search
main
0

«Гражданин Ростова-на-Дону – гражданин России». 7 лет в общеобразовательных учреждениях донской столицы реализуется эта комплексная целевая программа

В рамках комплексной целевой программы в образовательный процесс включены предметы и курсы гражданско-правовой направленности, проводится целенаправленная, многоплановая работа по историко-гражданственному и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

О сложившейся в Ростове-на-Дону системе патриотического воспитания учащихся нашему корреспонденту рассказывает заместитель начальника Управления образования администрации Ростова-на-Дону Ольга РЯБЫШЕВА.

– Ольга Ивановна, какими обстоятельствами вызвано появление программы «Гражданин Ростова-на-Дону – гражданин России»? На каком нормативно-правовом и методическом фундаменте она построена?

– Обстоятельства эти известны. В нашем городе, да и вообще на Юге России исстари были сильны военно-патриотические и военно-исторические традиции. Это объясняется и менталитетом большинства наших земляков, и обстоятельствами социального, экономического развития, и географическим, приграничным положением. Поэтому когда в начале 90-х годов прошлого столетия произошел сбой, точнее, переориентация воспитательного процесса, из него в известной степени выпала военно-патриотическая составляющая, это вызвало неприятие очень многих ростовчан. Так что активизация патриотического воспитания – наша естественная реакция на потребности гражданского общества. Ведь мы служим ему.

А правовой и методической основой всей этой работы стали Концепция военно-патриотического воспитания молодежи, рассмотренная и одобренная Координационным советом при Президенте РФ в марте 1998 года, Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на период до 2005 года и постановление мэра города Михаила Чернышева «О мероприятиях по патриотическому воспитанию детей и молодежи г. Ростова-на-Дону на 2002-2005 годы». Столь подробно перечисляю, чтобы подчеркнуть как серьезность проблемы, так и уровень нашей ответственности за ее эффективное решение.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об основных аспектах этой работы. Какая роль в ней отведена развитию военно-прикладных видов спорта?

– В нашем городе создана и неплохо функционирует целая сеть разнообразных кружков и курсов, где юные ростовчане постигают азы стрелковой и горной подготовки, секреты рукопашного боя, занимаются туризмом, ориентированием на местности и другими военно-прикладными видами спорта. Чтобы обеспечить для этого благоприятные условия, свои усилия с нами объединяют городской комитет по физической культуре и спорту, управление по делам ГО и ЧС, местные организации РОСТО, Совет ветеранов.

Координационным центром общественного движения детей и молодежи является ростовский Союз детских и молодежных организаций, включающий 220 школьных детских объединений и охватывающий не менее 60 тысяч юношей и подростков. Направленность деятельности этих объединений различна, однако нравственному, патриотическому воспитанию в них отведена значительная роль. Благодаря такой согласованной работе нам в течение ряда лет удается на хорошем уровне регулярно проводить городскую комплексную спартакиаду школьников по 9 видам спорта, соревнования призывников и допризывников, другие мероприятия.

Бесспорный лидер в организации кружковой военно-прикладной сети у нас – городской Дворец творчества детей и молодежи. Воспитанники действующих здесь клубов юных моряков и юных летчиков в течение учебного года постигают азы военного дела, а летом реализуют полученные знания на практике в профильных лагерях и шлюпочных походах. Ребята, занимающиеся в секции рукопашного боя, часто посещают своих шефов – воинскую часть спецназа Внутренних войск МВД России в поселке Персиановка близ Новочеркасска. Кружковцы также в составе военно-патриотического клуба «Рысь» совершают походы по местам боевой славы, поддерживают в должном состоянии места захоронения павших воинов, опекают фронтовиков.

Особо отмечу вот что: даже в самые сложные времена нравственных брожений и шатаний мы одни из немногих в России сохранили существующий уже более 30 лет Пост № 1 у Вечного огня. Им у нас руководит человек-легенда Герой Советского Союза Николай Арсеньевич Архипов. Он, как и многие другие ветераны, для юношей и девушек – пример для подражания, образец верности воинскому и патриотическому долгу.

Всего же в городе действует 17 военно-патриотических объединений подростков и молодежи. Большинство из них входят в состав движения «Юные патриоты России».

Городской муниципальный центр традиционного патриотического воспитания детей и молодежи у нас – Казачья гимназия имени Г.Я. Бакланова. Важнейшую социально-воспитательную работу по сохранению исторических традиций донского края ведет коллектив негосударственного образовательного учреждения – Второго Донского императора Николая Второго кадетского корпуса. Мы также располагаем единственным в России уникальным учебным заведением для музыкально одаренных детей – школой-интернатом музыкантских воспитанников. Костяк преподавательского состава в нем образуют бывшие военные музыканты, ветераны военно-оркестровых служб. Большой популярностью среди молодежи пользуется Военно-технический лицей, созданный при Военном институте ракетных войск. Помимо общеобразовательных предметов лицеисты изучают основы военных знаний и военного права, этики и военного этикета, военной истории, приобретают практические навыки на занятиях Школы вице-сержанта. Проводятся занятия на различных кафедрах, в тире, полевом учебном центре Военного института.

Многие выпускники этих учебных заведений связывают свою дальнейшую жизнь с Российскими Вооруженными Силами.

– Вы упомянули о роли ветеранов в воспитании подрастающего поколения. А ведь было время, когда в некоторых ростовских школах они перестали быть желанными гостями?

– О том, что в начале 90-х годов сумятица в умах случилась у многих людей, в том числе, наверное, и у педагогов, известно всем. Не исключаю и определенного охлаждения интереса части школьников к военной истории нашей страны. Мы неоднократно обсуждали эту тему, поверьте, всегда важную для нас, и с самими ветеранами, и с учителями. И вот к какому выводу пришли. Ветеранская работа нужна и полезна для ребят. Но и ветеранам необходимо подходить к ней более основательно, по-современному. Ведь каждое новое поколение по-своему воспринимает историю и нынешнюю реальность. Чтобы найти с молодежью общий язык, требуются и определенные педагогические, творческие данные. Поэтому сделали так: 30 сентября 2002 года начальник городского управления образования Валентина Федоровна Бут издала распоряжение о закреплении за образовательными учреждениями Ростова-на-Дону ветеранов – членов городского клуба молодежи и ветеранов «Патриот» под руководством Григория Григорьевича Никанорова (эта организация у нас – ведущее ветеранское объединение).

За каждой школой, лицеем, интернатом персонально был закреплен ветеран-член клуба, составлены и согласованы графики встреч, выступлений, утверждена соответствующая программа. Благодаря этому удалось, с одной стороны, сделать такие встречи органичной частью учебного процесса, с другой – привлечь к работе самых ответственных, обладающих педагогическим даром ветеранов. С удовольствием могу назвать имена Николая Александровича Ачкасова, Клавдии Ивановны Кузнецовой и многих других членов клуба «Патриот», ставших для наших школьников настоящими старшими товарищами и наставниками. С их обязательным участием, и что важно, интересно, содержательно, в тридцати двух образовательных учреждениях города регулярно проходят школьные Уроки памяти и мужества, конкурсы сочинений на военно-патриотические темы, посещения музеев и комнат боевой славы.

– Не секрет, что кое-кто готов списать экспонаты этих музеев и комнат боевой славы в утиль, а сотрудников отправить на заслуженный отдых…

– Не думаю, что у таких прожектов много сторонников. Я себя к их числу во всяком случае не отношу. Уверена – музейная работа имеет большое воспитательное значение и серьезные перспективы. Сегодня в образовательных учреждениях Ростова-на-Дону работает 44 музея. 33 из них – военно-исторического профиля. В фондах школьных музеев собрано более 45 тысяч единиц музейных предметов, в том числе 17407 – подлинных. Все они – краеведческой тематики, рассказывают об истории воинских частей и соединений, защищавших донскую землю от фашистов. Этим, конечно, работа не ограничивается. Опытные лекторы и совсем юные экскурсоводы рассказывают посетителям о выпускниках школ – героях Великой Отечественной войны, воинах-интернационалистах, участниках антитеррористической операции на Северном Кавказе. Там ребята читают письма с фронтов, ведут поисковую, исследовательскую работу, выступают на конференциях, уроках и факультативных занятиях.

Конечно, очень хотелось бы укрепить материально-финансовую базу школьных музеев, в чем есть нужда. Вопрос это государственный. Но мы, несмотря на непростые для сегодняшней российской школы времена, и сами пытаемся сделать максимум возможного, не только сохранили большинство ранее созданных школьных музеев, но в течение последних пяти лет открыли еще и ряд новых. В частности, музеи «Наш дом Ростов» в средней школе № 27, «Служу Отчизне» в 111-й школе, «История школы» в гимназии № 5.

В заключение добавлю, что все эти меры призваны воспитать юных ростовчан не иванами, родства не помнящими, а людьми, хорошо знающими и любящими историю своей Родины, гордящимися ею и при необходимости способными стойко и мужественно защищать Отечество.

Беседу вел Юрий СЕЛЕЗНЁВ

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте