search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Гражданин в гражданском обществе Классный час

Технологии
Цель: дети в круге (подчеркнуть исключительную важность этого разговора).

Методика
Определить отношение каждого из них к позиции быть гражданином.

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
На ватмане написаны вопросы.

Сценка “Собрание”
Председатель: Ребята, тише! Сами же затягиваете. Тихо! Курочкин, закатай Семке в лоб, ты там к нему поближе сидишь, а то его по-другому не успокоишь. (С трудом водворяется тишина). Продолжаю. На собрании присутствуют семь человек. Двадцать отсутствуют по уважительной причине: все встречают тетю.
На повестке дня – вопрос об успеваемости. Какие будут предложения?
Голос: Есть предложение!
Председатель: Какое?
Голос: Короче! В кино опаздываем!
Председатель: Без тебя знаем и стараемся. Есть предложение хорошо учиться! Кто “за”? Так… Лопухов, а ты что ногу вместо руки поднял?
Лопухов усиленно надувает футбольную камеру.
Лопухов: Не видишь, руки заняты? (Опускает ногу, поднимает руку).
Председатель: А сам-то ты намерен свои тройки ну хотя бы на четверки переправить?
Лопухов: А на Доску почета выставите?
Председатель: Семка, опять вертишься? Курочкин, повтори внушение! Ну, Лопухов, так как же ты насчет хорошей учебы думаешь? На тройках ведь далеко не уедешь!
Лопухов: Ну да, не уедешь, а вот классики по-другому думали: “Эх, тройка! Птица тройка!..” Слыхали? Не знаю уж, кому верить – классикам или тебе.
Голос: Председатель, давай распускай людей, в кино опаздываем! А если надо, мы его на поруки возьмем.
Другой голос: Не на поруки, а на буксир.
Голос: Лопухов, ну пообещай, чего тебе стоит!
Другой голос: Ну пообещай, в кино опаздываем!!!
Лопухов: Ладно, так и быть, обещаю.
Курочкин: Ну вот и все. По домам, ребята!
Председатель: Ну ты, Курочкин, не командуй! Переходим к выбору старосты. Сами понимаете, старостой должен быть самый аккуратный, самый авторитетный, самый прилежный ученик, поэтому мы должны к этому вопросу отнестись со всей серьезной ответственностью. И чтобы не тянуть, я предлагаю Лину Кочергину избрать!
Мальчишка дергает Лину за косу.
Голос: Вставай, Кочерыжка, тебе класс доверяют.
Девочка встает.
Лина: Да что вы, ребята… Я же этого… я плаванием занимаюсь в бассейне – мне до Лужников ехать далеко. (Хнычет).
Лопухов: Удивила, ты только в Лужниках, а я вот плаваю чуть ли не на каждом уроке – и то не плачу.
Лина: А еще я в кружок художественного свиста хожу.
Голос: Вот свист! Ну и ну, где же это ты такой кружок раскопала? А если ходишь, то докажи…
Лина засунула пальцы в рот и засвистела.
Все зааплодировали.
Председатель: Причина уважительная. Отвод принимаем. Кто “за”?
Лина: Спасибо, ребята, век не забуду. Спасибо большое! (Садится).
Председатель: Вовку Курочкина предлагаю в старосты. Во-первых, он сильный и самый большой. И к тому же у него еще преимущество перед другими: он в этом классе старожил – третий год сидит, а потому все порядки знает.
Курочкин (встает): Что вы, что вы, я, ребята, человек нервный. У меня даже справка есть, и потом у меня рука тяжелая. (Показывает кулак председателю).
Председатель (заикаясь): Причина уважительная. Отводим. Кто “за”!
Голос: Предлагаю Золотарева!
Золотарев: Я не могу. Я сестренку нянчу, а у нее к тому же еще золотуха.
Председатель (тихо): Предлагаю, пока Пашка Орлов Фенимором Купером зачитался, выбрать его. Кто “за”?
Все поднимают руки. Пашка Орлов тоже машинально поднял руку и проголосовал сам за себя.
Единогласно! Пашка, поздравляем тебя со старостой.
Орлов (оторвался от книги): А кого… кого выбрали?
Председатель: Кого, кого? Тебя!
Орлов: Да вы что, ребята… За что меня?.. Я же совсем не авторитетный.
Смех ребят.
Других, что ли, нет? Я буду жаловаться! Что я, хуже других, что ли, чтобы меня в старосты выбирали?
Председатель: Ну не хуже, но ты же сам за себя проголосовал, и теперь нечего отбрыкиваться.
Орлов: Ребята… А вы знаете… А ведь если хотите знать, я не могу быть старостой.
Председатель: Почему?
Орлов: Я на даче пять скворечников разломал и десять птичьих гнезд разорил, трех скворчих и восемь скворцов кокнул. (Видя, что сказанное еще не произвело должного впечатления на ребят, Орлов бьет себя в грудь). И потом я тунеядец. Я дома никому ни в чем не помогаю. Только ем, сплю и в потолок плюю. Видели, кого вы в старосты выбрали?
Председатель: Ребята, простим тунеядцу?
Все: Простим!
Орлов (все больше распаляясь): Ребята, а я вам еще не все про себя рассказал. Помните, весной у нас в классе кто-то окно расколошматил и не признался, помните? Так вот это я его вдребезги разбабахал.
Встает высокий Мальчишка.
Мальчишка: Можно слово?
Председатель: Говори.
Мальчишка: Чтобы моя кандидатура в старосты случайно не попала, заявляю, что Пашка врет насчет окна. Окно я разбил!
Орлов (обрадованно): Ребята, видите, я еще и врать здоров.
Председатель: Видим, прощаем.
Все: Прощаем!!!
Орлов: Да почему прощаете? Почему все на меня? Я ведь и физорг, и звеньевой, и сандружина, и капитан баскетбольной команды… (Чуть не плача). Пожалейте, ребятушки!..
Председатель: Вот и хорошо. Если бы ни одной нагрузки не было, тогда б обидно было, а тут все равно, еще одно поручение для ровного счета.
Голос: Кончай уговаривать! В кино опаздываем!
Председатель: Пойми: надо же кому-то одному за всех отдуваться! Кто “за”?
Все поднимают руки. В классе появляется Владик.
Владик: А я против! (Обращается в зал).
Наверно, так не бывает, ребята…
Но, к классному часу готовясь,
ты должен знать,
Что, может быть, скоро
не судьбы отряда,
А судьбы страны
придется решать!
Неужто и там
тебе будет скучно
И будешь дела
ты решать вот так?
Запомни, товарищ,
что равнодушье
Сегодня
наш самый заклятый враг!
Да здравствует
споров жаркое пламя!
Докажем, товарищ,
что мы не дети:
На классном часе,
как на военном совете,
Решения смелые примем сами
Все. И будем сами
за них в ответе!
1. Приятно ли вам было играть эти роли? Что вы ощущали?
2. Соотносится ли поведение этих ребят с понятием гражданственности?
3. Причина такого поведения.
4. Что вы вынесли для себя, просмотрев эту сценку?
5. Велика ли результативность такого собрания?
Хорошо подумайте!
Учитель объявляет тему, ее значимость, зачитываются эпиграфы. Их соотношение. А слова В.Федорова – наш девиз!
Ребята, послушайте две разные картины. Пластинка!
Ученик:
Как приятно порой бывает побродить по лесу, по берегу реки, вскарабкаться по крутому склону горы и оттуда, сверху, увидеть все как на ладони: вот чайки, играя, парят над шумной волной, вот проплыл теплоход, оставляя за собой тянущиеся брызги. Солнце по-прежнему слепит глаза, пытается проникнуть во все живое и неживое – все, что встречается на пути, и столько красоты вокруг, аж дух захватывает.
Учитель:
А вот другая картина. Человек, дитя природы, поднял руку на свою мать. Над нами нависла смертельная угроза экологической катастрофы.
По грязной, замусоренной, отравленной пустыне, покрытой обломками каменных плит, банками, осколками стекла, с лужей темной жидкости, переливающейся бликами под лучами тусклого, едва видимого за грязными тучами солнца, бредет, спотыкаясь, человек. По его лицу нельзя определить возраст. Мужчина тяжело, со свистом вдыхает отравленный ядовитыми испарениями воздух. Он спотыкается и падает в лужу, не в силах дальше идти, поднимает мутные, блуждающие глаза на тусклое солнце. В этих глазах безумие, жалость и тоска по прошлой жизни.
Человек издает хриплый, протяжный, жалостный крик и роняет голову. Его глаза закрываются. Он мертв.
Так я представляю себе экологическую катастрофу земли и гибель человека, уничтожившего самого себя.
Страшно? Да!
Но не все потеряно.
Судьба земли и Родины в ваших руках.
Эти руки должны быть надежными.
Как вы это понимаете?
Зачитываются слова Н.А.Некрасова (эпиграф).
Доля гражданина – не допустить страшной катастрофы.
Информация. Учитель
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он – Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Беседа
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
Ответы учащихся:
Патриотизм. Боль за родную природу отныне тоже считают патриотизмом.
Высокая нравственность. Любовь к родной природе, земле, близким.
Экология души!
Моя гражданская позиция – не допустить страшной катастрофы.
Ваши суждения.
Настоящий гражданин горячо любит свою Родину.
Но что такое Родина?
Мне кажется, что стихотворение М.Пляцковского “Родина” дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. С вашего позволения я прочитаю его:
“Родина” – мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Все мы врачуем свои души на лоне природы. А она в опасности. В связи с этим мне хочется прочитать стихотворение Р.Рождественского.
До теперешней нашей земли,
До ее снегов, метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево
На вершине этого древа.
И над ним проносится век.
Повороты. Круговороты.
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?
Нет! Страшно даже в это поверить. Мы, молодое поколение, не должны допустить этого. Я считаю, это и есть моя позиция гражданина. Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа, он протестует, он участвует в экологическом митинге, акциях…
На мой взгляд, эта же мысль прослеживается и в стихотворении Н.Старшинова “Давайте сохраним”.
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
О как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра,
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
III. Я-позиция.
Ребята, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца? Отвечать не торопитесь. Посмотрите сценку.
IV. Дискуссия.
Вопросы на доске: Школьник – это гражданин? В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
(Интересных ответов было много. Например, Дима Луценко. Где-то я прочитал следующее. Посадил одно дерево – хвала тебе, посадил два – благодарность от всех, три – гражданский подвиг).
Учитель:
Быть гражданином, это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины, на ее процветание.
Ученик:
Стихотворение “Гражданственность” Е.Евтушенко.
Ты, гражданственность, – флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище –
ведь прохожих нелепо хватать
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: “Я люблю свою мать!”
Ты, гражданственность, – Пушкин, Некрасов –
не бумаринствующие врали,
и замешана ты не на квасе,
а заквашена на крови.
Боль гражданства – не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
защищает собой все поле,
даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
и дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
ну а вместе – Бородино.
Показной героизм – криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
защищайте Россию, как Пушкин,
незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
подхалимов и клеветников,
и от “умников” заграничных,
и отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
прикрывая их грудью своей,
от губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
нашей совести рубежи,
наших женщин – от хамства чьего-то
и детей – от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
но, как совести внутренний глас,
на защиту России – бессмертно
поднимает гражданственность нас.
Ученик:
Подводя итоги вышесказанному, на мой взгляд, очень серьезному разговору, мне хочется прочитать стихотворение тольяттинского поэта Б.Скотневского:
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня – мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все – ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной-единой,
В любые времена
Не спрячешься за спину,
Хоть широка страна.
Учитель:
Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться – ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод.
Ты гражданин!
А задумывался ли кто из вас о потомках? Каким воздухом будут дышать твои дети? Попробуют ли чистой колодезной воды твои внуки? Знаком ли будет твоим правнукам запах соснового бора и свежескошенной травы? Пробил час правды! Задумайтесь и ответьте прямо и честно.
Девиз каждого!
Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Пластинка.
Спасибо вам, ребята, за участие, интересные ответы.
Спасибо гостям за неподдельное внимание.
Лидия ЛЯГОШИНА,
учитель 43-й самарской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте