вычеркивает.

Время было лихое: 42-й год. Городок на Волге. Похоронки в каждом доме. «Все для фронта, все для победы!» Наш учитель добился льготы: участники исторического кружка получали 150 граммов хлеба с сахарным песком. Стимул сработал, и весь 9-й «Б» заинтересовался древностью: приносили легенды о походах Аттилы, Юлия Цезаря, собирали репродукции, былины, предания, сказания о Древней Руси, Египте, Византии… Ребятам отвели угол в кабинете истории, они по-свойски общались с Рюриками, Чингисханами, Людовиками и по-хозяйски обсуждали мировые проблемы. Ученик на уроке спрашивал: «Вот Пушкин пишет, что бунт бессмысленный, но восстание рабов в Древнем Риме разве было бессмысленно? Ведь Спартак, Степан Разин, Пугачев выступали против рабства – за правду и справедливость?» Школьник в двух словах выразил учение Маркса, диалектику Гегеля и мудрость Сократа. ГСО (так мы называли учителя между собой) поощрял дискуссии и направлял споры в творческое русло: например, почему земельная реформа у французов получилась, а у Столыпина сорвалась? Неожиданно для всех серенький троечник Гоша Галкин бойко шпарил, как заправский политолог: «В России Петра Столыпина поддерживала общественность; газеты писали: «Еще пять лет столыпинских реформ, и революция в России будет не нужна!» Дело было пошло: казна помогала крестьянам обживать земли за Уралом, на Алтае, открывали земельные банки, давали льготные кредиты, помогали транспортом и даже семенами. Многие прижились в Сибири. Но воспротивились помещики: «Кто же будет кормить барина, если пахарь уйдет на вольные земли? Оказалось, для хороших реформ мало иметь благие пожелания, надо иметь силу, способную переломить сопротивление тех, кто привык шиковать на нищете народной». У Столыпина не было такой силы, и он проиграл: его застрелили в присутствии царя в театре. Реформаторы поняли: власть не дают, власть берут. Учитель старался пробудить интерес к процессу познания: «Гераклита спросили: в чем счастье? Он сказал: счастье в философии. Человек видит большой интерес в познании мира, а сомнение – мать истины». Поднимается рука, встает парень – потомственный пахарь: «Вот у меня сомнение – что это будет за человек, если он отродясь не имел собственности? Человек не видел ни пашни, ни грядки, не держал в руках ни лопаты, ни топора, ничего он делать не умеет. Без собственности он бродяга, раб». Учитель ставил вопросы, которые требовали и знания предмета, и логики мышления: «На Западе – морские пути, торговля, раньше родилась цивилизация. Насколько русские должны брать пример с Запада? Поднимался отличник из кандидатов на «золотой» аттестат: «Идеология на Западе складывалась совершенно по другим законам, чем на Руси. Колумб с открытием Америки оживил эпоху работорговли – она давала хорошие дивиденды. Патриции имели до 20 тысяч рабов. В Древнем Риме торговали рабами, как в Урюпинске торговали репой. На рабов переложили всякий труд, наступила атрофия. Господа перестали мыслить, утратили инстинкт самосохранения, и империи рухнули. Но менталитет работорговца, дух ростовщика оказались устойчивыми и закрепились в новой эпохе машинного производства. Рабов поставили к конвейеру и выжимали прибавочную стоимость. Однако идея господства обречена, потому что замешана на принуждении и не имеет созидательного начала. Поэтому империи на Западе рассыпались, а на Востоке жили до 5 тысяч лет». На Руси давно поняли – что замешано на неволе, то кончается крахом. Наоборот, русские решали задачу, противоположную всем канонам рабства: уважение к другим народам и религиям, доверие, помощь, сплочение, мобилизация на общее дело – создание сильного государства. Учитель вспоминал: «На строительство Турксиба приезжали журналисты из Франции, удивлялись: «Обживать пустыню у вас люди едут с песнями, как на праздник. Откуда такой энтузиазм?» Наши объясняли: «Русский человек так устроен: ему нужна идея, мечта, вдохновение, тогда на голом энтузиазме он готов обживать любую галактику, не только пустыню». …Весной в школе состоялась защита диссертации по истории. Ученики подготовили рефераты «Основание Петербурга», «Походы Ермака». За длинный стол приемной комиссии были приглашены ребята из девятого класса в качестве почетных ассистентов. Защита прошла на высоте, потом были чай, пирожки с ливером – кулинарный шедевр военного времени. Учитель благодарил всех за участие. Ребята читали отрывки из «Полтавы», «Василия Теркина», стихи Симонова, вдохновенно декламировали Маяковского. Некоторые уже подали заявления в военные училища и прощались со школой. Учитель говорил напутственное слово: «Завтра вы разъедетесь по новым дорогам. Но война закончится, и все будем отстраивать Россию. Самой нужной профессией будет строитель, архитектор. Представьте: Гоша Галкин – главный архитектор города Урюпинска. Звучит? Тысячи земляков вы приобщите к культуре, вы научите их создавать автогиганты и научные центры, строить спортивные сооружения и культурные комплексы, прокладывать скоростные дороги, открывать университеты, библиотеки, консерватории». Давно это было. Но запомнилось на всю жизнь. ​В.КОВАЛЕВ, историк, Ессентуки, Ставропольский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту