Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– На самом деле эта проблема существует сейчас, когда в десятый класс попадают дети в большинстве своем из обеспеченных, образованных слоев населения. И почему это происходит, долго объяснять не приходится: семьи с нормальными и высокими заработками имеют больше возможностей дать лучшее образование своему ребенку – с помощью дополнительных платных курсов, репетиторов, благодаря более раннему обучению иностранным языкам, овладению компьютерными технологиями и т.д. Это факт, имеющий социально-экономические причины. Хорошо это или плохо? Хорошо, если при приеме в старшую профильную школу критерием являются знания детей, их желание и способность продолжать обучение. Плохо, когда срабатывает только принцип материального положения родителей.
Сегодня, как отмечают некоторые исследователи, в так называемых элитных, престижных школах отсев детей после девятого класса практически отсутствует: они продолжают обучение в профильных классах. В школах среднего, но крепкого уровня (школы с традициями, имеющие дополнительные источники финансирования) в старшие классы не попадают 10-15 процентов школьников, а в школах, где учатся дети из ближайшего микрорайона, около 30 процентов покидают ее стены – идут работать, учиться в ПТУ, техникумы. Таким образом, именно в этих школах снижаются перспективы обучения в вузах у большинства детей, хотя, с другой стороны, получение профессии в системе начального и среднего профобразования увеличивает шансы достижения успехов в выбранной специальности.
Надо признать, что реалиями российской школы сегодня стала ее серьезная дифференциация. Если до середины 90-х годов в образовательной сети существовало лишь 7 процентов школ с углубленным изучением того или иного предмета и появлялись профильные старшие классы, ориентированные на определенные высшие учебные заведения, то сейчас процесс дифференциации школ, специализации в старших классах набирает силу.
Таким образом, введение многопрофильного обучения в старших классах не только своевременно отвечает мировым тенденциям, но и должно упорядочить “углубление” и “специализацию” обучения, а также переместить часть материала из основного общего образования в профильную старшую школу. Тогда мы сможем освободить наших школьников от излишней информации, избавить от перегрузок, а с другой – улучшить качество подготовки будущего студента не усилиями репетиторов, а в самой старшей школе. Будущему филологу, например, не нужны существующие объемы программы по физике, химии, математике, которые сегодня требуют вузы на вступительных экзаменах.
Вопрос о том, какой должна быть профильная старшая школа, требует особого обсуждения. Здесь предстоит выработать принципы отбора, перехода от одного уровня к другому, степень профилизации, стыковки с другими уровнями образования.
Детальная разработка этих вопросов, продуманные механизмы введения профильного обучения в старшей школе как раз и должны минимизировать фактор социального расслоения, исключить прямую зависимость продолжения образования школьника от кошелька его родителей.
Комментарии