search
main
0

Грядет «Большая перемена»

В Госдуму внесен законопроект о создании российского движения детей и молодежи «Большая перемена». Авторами инициативы выступили представители всех политических фракций Госдумы, а также сенаторы.

Согласно документу основными целями движения станут участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации и организации досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, подготовка к полноценной жизни в обществе. Участниками движения смогут стать все дети с шести лет. Организацией их воспитания и досуга будут заниматься взрослые-наставники. Структура движения будет включать региональные, местные и первичные отделения в учреждениях образования, а также в организациях, работающих в сфере молодежной политики, культуры и спорта. Возглавить наблюдательный совет движения будет предложено Президенту России.

Как сообщил глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев, обсуждение законопроекта с будущими участниками объединения начнется 1 июня на фестивале «Большая перемена». «Решающее слово в ключевых вопросах всегда будет оставаться за детьми, – заявил депутат. – Именно они определят будущее название членов движения, будут участвовать в разработке направлений его работы».

Какие направления могли бы стать главными для нового движения, что необходимо учесть при его создании? Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Главное, чего не хватает детям и молодежи, – чувство нужности и уважения от старших. Это уже пять лет показывают наши опросы и вся ведущаяся работа с подростками. И ключевой вопрос – как организовать форматы, в которых учитывались бы личный интерес, потребности ребенка, а также обеспечивался его рост на примерах чести, отваги, упорного труда, умения преодолевать трудности, сострадать.

Основной вызов для новой организации будет заключаться в создании пространства для каждого, а не только для ребят, ориентированных на успех. В 2020 году Институт социологии РАН на основании исследования в семи регионах выделил два полюса в молодежной политике. Первый полюс – талантливая молодежь, второй – наиболее уязвимая. Такой подход, по мнению ученых, исключает «средних», то есть большую часть молодежи, которая нуждается не столько в финансовой поддержке, сколько в ощущении востребованности, причастности к судьбе страны.

Не менее важная задача – развитие механизмов работы с молодежью вне системы образования. В школе смычку между школой и общественными объединениями сейчас строят советники по воспитательной работе. При разработке квалификационных требований к этой специальности СПК в сфере образования удалось заложить соответствующие трудовые функции. Руководители отмечают, что, несмотря на изначальный скепсис, советник сыграл уникальную роль. Его появление позволило учесть интерес детей в дополнительном образовании, создать единую экосистему, усилить взаимодействие с молодежными движениями. Программу даже планируют распространить на колледжи. Но ежегодно за пределами системы образования оказываются тысячи обучающихся, только после 9-го класса более 21 тысячи подростков в прошлом году не пришли ни в 10-й класс, ни в колледж. Институт Сербского, кроме прочего, отмечает рост показателей депрессивных состояний у детей и подростков из-за давления, социальной дискриминации, информационных потоков, отсутствия поддержки. Как создать реальные возможности для всех ребят – и тех, кто ориентирован на успех, и тех, кто совсем в себя не верит, – вот в чем вопрос.

 

Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора, учитель физики и информатики гимназии №12 «Гармония», Липецк:

– Важно понимать, чего хотят сами дети. Направления детского движения и учебно-воспитательной работы четко закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте. Конечно, это должно быть оформлено на языке, понятном школьникам. Должны быть направления, связанные с патриотическим воспитанием, личной гражданской активностью. Возможно, будет спортивное направление с участием детей в спортивных акциях. Интеллектуальное направление, безусловно, важно. Особенно ценна та коммуникация, которая будет развиваться в процессе общения. Направлений очень много! Нужно понять, что конкретно интересно самим детям.

 

Антонина РОССИЕВА, учитель карельского языка Ильинской средней школы Олонецкого района, Республика Карелия:

– Мне кажется важным в рамках таких проектов создавать условия для живого общения детей разных классов, школ, районов. В советской школе было хорошо развито наставничество старших учеников над младшими. Старшеклассники помогали малышам с уроками, проводили совместные мероприятия. В некоторых школах это направление сохраняется, в некоторых возрождается, но, наверное, не так масштабно. Такое направление было бы очень полезным для формирования коммуникативной компетенции детей, выявляло бы и развивало лидерские качества старших детей.

Все большую актуальность приобретает поддержка волонтерского движения. Как учитель родного языка не могу не назвать этнокультурное направление, погружение детей в культурно-историческое наследие родного края. Важны также активное участие в подобном проекте семьи ребенка через совместную деятельность, изучение родословной и семейных ценностей через помощь в организации мероприятий проекта.

 

Светлана ПЕТРОВА, учитель, Великий Новгород:

– Прежде всего возникает вопрос о названии членов движения. «Большая перемена» – длинное словосочетание. Как тогда назвать его участников – переменники? Звучит странно. Почему бы не использовать хорошее старое слово «пионеры»? Ведь само по себе оно не несет политического подтекста в отличие от октябрят, названных в честь Октябрьской революции 1917 года, или комсомольцев – участников Коммунистического союза молодежи. Слово «пионер» происходит от французского «первопроходец». Пионерами называли первопоселенцев Северной Америки. В наше время это слово используют в значении «зачинатель» для характеристики выдающихся людей, например, Джека Лондона называют пионером в мире журнальной беллетристики. Почему бы не вернуть этому замечательному слову вторую жизнь?

Как учитель и классный руководитель я также хотела бы отметить две психологические особенности детей, важные для успеха нового движения. Первая – стремление к соревнованиям. Вторая особенность, тесно связанная с первой, – желание получить награду за свои старания. Все ребята любят соревноваться. Доказательством тому служит успех советской школьной спортивной игры «Зарница» и распространенность уже нового явления в современной школе – музыкальной битвы хоров. Дети хотят, чтобы их оценили, похвалили. Поэтому интеллектуальные, спортивные и иные состязания между классами и школами будут иметь успех. Вне соревнований могут быть такие виды деятельности, как волонтерство, патриотическая работа, очень важные для развития души юного человека. Только хочется пожелать не задействовать всех детей подряд во всех мероприятиях. Ведь ребята испытывают колоссальную учебную перегрузку в школе и, кроме того, многие занимаются после уроков в кружках и секциях.

 

Сергей САБУРОВ, дедушка восьмиклассника, Воронеж:

– И я, и моя дочка были пионерами, входили во Всесоюзную пионерскую организацию, носили красный галстук и давали клятву быть верными делу Ленина. Помню, в конце клятвы были такие слова, что если я не сдержу своего обещания, то пусть меня покарает суровая рука моих товарищей, до сих пор мороз по коже! Зато была преемственность поколений, и дочка хорошо меня понимала, чего не скажешь об отношениях с внуком. Это все-таки совершенно новое поколение. Надеюсь, что детская общественная организация всероссийского масштаба поможет преодолеть возникшее сегодня непонимание между поколениями отцов и детей. Возможно, даже поможет вытащить ребят из Интернета и уменьшить его влияние на них. Но в целом мне пока непонятно, на чем именно будет основываться идеология нового детского общественного движения. Вроде бы все, что было до сегодняшнего дня в школах, – и воспитательная работа, и детские организации – выполняло воспитательные функции. Если мало, надо было развивать и усиливать. А единая общероссийская организация, на мой взгляд, – это путь к формализму, чтобы все одинаково думали и «были всегда готовы».

 

Анна Л. (имя изменено), мама троих школьников, Московская область:

– Не понимаю я создания еще одной организации. Ведь уже пробовали с Российским движением школьников. На мой взгляд, ничего не получилось, не желают наши дети строем ходить, одинаковые значки носить и песни петь. Все эти инициативы очень локальны, на них откликаются не все школьники, только активные. Любое движение требует реального вложения средств. У ребят должны быть доступные лагеря, незаформализованные возможности выезжать на экскурсии и отправляться в путешествия. Должен быть человек в школе, который будет все это навигировать и будировать, вдохновлять. Классному руководителю одному это не потянуть. А пока я вижу, что государство волнуется за будущее, мечтает вытянуть ребятишек из Интернета, но взамен виртуальной реальности пока нашей школе предложить нечего. Только слова и обсуждения.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте