или Как воспитывали девочек в Древней Греции
езадолго до конкурсных уроков Оксана Филинкова вдруг изменила тему занятия. Вездесущая “Пеликант-дейли” – ежедневная газета пресс-центра конкурса “Учитель года-96” – написала об этом с явным сожалением. Прежняя тема – “Бывают странные сближения…” – звучала и романтично, и загадочно. “Физкультура с таким названием? Почему? Откуда строчка? О чем урок?” – Оксану засыпали вопросами еще до начала конкурсного марафона. И она сделала другой выбор.
Новая тема имела четкую формулировку. Она звала за собой в Элладу, к афинянам и спартанцам, и называлась “Физическое воспитание в Древней Греции”. Физкультура переплеталась с историей.
Сплошные “н”
Однако перемена темы принесла неожиданную проблему. Пропали… грецкие орехи, которые требовались Оксане в конце урока. Продавщицы в магазинах только руками разводили и вместо грецких предлагали либо арахис, либо фундук. Кто бы мог подумать, что с орехами возникнут проблемы? В жизни всегда найдется место трудностям. Но для того они и существуют, чтобы их умели преодолевать. Этому качеству отец учил Оксану с детства. Зимой ни одни выходные не обходились без лыжных походов. Папа воспитывал в ней силу, выносливость, целеустремленность. Мама к физическому воспитанию добавила духовную утонченность, отдала дочь в хореографию, научила ценить и любить музыку. Так в результате слияния дорийских и ионийских традиций Оксана выросла и стала… учительницей.
После окончания физтехникума она заочно училась в Брянском пединституте на факультете физического воспитания и одновременно работала в общеобразовательной школе с лицейскими классами.
Первые уроки – горькие слезы. Девочки игнорировали физкультуру. В журнале были сплошные “н”. Институтская теория расходилась со школьной практикой в разные стороны. Выход был один: предложить то, что обязательно понравится. Тогда на уроках появились музыка и ритмическая гимнастика, а “н” в журнале стало намного меньше.
Хобби
С тех пор прошло шесть лет. Школа с лицейскими классами за эти годы изменила свой статус и стала городским лицеем N 1, одним из самых престижных в Брянске. А Оксана набралась опыта. Горечь первых неудач подсказала нехитрую мудрость: нужно бежать от обыденности, иначе уроки станут неинтересными и нелюбимыми.
В брянском лицее – три учителя физкультуры. У каждого своя возрастная специализация. Кроме того, мальчики и девочки старших классов занимаются физкультурой отдельно. Все это дает учителю возможность не разбрасываться и постоянно улучшать методику работы с детьми конкретного возраста и пола.
Шесть лет Оксана работала только с девочками 10-11-х классов. Она хорошо изучила их возрастную психологию. Лицеисты – народ особенный. Им даже на физкультуре требуется информационная подпитка. И тогда появились тематические уроки об особенностях различных оздоровительных культур, на которые с удовольствием ходили старшеклассницы: “Самомассаж как средство управления самочувствием”, “Восточные оздоровительные системы”, “Йога – путь к совершенству”, “Атлетическая гимнастика для девушек”, “Шейпинг – строительство собственного тела”.
Работа как-то незаметно превратилась в хобби и заняла все свободное время. Утром Оксана шла в лицей, после уроков – в библиотеку. Со временем накопилось много тем, позволяющих проследить взаимосвязь физкультуры с биологией, историей, литературой. Оксана стала проводить интегрированные уроки. Все эти формы работы требовали системного подхода, и Оксана его разработала. Так постепенно родилась “концепция физического воспитания образовательной направленности”. Ее главная цель – гармоничное, духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности. Чтобы не быть голословной, Оксане пришлось иначе подойти к школьной программе. Она включила в урок новые, нестандартные системы упражнений. Занятие обязательно складывалось из двух составляющих – образовательной (когда происходило, например, обучение навыкам здорового образа жизни) и тренирующей.
Разрабатывая концепцию, Оксана столкнулась с проблемой оценки за успеваемость. Согласно требованиям контрольных нормативов, принято оценивать физические данные ребенка, заложенные в нем природой. При этом, к сожалению, не учитываются физическое развитие и затраченные усилия, приобретенные навыки и состояние здоровья. По мнению Оксаны, лучшие способы достижения обьективности в оценках – это индивидуальный, врачебно-педагогический контроль, учет динамики тестовых показателей и способности к физическому совершенствованию. Работая по этой методике два года, она убедилась в ее эффективности. Такой метод позволяет оценить каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и первоначального уровня физического развития. Кроме того, метод очень нагляден. Все данные и результаты фиксируются в “личной карте контроля за физическим развитием” в виде таблиц. Уже после первого тестирования в начале учебного года определяются сильные и слабые стороны физической подготовленности лицеистов и в соответствии с этим намечается индивидуальная программа развития. Выполнение этой программы – улучшение собственных спортивных результатов и состояния здоровья – регулярно контролируется и оценивается. Таким образом, главным критерием оценки является умение совершенствоваться. По мнению Оксаны, не менее важно, что этот подход не исключает существования набора показателей, овладение которыми обязательно для всех, независимо от индивидуальных особенностей. Но этот набор минимален.
Спарта и Аттика
Приехав на конкурс в Москву, Оксана постоянно вспоминала своих коллег, оставшихся в Брянске. Она с такой теплотой и любовью говорила о лицее, что становилось очевидным: эти стены – ее родной дом и надежная поддержка. Оказалось, что система, по которой работает Оксана, – составная часть комплексно-целевой программы “Здоровье”. В ней задействована вся большая и дружная семья 1-го городского брянского лицея.
Урок, который дала Оксана, высоко оценили и жюри, и одиннадцатиклассницы 1158-й московской школы. На сорок минут они стали истинными спартанками и афинянками.
В Древней Спарте физическое воспитание получали не только мальчики – будущие воины, но и девочки, которые готовились стать здоровыми матерями. В своих гимназиях они метали копье и диск, упражнялись в прыжках и беге, участвовали в соревнованиях в честь богини Геры. В брак вступали в строго определенном возрасте, а момент, “благоприятный зачатию”, был установлен законом. Недаром Ксенофонт говорил, что спартанцы не только самый здоровый, но и самый красивый из народов Греции…
На уроке девочки вспоминали историю Олимпийских игр, делали разминку на самом древнем снаряде – скамейке. Они узнали основные отличия афинской и спартанской школ физического воспитания, разучили и продемонстрировали танец “сиртаки”. После физических упражнений измеряли пульс, контролируя адаптацию к нагрузкам.
В середине урока была самостоятельная работа. Школьницы разошлись по залу и выбрали упражнения, которые когда-то выполняли гречанки: “стройные ноги”, “гибкие руки”, “прямая спина”. А в конце урока состоялись соревнования. И когда победительница принимала поздравления подруг, прозвенел звонок. Урок завершился. Но у него было одно маленькое продолжение. Вне конкурса. Оксана научила девочек приемам самомассажа… с грецкими орехами, которые ей все-таки удалось отыскать.
По итогам второго тура Оксана Васильевна Филинкова вошла в пятерку суперфиналистов конкурса “Учитель года России-96”.
Ольга КУТАСОВА
Мир… на бумаге
От школы, как от судьбы, не убежишь
Номинация “Искусство и культура” была интересна уже тем обстоятельством, что в конкурсных испытаниях встретились яркие и талантливые учителя разных поколений. Номинацию представляли и очень молодые педагоги, и педагоги почтенного возраста, отдавшие школе многие годы жизни.
В свои семьдесят три Александр Петрович ИВАНОВ, учитель музыки и МХК 1-й сургутской школы, настолько энергичен и жизнерадостен, что можно только позавидовать. На закрытии конкурса он получил особый приз – “За вкус к жизни”. Судьба Александра Петровича сложилась очень интересно. Он родился в Польше в 1922 году в семье русских эмигрантов. С гимназических времен прекрасно владеет польским, немецким, знает французский, древнеславянский и латынь. Россию увидел в год Победы, в 45-м, из зарешеченных окон вагона для перевозки заключенных. Иванову, возглавлявшему в Польше “Союз эмигрантского движения”, “за участие в антисоветской деятельности” дали десять лет лагерей… Педагогика пришла в его жизнь внезапно, почти случайно. После ссылки он стал учителем. Начал преподавать черчение в Усть-Каменогорской школе. Потом к этому предмету прибавились изо и музыка. Еще позднее – МХК. Коллеги Александра Петровича восхищались его эрудицией, прекрасным знанием музыки, поэзии, истории и культуры. Но образование, полученное им в Польше, в России в те времена не ценилось, и в графе “Образование” стоял прочерк. В 63 года он исправил это обстоятельство, закончив с “красным” дипломом музыкальное отделение Усть-Каменогорского пединститута.
Аминат Исмаиловна ШАВАЕВА, учительница изо из Эльбрусской школы Кабардино-Балкарии привезла на конкурс свои картины – великолепные пейзажи Приэльбрусья. Своими руками она создала уникальные наглядные пособия для программы “Декоративно-прикладная культура Балкарии”.
В Березняках, родном городе Александра Федоровича ПОПОВА, учителя музыки 10-й средней школы, славятся хор мальчиков и отцов, ансамбль народной песни, которые он возглавляет.
В 75-й, самой обычной общеобразовательной ярославской школе, хорошо поют все дети. Это заслуга замечательного педагога – Ольги Игоревны Казьянской. Хоровое пение, считает она, – самый доступный вид обучения всех детей без отбора. Ольга Игоревна пишет для ребят оперы, делает с ними целые концертные программы с отделением классической и джазовой музыки. Западноевропейских композиторов ее ученики исполняют на языке оригинала – латыни, итальянском, чешском. На сцене выступают все ребята без исключения. Как ей это удается? Секрет двадцатилетней кропотливой работы.
Юлия Евгеньевна КРАКОВИЧ, учительница музыки и изо 3-й саранской школы – самая молодая участница номинации. Ее педстаж – три года. Она ведет в начальных классах музыку и рисование как единое целое. Урок с переменкой в середине длится полтора часа. Казалось бы, много, но когда прозвенит звонок, дети не хотят уходить.
Говорят, от школы, как от судьбы, не убежишь. Так случилось и с Саидат Рамазановной ДАМАДАНОВОЙ, учителем изо и труда 38-й махачкалинской гимназии. Закончив художественно-графический факультет Махачкалинского пединститута, она не попала в школу сразу, стала художником-модельером престижного свадебного цеха Дома быта. Работа шла удачно: именные заказы, хороший заработок. Случай изменил жизнь. Она повела на “Золушку” младших братьев, увидела в театре молодую учительницу с детьми и… позавидовала ей. В тот день она точно решила, что будет работать в школе.
На конкурсе Саидат дала великолепный урок. Назывался он “Как прекрасен этот мир”. Его сделали таким дети. Они своими руками изменили картину, которую привезла им Саидат. Когда в начале урока она открыла доску с картиной, дети ахнули, настолько ужасно было увиденное. Но за один урок выжженная земля покрылась цветами и зеленой травой, ожили высохшие деревья, темное небо стало голубым, в пруду зацвели лилии, на месте разрушенных домов появились новые… Получилась великолепная картина.
Чтобы изменить мир, нарисованный на бумаге, детям понадобились клей, ножницы и цветная бумага. В жизни этого мало. Нужно доброе сердце, чуткость, отзывчивость. Воспитать эти качества в своих учениках – самая главная задача для Саидат Дамадановой.
Саидат Рамазановна Дамаданова вошла в число пятнадцати лауреатов конкурса “Учитель года России-96”.
Ольга КУТАСОВА
Комментарии