search
main
0

Говорят, чтосуществующая система лицензирования и аттестации учебных заведений нуждается в коренном изменении, поскольку порождает в образовании коррупцию.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Действительно, в этом вопросе накопилось немало проблем, каждая из которых имеет свои особенности, поскольку связана с разными уровнями нашей образовательной системы. Например, если речь идет об аттестации учреждений общего образования, то на первый план здесь выходит задача преодоления формализма и бюрократизма процедур, которые мы должны избежать в новом положении, а также проблема содержания аккредитационной и аттестационной оценки. Дело в том, что основанием для аккредитации образовательного учреждения согласно Закону “Об образовании” может являться только его аттестация, которую наши учреждения должны проходить каждые пять лет. Регионы сталкиваются с проблемой прохождения этих процедур, поскольку им приходится делать это в сжатые сроки и c небольшим количеством специалистов. Да и достоверность, качество получаемой информации √ еще одна головная боль для всех участвующих в этих процедурах. Традиционные методы анализа деятельности учреждений (фронтальная проверка в целом, анализ уроков, детальный анализ документации, самоотчет, собеседование и т. д.) уже не позволяют в полной мере решать так называемую “массовую” аттестацию и аккредитацию. Поэтому сегодня нужно, во-первых, уделить серьезное внимание координации двух основных видов контроля в образовании: аттестации учащихся и аттестации учреждений. Мы надеемся, что итоги по ЕГЭ в будущем позволят минимизировать формальную часть процедуры, но в то же время нам необходимо усовершенствовать ее для того, чтобы гарантировать налогоплательщикам, гражданам, родителям определенный уровень, стандарт образовательной деятельности учебного заведения в целом. Но для этого в свою очередь нужно создать все необходимые условия и хороший уровень материальной базы школы, одним словом, помогать решать ее проблемы. И, конечно же, надо наконец-то приблизить час создания независимой системы аттестации и аккредитации, как это и записано в Законе “Об образовании”, чтобы не было ситуации, когда один и тот же орган в лице Минобразования или регионального управления образованием выступает во всех ипостасях.
Что касается второй части вопроса √ коррупции в образовании, то она в большей степени связана с высшими учебными заведениями, в которых обучение идет на платной основе. Там, где есть деньги, огромные потоки внебюджетных средств, но качество образования не отвечает общепринятым стандартам, там и появляется почва для этого явления. Кроме того, в процедурах аттестации вузов есть общая со школами беда √ проблема объективности. С одной стороны, руководители вузов должны заботиться о повышении его престижности. Каждому вузу интересна оценка со стороны, то есть его рейтинг. А для решения этих задач нужно использовать соответствующие механизмы оценки состояния образовательного процесса в вузе в целом. Главными параметрами здесь могут стать репутация, вступительный конкурс, научный потенциал профессорско-преподавательского состава, финансовые ресурсы, мнения студентов и т.д. Сегодня существуют разные подходы, схемы, методы так называемой сертификации качества образования. Их предлагают наши ученые, специалисты в этой области, а также известен и зарубежный опыт оценивания деятельности вузов и университетов. Нам предстоит сделать здесь правильный выбор для того, чтобы навести порядок в системе лицензирования, аттестации, аккредитации учебных заведений и добиться объективности и качества всех этих процедур.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте