В современном быстро меняющемся мире умение реагировать на новые вызовы становится жизненно необходимым. Развитие IT-технологий, доступность финансовых услуг, формирование осознанной гражданственности требует от современных школьников повышать свою финансовую и правовую грамотность.
В 2016 году Министерством финансов РФ был разработан курс «Бюджетная грамотность» для десятиклассников. К пилотному проекту присоединился ряд регионов и школ, в том числе гимназия №1518. С 1 сентября 2016 года наши десятиклассники приступили к изучению нового предмета. Курс состоит из трех разделов: «Что и как мы платим в бюджет», «Что и как мы получаем из бюджета», «Как мы можем повлиять на бюджетный процесс». В ходе изучения первого блока учащиеся узнали об особенностях бюджетной и налоговой систем РФ, ознакомились со структурой доходов и расходов бюджета, источниками формирования доходной части бюджета, поняли, как работает такой финансовый институт, как коммерческие банки.Изучение блока «Что и как мы получаем из бюджета» позволило понять принципы распределения бюджетных средств на производство общественных благ, реализацию конституционных прав граждан, поддержку государством различных слоев населения. Ученики узнали, как работают государственные и муниципальные программы, в том числе программа «Столичное образование». Десятиклассники активно обсуждали плюсы и минусы социальных программ, налоговых льгот и вычетов. Многие вопросы данного блока важны не только для детей, но и для их родителей. Курс «Бюджетная грамотность» носит практико-ориентированный характер. Работа на уроках построена таким образом, что вопросы, связанные с формированием и расходованием государственного бюджета, находят свои аналогии в семейном бюджете. На практических занятиях в компьютерном классе ученики провели примерные расчеты объема налогов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами, представили себя индивидуальными предпринимателями и искали наилучший для себя налоговый режим. Учащиеся моделировали ситуацию получения налоговых вычетов членами своей семьи. Результаты работы они смогли обсудить не только с одноклассниками и преподавателем, но и дома с родителями.Современные школьники сталкиваются с огромным объемом информации, и умение ее анализировать и делать осознанный выбор поможет в будущем решать многие проблемы. В ходе деловой игры «Инструменты бюджетирования, ориентированного на результат» обучающиеся проанализировали основные показатели государственных программ, реализуемых в Москве, и разработали свои предложения по их развитию.Первые результаты нашей работы были представлены на фестивале межрайонных советов директоров «Наши общие возможности – наши общие результаты» в октябре 2016 года во время мастер-класса «Граждане и бюджет», содержание которого вызвало интерес среди участников фестиваля. В ближайшие месяцы в ходе изучения последнего блока курса ученикам предстоит не только узнать, каким образом можно повлиять на бюджет, поработать с материалами открытого бюджета РФ и открытого бюджета Москвы, но и составить свои предложения по бюджету муниципального района для дальнейшего представления их на публичных слушаниях. Рассчитываем, что изучение курса «Бюджетная грамотность» будет полезно не только ученикам, но их родителям. А наш опыт смогут использовать и другие образовательные учреждения.Инга АМОСОВА, учитель истории и обществознания гимназии №1518, экономист, автор учебников по истории России (линия УМК Андреева И.Л., Волобуева О.В.), автор методического пособия для учителей по курсу «Бюджетная грамотность», кандидат исторических наук
Комментарии