«Услыхала Женщина, как пробирается к ней Дикий Конь, наступая на свою длинную гриву, засмеялась и сказала: «Ты пришел сюда за этой вкусной травой». Дикий Конь, перебирая ногами и наступая на свою длинную гриву, сказал: «Это правда. Дай-ка мне сена!» Женщина отвечала: «Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, склони свою дикую голову и носи, что я надену на тебя, – носи, не снимая во веки веков, и трижды в день ты будешь есть эту дивную траву». Когда Пес и Мужчина вернулись с охоты, Мужчина сказал: «А что здесь делает Дикий Конь?» И Женщина отвечала: «Не Дикий Конь уже имя его, но Первый Слуга, так как с места на место он будет возить нас во веки веков. Когда ты соберешься на охоту, садись на него верхом» (Редьярд Киплинг). А помните, как у Венецианова «На пашне. Весна» крестьянка возвышается над конями? Вот и думай теперь: друзья они наши, слуги или вообще некие мифические персонажи, которые мчатся к какому-то неизведанному далеку, увлекая за собою и нас…
Человеку лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии. Ее одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня отдавали королевства и на него молились.Легендарный конь Александра Македонского Буцефал был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Сегодня конные заводы, особенно в России, закрылись или прозябают в нищете, и только энтузиасты по собственному почину создают клубы, где растят спортсменов или используют благотворное влияние этих животных для излечения больных.Верховой ездой человек занимается более пяти тысячелетий. Михаил Лермонтов писал: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума». Мишель де Монтень утверждал: «Я неохотно слезаю с лошади, раз я на нее сел, так как, здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом». Кочевники же слагали этому животному целые оды: «Бегает она, обгоняя бурный ветер, быстрее, чем скользящий по равнине взгляд. Ее чистота подобна чистоте золота. Ее взор ясный, а зрение так остро, что она способна увидеть волосок в кромешной тьме. Она способна догнать бегущую газель. Орлу она бросает вызов, говоря: я несусь над землей подобно тебе! Заслышав пение девушек, лошадь радостно ржет, а свист пуль будоражит ее кровь. Она принимает угощения из женских рук, а врага безжалостно бьет копытом в лицо. Из ее глаз льются слезы радости, когда у нее есть возможность бежать по желанию сердца. Ей нет разницы, чисто ли небо или пыль урагана застит солнце, ведь благородный конь презирает ярость бури. Нет на этом свете такой лошади, что была бы ей равна. Она носится быстрее ласточки, с такой легкостью, что могла бы станцевать на груди возлюбленной наездника и та не ощутила бы тяжести благородного животного. На полном скаку ты мог бы выпить, не пролив ни капли, полную чашку кофе прямо на ее спине, ведь поступь ее спокойна и плавна. Она осознает все, как человек; единственное, чего недостает лошади, – это умения говорить».Лошадь – одно из наиболее мифологизированных священных животных. В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака).В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу. Его часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой – добрым. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу.Многие народы представляли бога солнца в некой небесной колеснице. И в русских сказках это животное чаще всего возникает с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт. Самый яркий конь в русских сказках – Сивка-бурка: «Сивка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». А в «Василисе Премудрой» Баба-яга, которой служат всадники на трех конях, объясняет, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне – значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.Боевой конь – это скорее боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху, встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком. Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.Когда в русских сказках могучий богатырь вскакивает на своего верного жеребца и бьет его по крутым бедрам: «…добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие – перепрыгивает». И «Конь бежит – земля дрожит!».В сказке о Сивке-бурке Иван-дурак становится красавцем, после того как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем главный герой едет ко дворцу, где Сивка-Бурка допрыгивает до окна царевны, что приводит к возвеличиванию всадника.В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку, чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь, и стрелец, после того как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит Баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня не случаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет. Да, поистине сказка ложь, да в ней намек… И возможно, год Лошади станет наиболее удачным и прагматичным в череде последних лет, сменяя не только мифический символ предшествующего года, но и кардинально меняя направление развития, что само по себе обещает благоприятные перемены во всех сферах человеческой жизни, как обещают нам сказочники от астрологии!
Комментарии