search
main
0

ГРИГОРИЙ ГУРОВ, председатель правления Общероссийского общественно-государственного молодежного движения «Движение первых»: «Мы строим большую детскую организацию на долгие годы вперед»

– Григорий Александрович, прошло чуть больше года с момента создания «Движения первых». Чего удалось добиться за это время?

 

– Когда мы говорим о том, что наше движение является крупнейшей детско-молодежной организацией в стране, для нас важно, чтобы мы не просто это декларировали, а основывались на наработках, педагогическом опыте и тех методических практиках, которые складывались в педагогике и работе детских организаций, в том числе в советское время. Поэтому первое, что мы сделали, – создали Научно-методический совет, который возглавила Любовь Николаевна Глебова, член Совета Федерации. Мы начали разрабатывать программу воспитательной работы движения. Ее цель – содействие подрастающему поколению в реализации различных инициатив. Мы концентрируем нашу деятельность в первую очередь на деятельном патриотизме, защите интересов Отечества и самореализации в коллективе. С одной стороны, это касается проявления личностных качеств. С другой – есть понимание, что достичь многого можно только совместно со своей командой в рамках первичного отделения на базе своей школы или другого учреждения в регионе. И, соответственно, сопричастность России в нашем понимании является ядром гражданского становления ребенка и воспитания национально ориентированного поколения. Это, пожалуй, самая важная часть программы нашей воспитательной работы.

Мы расширяем пространство детства за пределами образовательного процесса. «Движение первых» работает не только в рамках школы, но и за ее пределами, в рамках молодежной политики, организаций культуры, спорта, соцзащиты. У нас два основных партнера – это Министерство просвещения РФ и Росмолодежь. Ну и понятно, что мы сотрудничаем со всеми остальными федеральными органами власти.

– Как обычно проходит ваш рабочий день?

– В связи с тем что мы строим параллельно много процессов, необходимо правильно организовывать работу с сотрудниками. У нас сейчас около четырех с половиной тысяч сотрудников в регионах и в центральном офисе. Это значит, что надо провести собеседования, тестирование на знания, наличие педагогического опыта, выяснить, чем они до этого занимались, каких достигли результатов, уточнить информацию со всех сторон. Дальше нам нужно организовать процессы, связанные с бухгалтерией, кадрами, закупками. Мы для этого создали центры обслуживания – один в Москве, другой в Красноярске. Также есть и текущая деятельность в виде запуска новых проектов, программ, методического обеспечения.

Мы строим большую детскую организацию на долгие годы вперед. Потенциально в нее должны вступить все ребята до 18 лет – это около 20 миллионов человек. Для них необходимо формировать правильные традиции в виде посвящения, девизов, песен и так далее. Мы постоянно помогаем организовать и внедрить новые возможности, предложенные детьми. Возникают идеи, связанные, например, с летними оздоровительными кампаниями. Мы начали с регионами процесс определения базовых лагерей для движения и запускаем в них программы. А что такое запуск программ? Это массовое обучение вожатского корпуса, работа с движением, ценности, миссия и так далее. У нас сейчас идет бурный лавинообразный рост. Конечно, времени катастрофически не хватает.

Поэтому мой день состоит из разных блоков. Первый из них – это текущая организационная работа по техническим, финансовым, кадровым и прочим вопросам. Второй – это программно-проектная деятельность. Плюс работа внешняя – это события, мероприятия, встречи, совещания, знакомства с разными нашими коллегами из ведомств, которые так или иначе занимаются детьми, молодежью. Так что происходит постоянный круговорот разнообразной деятельности, которую приходится совмещать.

– Наше интервью прочитают педагогические работники по всей стране. Они могут быть интересны вам как потенциальные сотрудники «Движения первых»? И в каком качестве? Как им узнавать о тех возможностях, в частности связанных с трудоустройством, которые вы предлагаете?

– У нас три основные категории, с которыми мы работаем: дети, родители и педагоги. Одним из важнейших критериев работы в движении является педагогический опыт. Это и профильное образование, и работа в детских организациях, и работа вожатыми. В движение приходят работать много учителей. Педагоги, преподающие разные дисциплины, работающие в разных направлениях, в разных регионах, становятся наставниками участников. Наставниками могут стать и педагоги, и родители. И вообще все, кто старше 18 лет. Даже вчерашние школьники.

Без педагога программы реализовать невозможно. Другое дело, что движение ставит для себя задачу помогать педагогам, не садиться им на плечи, добавляя какой-то работы в формате отчетности, а помогать вне учебного процесса, формируя проекты, связанные с самореализацией ребят, выстраиванием их кадровых лифтов. Мы хотим построить такое движение, чтобы, попадая в него в детстве, тебе не надо было из него выходить. Поиск идей и развитие проектов в рамках 12 направлений, путешествия по стране, знакомство с потенциальными работодателями, ведущими университетами, сверстниками и наставниками. И через программно-проектную деятельность движения мы можем на выходе получить счастливого человека, который знает, кем он хочет быть, в каком регионе страны хочет жить, чем хотел бы заниматься. У него есть социальные связи, наставник, который может ему помочь, есть поддерживающая среда, в которой он может развиваться.

– Читатели наверняка зададутся вопросом: разве школа и система допобразования все это не обеспечивают? И зачем, на ваш взгляд, понадобилось создавать новое движение, если только-только начали привыкать к Российскому движению школьников?

– Понимаете, у нас сейчас такое количество информации, возможностей, конкурсов, инициатив, программ, проектов, о которых даже не все слышали… Речь как раз о создании единого информационного пространства, единой организации, в рамках которой можно собирать все остальные инициативы. Чтобы ребенок не метался по разным направлениям – то ли он юнармеец, то ли участник «Большой перемены», то ли юннат, то ли еще кто… В рамках новой организации он получит возможность проявить себя в разных ролях. Сам запрос на объединение появился, потому что у нас так или иначе между собой конкурировали разные движения. Постоянно возникали на уровне регионов или муниципалитетов вопросы, кто главный, кто не самый главный, кто с кем… Сейчас эти вопросы сняты. У нас есть «Движение первых», и в его рамках все развивается. Ну вот название «Российское движение школьников» предполагает сферу деятельности, связанную со школой. А «Движение первых» охватывает и ребят, которые учатся в СПО, училищах, колледжах. Речь идет и о наставниках, которые проходят обучение в университетах. Ребята, которые находятся в разных ролях вне школы, даже сами школьники, могли бы реализоваться в рамках той же молодежной политики.

Раньше было такое жесткое разделение: молодежная политика – это старше 18 лет, а образование – младше 18 лет. Сегодня мы уходим от этого. В текущем году мы даже пошли на то, чтобы включить школьников в форумную кампанию Росмолодежи.

Мы также протестировали участие подростков в проекте «Университетские смены». Это возможность для ребят из всех регионов страны посмотреть университеты, познакомиться с их командами, пожить в кампусах в формате летней смены и наметить, куда бы они хотели поступить. Увы, большая часть ребят впервые попадают в университеты только при поступлении, что во многом ограничивает их в возможностях выбора. Вдруг ты думал о профессии «издалека» и не понимал, какая она в действительности, кем ты хочешь быть на самом деле. Вот здесь мы помогаем.

И еще один плюс нашего движения – это единые методические стандарты, возможность собрать единую систему воспитательной работы на всех этапах взросления. При этом система должна пронизывать все структуры, которые работают с детьми и молодежью. Это вопрос еще и кадрового потенциала. Шесть тысяч человек будут работать в регионах, в муниципалитетах и на профессиональной основе заниматься развитием детского движения совместно с системой образования и молодежной политики. Это единое пространство, которое может объединить и родителей, и педагогические и отраслевые сообщества по интересам, которые привязаны к конкретной миссии, цели, направлению.

– Григорий Александрович, расскажите, пожалуйста, а как вы пришли к тому, чтобы возглавить «Движение первых»? Сразу согласились или взяли тайм-аут, чтобы подумать, посоветоваться с семьей?

– Нет, я не брал никаких тайм-аутов и ни с кем не советовался. Мне предложили возглавить движение, и я, конечно, согласился, потому что это огромное доверие со стороны президента страны и его администрации, образовательного сообщества, людей, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. Здесь я даже не раздумывал. Наоборот, был благодарен за то, что мне выпала такая честь.

Как вы знаете, я 1985 года рождения, и взросление мое выпало на 90‑е – начало 2000‑х. В детстве учился в спортивной школе, занимался бегом на выносливость. Потом случайно поступил в коммерческий университет, просто не туда подал документы. Там были хорошие преподаватели из государственного вуза, образование было качественным, но не было никакой студенческой активности. А я слышал от своих родителей, как они ходили в походы, играли в КВН. Мне всегда этого не хватало. И мы, студенты, стали сами создавать себе активности.

Начали с волонтерства, проводили новогодние утренники, устраивали КВН. Потом, так как уже нельзя было нас не замечать, нам дали проректора по воспитательной работе, познакомили с городской администрацией. Мы вступили в Молодежную палату. Там как раз и экологическим движением занимались, и патриотическим. Так и пошло. Далее мы продолжали это делать уже на уровне Ставропольского края. В 2010 году образовался Северо-Кавказский федеральный округ. И мы начали проводить окружные мероприятия, в том числе для соседних республик. Познакомились с коллегами из Росмолодежи, начали делать федеральные проекты.

Потом я работал в Росмолодежи, мы развивали молодежную политику, затем предоставилась возможность осуществлять связку молодежной политики и образовательной. Далее я работал в должности замминистра науки и высшего образования РФ, занимался воспитательной работой в университетах. И вот в прошлом году, в декабре, мне предложили возглавить движение, и я, конечно, с удовольствием согласился, потому что это позволило мне дальше продолжить это направление работы с детьми, его связки с молодежной политикой и переходом во взрослую жизнь через обучение, профориентацию, самореализацию.

– А семья как к этому относится? И не пугает ли вас лично такой объем задач?

– Ну лично мне эти вызовы интересны. Ведь мы строим с нуля новую организацию, сами пытаемся нарисовать картину мира в моменте, фантазируем, это воодушевляет, потому что ты своими руками можешь реализовывать собственную мечту. Это меня подстегивает и дает силы.

Что касается семьи, то у меня у самого двое детей. Старшему 10 лет, он уже является членом «Движения первых», младшему 4. Как родитель я думаю о том, что было бы интересно моим детям. Поэтому я стараюсь, чтобы они участвовали в наших проектах. Например, 9 сентября состоялся марафон оказания первой помощи. Дети были со мной. Или несколько недель назад мы с женой и детьми решили поучаствовать в родительском собрании, на котором обсуждались многие вопросы. До этого у нас была летняя акция, связанная с безопасностью движения на самокате. Мы участвовали в ней со старшим сыном, у нас обоих есть электрические самокаты.

На самом деле работой, направленной на воспитание, невозможно заниматься только в рабочее время. Нельзя просто так сказать, что все, в шесть часов вечера я должен остановить станок и уйти. И честно заниматься нашей деятельностью можно, только если это твоя миссия и ты реализуешь какие-то большие цели.

– А до какого возраста «Движение первых» планирует доводить ребят?

– На текущий момент до 18 лет. В настоящее время у нас участвуют дети от 6 до 18, но мы уже столкнулись с тем, что есть запрос от учащихся средних профессиональных образовательных организаций. Как только им исполняется 18, в некоторых наших программах они уже не могут участвовать. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы поднимать эту планку. Ну и, соответственно, от 18 до бесконечности ты можешь быть в движении в роли наставника. Поэтому мы сейчас нацелены на расширение, в том числе и возрастных рамок.

– Вы упомянули некоторые проектные программы. Расскажите, пожалуйста, о ключевых из них.

– У нас масса программных проектов, особенно флагманских, которые мы сейчас запускаем. Скажем, проекты, связанные с безопасностью. Это транспортная безопасность и безопасность дорожного движения. Например, сейчас тренд – катание на электросамокатах. Ребята много катаются и иногда попадают в дорожно-транспортные происшествия. Поэтому мы уделяем данной теме особое внимание.

Важная тема, связанная с кибербезопасностью. Мы работаем с Альянсом по защите детей в цифровой среде, в котором объединились все крупные операторы связи и IT-компании. Ну и финансовая безопасность. Отдельно мы развиваем проекты по финансовой грамотности совместно с Центробанком и Минфином. У нас запущен проект «Первая помощь» с Российским Красным Крестом и Всероссийским студенческим корпусом спасателей. Мы хотим уже в этом году обучить до 500 тысяч человек азам первой помощи.

На самом деле мы начинаем с базовых вещей. Для совсем маленьких речь идет о ядовитых грибах, ягодах, что в лесу съедобно, что несъедобно. Детей постарше обучают правилам поведения в чрезвычайной ситуации. А самых старших – элементарным навыкам: как правильно остановить кровь, как перевязать рану, как помочь тонущему, как сделать искусственное дыхание, то есть как вообще можно спасти жизнь человеку.

– Предусмотрены ли в рамках этих программ начальная военная подготовка и вообще обучение навыкам, связанным с ситуацией военного времени?

– В программе первой помощи нет. Там задача заключается в том, чтобы ребята научились в опасных ситуациях грамотно себя вести. Условно с темой военной подготовки связан Всероссийский проект «Зарница». Мы сейчас перезагружаем ее, создаем современную военно-патриотическую игру, которая основывается на российских традициях. Но мы хотим сделать ее военно-тактической игрой с использованием новых технологий. Это беспилотные летательные аппараты и знания, как ими управлять, самоходные роботы, работа с VR-оборудованием, ориентирование на местности, та же первая помощь. Тут основная задача – привить ребятам навыки проактивной защиты Родины любыми способами, которые есть в их распоряжении. Если ты интеллектуал и занимаешься робототехникой, то можешь управлять дроном. Если работаешь в медиацентре, то это навыки борьбы с фейками, с ложной информацией. Если собираешься стать медиком, то можешь заниматься первой помощью, и так далее. В рамках игры каждый по своим интересам и с индивидуальными особенностями мог бы найти себе роль в команде, деятельность которой направлена на защиту Отечества.

Еще у нас есть большой проект, связанный с патриотическим воспитанием, – «Хранители истории». Он состоит из трех частей. Первая – это изучение исторических мест, памятников, захоронений. Вторая – облагораживание этих мест. Например, поправить облупившуюся краску на Могиле Неизвестного Солдата. И третья – это выставление почетных караулов, чтобы ребята осознавали, что те герои, люди, события, с которыми связаны эти места, как раз и позволяют нам успешно жить в нашей стране.

Следующий большой сетевой проект – это походный туризм. Мы сейчас полностью разворачиваем работу по созданию такой сети форматов – экоэкспедиции, уроки на природе, туристические соревнования. В мае у нас была большая туристическая маевка. В сентябре пройдет Всероссийский туристический слет. В его рамках мы пропагандируем туристические походы по всей стране.

«Волонтер науки» – проект, предназначенный для популяризации науки, который дает ребятам возможность быть вовлеченными в реальные научные исследования. Совместно с Министерством науки и высшего образования, а также Координационным советом молодых ученых при президенте мы получаем задания от исследователей. Например, 3 сентября мы по запросу ученых фотографировали ягоды и деревья рябины и сдавали снимки в общий банк. В рамках юннатского движения в этом году прошел большой форум на Камчатке.

Для новых регионов у нас было в этом году несколько акций и проектов. Первый – это «Книга другу». В этих регионах возникла потребность в русской литературе, в том числе художественной. И мы по всей стране сейчас собираем книги. Уже порядка двухсот тысяч книг отправили в школьные и обычные библиотеки. И продолжаем эту акцию.

– Что касается книг – это какой-то конкретный перечень авторов и изданий?

– Нет, это абсолютно открытый список. Есть от библиотек конкретные запросы. Но самая важная часть акции – не просто так подарить книгу, а подарить ее лично. То есть ребята подписывают прочитанные книги и отправляют их, обмениваются контактами и потом могут созваниваться, переписываться и обсуждать, что понравилось в книге. Тут двойная задача – она еще и в том, чтобы ребята познакомились друг с другом. К проекту подключились общество «Знание», АНО «Россия – страна возможностей», Народный фронт.

Ну и параллельно, конечно, в рамках темы проведения СВО ребята пишут письма на фронт военным, поддерживают их, собирают для солдат толстовки, термобелье. Ребята постарше у нас делали буржуйки в СПО, маскировочные халаты, сети.

– Этим летом «Движение первых» впервые провело конкурс грантов. Скажите, пожалуйста, а какие проекты были поддержаны в первую очередь и планирует ли движение продолжать эту практику?

– Уникальность конкурса в том, что участвовать могут практически все, в том числе и коммерческие структуры, индивидуальные предприниматели с любыми проектами, направленными на молодежь. Понятно, что проекты должны быть не коммерческие, а социальные. В итоге мы получили почти 2,5 тысячи заявок практически из всех регионов от общественных объединений, школ, лицеев, техникумов, колледжей, высших учебных заведений, даже детских садов. Часть заявок прислали индивидуальные предприниматели.

Инициировать заявки должны были сами дети. Например, детская химическая лаборатория «Нахимичим» из Татарстана. Крутые ребята, интересный формат исследований. У них большой проект, направленный как раз на ребятишек дошкольного возраста.

В Курской области был интересный просветительский проект «Соловьиные вечерки». Это про народные промыслы. Ребята своими руками сделали куклы, свистульки, участвовали в фольклорных викторинах и вечеринках.

В Нижегородской области функционировал патруль безопасности. Это то же самое обучение, как вести себя в чрезвычайной, экстренной ситуации.

– Благодарим экспертов и за поддержку проекта «Первое медиа», представленного АНО «Школьный пресс-центр». Теперь в России по­явится новое федеральное СМИ, содержание которого будут определять сами школьники. Вы планируете продолжить практику, связанную с конкурсами грантов? Или будете определяться по результатам текущего конкурса?

– Мы в этом году запустили грантовый конкурс в середине года. На следующий год хотим это сделать раньше. Скорее всего, в декабре этого года будем запускать. Сейчас смотрим и анализируем итоги. Есть мнение, что гранты нужно давать не только юридическим лицам, но и физическим. То есть разные вопросы возникают… Мы над этим работаем.

– В недавнем интервью газете «Ведомости» вы сказали, в частности, о том, что «Движение первых» является полноценным преемником пионерской организации. Целью последней согласно положению об организации было воспитание юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. А за что ведут борьбу «Первые»?

– Мы, конечно, не ведем борьбу с капиталистами за коммунистическое будущее. Я нашу деятельность борьбой бы не назвал согласно текущей логике. Но есть несколько вещей. Первая – это возможность самореализоваться и помочь реализоваться другим. Это не про индивидуализм, а про самореализацию в коллективе. Вторая вещь – это воспитание активных, патриотически настроенных граждан. Потому что мы живем в великой стране. По сути, у ребят – это искреннее мое убеждение – должно быть понимание своей внутренней суверенности. Когда что-то происходит на внешнем контуре, то мы сами в своей стране решаем, что нужно делать. И все, что бы здесь ни происходило, – это исключительно наши проблемы, наши вызовы, и решать и принимать их только нам.

– Насколько вообще тема идеологии актуальна на данном этапе развития организации? Видите ли вы в перспективе необходимость внедрения каких-то элементов, связанных с идеологией?

– Мы не говорим про идеологию, мы говорим про гражданский, государственный смысл, про готовность служить Отчизне, чтить и сохранять культуру, историческое наследие, творчески и ответственно относиться к участию в социальном, значимом у нас труде. Это исходит из нашей миссии и ценностей, положение о которых мы приняли на первом съезде: там про крепкую семью, дружбу, созидательный труд. Это не идеология, это набор ценностных ориентиров любого гражданина страны.

– Может ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем членство в организации «Движение первых» стать обязательным, а не добровольным?

– Это невозможно, потому что наш самый главный принцип – добровольность. Мы объясняем каждый раз учителям, школам: не должно быть никакого принуждения, не должно быть какого-то административного соревнования в этом плане. Поэтому мы очень аккуратно подходим сейчас к выбору атрибутики, символики, церемоний, с тем чтобы это было естественно, чтобы ребята не просто хотели вступить в организацию, но понимали, зачем туда вступают и какие у них дальнейшие перспективы. Недаром в своем напутственном слове нам президент сказал, чтобы это не было формальностью.

– Григорий Александрович, на недавнем форуме «Территория смыслов» вы поделились историей о том, как пытались реализовать экологический проект и с огромным трудом тогда выбили 100 тысяч рублей на необходимый инвентарь. Представьте, что вы начинаете свой путь сегодня и хотите предложить какой-то проект. Каким бы он был?

– Мне очень близка тема экологии. Когда ты приезжаешь отдыхать на озеро с друзьями, с семьей, то всегда раздражает, когда видишь, что на прошлых выходных здесь кто-то был и оставил мусор. В итоге мы организовались и занялись очисткой водоемов, потом подключился РусГидро, администрация нас поддержала. Поэтому я и сейчас этим активно занимаюсь. Но в случае с новым проектом думаю, что я бы сделал акцент на походном туризме, потому что мне очень нравятся походы. Я помню с детства несколько своих походов с отцом, как мы преодолевали трудности… Это просто незабываемые впечатления, когда ты находишься среди дикой природы со своими близкими, костер, снег… Это на самом деле потрясающе. Поэтому походы мне нравятся.

Мы развиваем это направление, и я на «Территории смыслов» абсолютно не кривил душой, когда говорил, что реализую свою мечту. Большая часть проектов, которые мы запускаем, – это то, что действительно нравится всей нашей команде. И не только нам, мы же у ребят тоже спрашиваем, проводим социологические исследования, опросы.

Мой путь – это, наверное, на самом деле путь обычного активного человека. Мы говорим: «Россия – страна возможностей». Вот для меня это и есть моя страна возможностей. Потому что, если ты что-то делаешь, если ты вышел за пределы своей квартиры, пошел и начал чем-то заниматься, у тебя появляется все, что ты хочешь.

Арслан ХАСАВОВ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте