search
main
0

«Грусть-тоска меня съедает…»: Пушкин, Андерсен и Елена Камбурова

Кажется, что в наше время можно надеяться только на чудо, полагаться на сказку. Может быть, кривая вывезет, золотая рыбка подскажет, щука поможет, когда у самого уже нет сил. Но есть конкретный рецепт: чтобы поверить в возможность победы добра — сходите в Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой на новый спектакль «Нянины сказки» с самой Еленой Антоновной в роли Няни.

Фото: Ирина Мишина, teakam.ru

Мне кажется, самая характерная фраза Елены Антоновны Камбуровой, фраза, определяющая ее характер, характер ее песен, ее ролей, — «Любовь бесстрашна». Она всю жизнь верна себе — служит только тому, что любит. И поэтому не боится экспериментов. Не боится играть в спектаклях, поставленных молодыми режиссерами. И вот очередной шедевр в ее театре — музыкальная фантасмагория «Нянины сказки» в постановке ученицы Римаса Туминаса Гульназ Балпеисовой.

Хрестоматийный, «детский» Пушкин снова оказался взрослым и современным. Умным, серьезным, добрым, смешным, временами хулиганским. Так что вновь некоторые консерваторы, любители поэтов-памятников смогут сказать: «Опять Пушкина извратили». А он в спектакле просто живой.

Как сказала режиссер Гульназ Балпеисова: «Нам сейчас необходимы сказки. С помощью сказки ты преобразовываешь свою боль в нечто прекрасное: картину, песню, в другую сказку, а возможно, и в другую судьбу. Каждый человек — волшебник, и его боль может стать искусством».

И актеры тоже были готовы «чудесить» от души.

Так какие же сказки обыгрываются в спектакле? Это пушкинские «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» и неоконченная «Сказка о Медведихе». В записи звучит также фрагмент из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Иннокентия Смоктуновского. А «Гадкого утенка» Андерсена читает сама Елена Камбурова. Она здесь не добрая няня, а строгая, даже жесткая, отчасти сварливая няня-распорядительница, руководительница всего этого «мероприятия». Но от ее чтения сказки Андерсена хочется плакать.

Хочется выбежать на сцену и освободить от мучений нескладного, слишком большого, некрасивого Гадкого утенка в исполнении актрисы театра Анны Комовой. На ней нет сценического костюма, она в обычном платье и вязаной кофте в одиночестве сидит на стуле в центре темной сцены и играет только лицом под чтение Няни. Абсолютное отсутствие грима. Простота, естественность. Вот она сдерживает слезы, вот — гримаса страдания, вот — тень надежды. А вот в черном — мучители Гадкого утенка. Они окружают его, начинают дергать актрису за рукава кофты, за длинные волосы. Хорошо, что ты знаешь, что это горе не навсегда, что Гадкий утенок не погибнет, а станет прекрасным Лебедем.

Фрагмент из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» — веселый вставной сюжет: уж царевна и яблоки продегустировала, и «замертво» легла несколько раз, а царевича все нет, он все репетирует свой красивый выход.

«Сказка о рыбаке и рыбке» — музыкальный шедевр о семейной жизни. И даже здесь все закончилось любовью.

Ну, а главная, сюжетообразующая часть постановки — «Сказка о царе Салтане». Вот уж, где горе — так горе, а радость — так радость! Тут и стулья, и шкафы с книгами бросают от полноты чувств, и гости веселые без конца приходят, да такие, что смеется весь зал. И придумок да затей всевозможных масса. Пересказывать их все не стоит, лучше один, а то и несколько раз посмотреть.

Остановлюсь только на страданиях царя Салтана по потерянным, да фактически отправленным им самим на погибель, жене и сыну. Он все не решается поехать в княжество Гвидона. Когда тоска накатила на Салтана окончательно и бесповоротно, он стал читать «Сказку о Медведихе». Там одно сплошное горе одинокого навсегда Медведя, чью Медведиху убили ради красивой шубы, а медвежат унесли в мешке на продажу. К Медведю с сочувствием приходят все лесные жители. Этот хоровод все убыстряется, и только он один в центре неподвижен. Потом царь Салтан решается, встает и едет молить о прощении.

Фото: Игорь Захаркин, teakam.ru

И, конечно же, живая музыка! Струнный оркестр: скрипки, альт, виолончель. Спектакль для музыкантов и так нелегкий труд — его продолжительность 2 часа 40 минут с антрактом, и надо постоянно играть, а они здесь еще и актеры.

В музыкальной основе постановки — «Картинки с выставки» Мусоргского. А также — ария Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и авторские сочинения композитора и аранжировщика спектакля Олега Синкина. И еще — фрагменты записей песен Елены Камбуровой. Используются они необычно. Например, музыкальная фраза знаменитой песни «Где же ты, мечта?» из фильма «Раба любви» очень неожиданно заканчивается. И Няня говорит: «Не буди лихо, пока оно тихо».

Оказывается, через сказку можно и сейчас разрешить себе радоваться.

Уходишь из театра с ощущением, что чудеса рядом, если только внимательно смотреть и слушать, слушать и смотреть.

Я вспомнил, как 31 декабря утром шел на электричку мимо спортивной площадки. И вдруг — голос: «Если же нет, жить ему в шкуре чудовища…».

Смотрю: на площадке женщина ходит, собака лежит, стоит тумбочка, на ней — что-то типа маленькой вазы. И алая роза — в ней! А голос — из переносного динамика, лежащего на снегу. «Аленький цветочек» читают!

Я остановился.

Женщина выключила сказку, взяла коврики со снега, рюкзак, динамик, тумбочку, розу, прицепила собаку на поводок и быстро ушла.

Вот, что это было?

Как в предисловии к сборнику детских сказок написал Юрий Нагибин: «Не надо торопиться объяснять мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах.

Мир весь — тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека. И есть Баба-Яга и Кощей Бессмертный, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает под любым обличьем и одолеет. И надо любить животных, тогда в нужную минуту под рукой окажется серый волк и мудрый ворон, и добрый заяц, и верный пес с глазами, как плошки, и не надо верить, что смерть — это навсегда».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте