search
main
Топ 10
В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей В Госдуму внесли инициативу о пособиях для школьников и студентов-очников В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей Нехватку учителей и дебюрократизацию в школах обсудят осенью члены Общественного совета при Минпросвещения Ученые из Австралии раскрыли тайну образования континентов Диетологи призывают поставить лишний вес к стенке Ученые подчитали, когда погаснет Солнце – ответ обнадеживает Более 2 тысяч учителей примут участие в Августовских педчтениях в Севастополе Жителей Северного полушария в ночь на 12 августа ожидает звездопад

Грамотные знания – сила

Ключевыми умениями и навыками в структуре функциональной грамотности являются информационные умения: умение работать с письменными и устными текстами, другими источниками информации, умение понимать смысл, выделять главное, использовать информацию для решения практических задач. Эти умения могут встретиться человеку в обыденной жизни и в профессиональной сфере.

В нашей образовательной организации такая система имеет три взаимосвязанных компонента.

Во-первых, это программа формирования метапредметных умений обучающихся. Программа базируется на классификации общеучебных умений (авторы С.Г.Воровщиков и Д.И.Татьянченко). Она построена с 1‑го по 9‑й класс и имеет два уровня – формируемые умения и развиваемые умения. Каждый учитель знает, какие умения он должен формировать и развивать, и имеет банк заданий для этого по каждой параллели. Целенаправленная реализация этой программы позволяет сделать процесс формирования и развития метапредметных умений эффективным.

Вторым не менее важным компонентом системы является включение в учебный план специального курса «Технология проектной деятельности». Этот курс преподается в 7‑м и 8‑м классах. Его цель – формирование и развитие метапредметных умений и подготовка к проектной деятельности. Программа этого учебного предмета построена так, что в 7‑м классе максимальное внимание уделяется формированию способности работать с информацией, развитию логических умений и умения организовать собственную учебную деятельность. В 8‑м классе большую часть программы занимают вопросы, обеспечивающие обучающимся получение теоретического и практического материала для осуществления ими проектно-исследовательской деятельности.

Это является связующим звеном с третьим обязательным компонентом системы формирования функциональной грамотности – работой научного общества учащихся «Эврика». Все обучающиеся 8‑х и 10‑х классов участвуют в проектно-исследовательской деятельности, в 10‑м классе – в рамках обязательного по ФГОС предмета учебного плана «Индивидуальный проект», а в 8‑м обучающиеся работают под руководством научных руководителей, в основном из числа учителей школы, но не всегда. Научным руководителем может быть и сторонний для школы человек, который является профессионально компетентным в той области знаний, которую выбрал обучающийся для исследовательской или проектной работы.

В процессе работы в научном обществе все обучающиеся не только получают опыт проектной и исследовательской работы, но, что не менее важно, приобретают умение представлять свои результаты, так как в конце учебного года научное общество проводит конференцию «Эврика», на которой каждый представляет результаты своей работы. Участие в подобных конференциях дает нашим ученикам возможность не только обогатить их теоретические знания в интересующих их областях науки, но и сформировать навыки исследовательской деятельности, публичной презентации своей работы.

Для эффективного формирования у обучающихся навыков функциональной грамотности необходимо создать общешкольную разноаспектную систему, предполагающую целенаправленную деятельность педагогов и учеников на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.

Ирина ИЛЬИЧЕВА, заместитель директора измайловской школы №1508

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте