Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Гражданское общество. Отвечая на вызов времени

Учительская газета, №39 от 28 сентября 2004. Читать номер
Автор:

Московскими учителями создана инициативная группа «Учителя против милитаризации и клерикализации школы». Эта инициатива уже находит поддержку в других городах – среди педагогов и активных граждан.

Инициативная группа начала работу по сбору и анализу информации о фактах нарушения Закона «Об образовании». Мы планируем организовать широкое обсуждение нарушений и наметить пути профессионального и гражданского противостояния этим негативным тенденциям. Для этого, в частности, предполагается проведение в январе 2005 года Всероссийской общественно-педагогической конференции «Осторожно: клерикализм и милитаризм на пороге российской школы». В будущем намечено создание Ассоциации «Учителя против милитаризации .

Обращение Инициативной группы «Учителя против милитаризации

и клерикализации школы»

С конца 90-х годов начались попытки отхода от базовых принципов, заложенных в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Это прежде всего принципы

– плюрализма в образовании,

– светского характера государственной и муниципальной школы,

– деполитизации школы и запрета обязательной начальной военной подготовки.

Настораживающие изменения образовательной политики проявляются на разных уровнях и в разных формах:

На уровне правительственном и министерском (содержание действующей программы патриотического воспитания, совместные приказы министров обороны и образования о проведении обязательных сборов, введение элементов начальной военной подготовки в курс «Основы безопасности жизнедеятельности», отдельного курса НВП, инструктивное письмо об «Основах православной культуры», договор Министерства образования с РПЦ).

В школьной практике (навязывание детям под видом «факультатива» фактически курса Закона Божьего, который ведут местные священники; обязательное участие детей в различных обрядах, конкурсах, конференциях, праздниках, проводимых религиозными организациями; усиленное внимание к военно-спортивным играм, военной истории).

С нашей точки зрения, все это способствует росту ксенофобии среди детей и молодежи, поскольку так или иначе подразумевает «образ врага».

Примером тому может служить недавно прошедший конкурс сочинений «Что значит быть русским сегодня?». Конкурс был проведен под эгидой одного из комитетов Госдумы, но фактически проведение конкурса взяли на себя ультранационалистические партии и организации (в частности, Национально-державная партия А. Севастьянова).

Члены инициативной группы считают, что попытки отхода от принципов образовательной политики, заложенных в Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании», связаны со стремлением навязать обществу новую идеологию, основанную на «великорусской национальной идее». Это крайне опасно в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Примем ли мы безропотно слегка обновленную формулу «великодержавность, православие, народность»?

Опыт последних лет показывает, что четко выраженная профессиональная и гражданская позиция может повлиять на ситуацию. Например, протесты против введения 12-летки и ЕГЭ заставили руководство учесть это мнение.

Инициативная группа начала работу по сбору и анализу информации о фактах нарушения Закона «Об образовании». Мы планируем организовать широкое обсуждение нарушений и наметить пути профессионального и гражданского противостояния этим негативным тенденциям. Для этого, в частности, предполагается проведение в январе 2005 года Всероссийской общественно-педагогической конференции «Осторожно: клерикализм и милитаризм на пороге российской школы». В будущем намечено создание Ассоциации «Учителя против милитаризации и клерикализации школы».

Приглашаем к сотрудничеству всех, кому небезразлично настоящее и будущее российской школы.

С. Дьячкова, учитель информатики

В. Луховицкий, учитель русского языка

Л. Перлов, учитель географии

Е. Батенкова, учитель истории

Д.Ермольцев, учитель истории

Л.Венкова, учитель начальных классов

Д.Бродский, педагог, психолог

Е.Воронкова, преподаватель этнографии

Т.Иванова, преподаватель права

А.Налетов, учитель литературы и русского языка

А.Тубельский, директор «Школы самоопределения»

Э.Раутбарт, директор регионального клуба учителей «Доживем до понедельника»

Э.Финкельштейн, председатель регионального клуба учителей «Доживем до понедельника»

Э.Калабухова, учитель физики и химии

В.Хлопьянов, учитель истории

Обращение открыто для подписания. Если вы хотите присоединиться к этой инициативе, пишите по адресу, указанному ниже.

Как принять участие в работе инициативной группы?

Прежде всего необходимо продолжить сбор информации о негативных тенденциях в образовательной политике и педагогической практике. Предлагаем принять участие в этой работе.

Вы можете ответить на вопросы сами и предложить коллегам. Мы будем признательны за информацию любого объема, которую вы нам сообщите.

По каким программам, учебным пособиям работают учителя в вашей школе (населенном пункте, регионе)? Нас интересуют ОБЖ, отечественная и всеобщая история, краеведческие курсы, литература, обществознание, география (экономическая и социальная), общая биология, музыка, МХК.

Какие факторы влияют на выбор определенного варианта пособий (указания министерства, рекомендации региональных и муниципальных органов управления образованием, решение школьной администрации, мнение учителя-предметника, отсутствие альтернативных вариантов в библиотечном коллекторе)?

Доходят ли реально до школ распоряжения (рекомендации) министерства (муниципальных органов) по реализации программ военного, патриотического и религиозного воспитания? Механизм доведения: телефонограмма, устное распоряжение, письменное распоряжение, директивное выступление на совещании. Проверяется ли их исполнение? Каковы формы отчетности? Были ли случаи наказания за невыполнение?

Непосредственные исполнители программ военного, патриотического, религиозного воспитания в вашей школе. (завучи по воспитательной работе, классные руководители, учителя физкультуры, учителя обществознания, МХК, священники и т.д.). Порядок их назначения: добровольный или административный. Как организована их квалификационная подготовка.

В каких общегородских (районных, региональных и др.) мероприятиях (военно-спортивных играх, православных чтениях, конкурсах, праздниках) принимала участие ваша школа? Было ли участие школы обязательным? Было ли участие детей добровольным? Предусматривались ли какие-то санкции за неучастие в этих мероприятиях?

Есть ли в школе клубы, кружки военной направленности, какова их роль в воспитательном процессе?

Были ли случаи принуждения детей к посещению факультативов религиозного или военного содержания?

Пожалуйста, сообщите некоторые общие сведения: название населенного пункта, тип школы (государственная – муниципальная – частная, обычная – специализированная), предмет, который вы ведете.

Координаты для связи:

113587, Москва, Кировоградская ул.,

16-1-143,

Перлову Леониду Евгеньевичу

Факс: (095) 311-75-14

E-mail: leonid@48.org


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту