Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Я бы так ответил на этот вопрос: частное, негосударственное общее образование в некоторой степени отошло сегодня на второй план потому, что наибольшего, повышенного внимания по-прежнему требуют государственные, бюджетные, муниципальные школы. Именно они нуждаются в особой помощи. А их в России – подавляющее большинство.
Вместе с тем оставлять негосударственное образование вне поля нашего зрения и без поддержки в той или иной мере со стороны государства также неправомерно.
Давайте вспомним: негосударственные учебные заведения, существование которых предусмотрено Законом “Об образовании”, начали появляться с 1992 года. С середины 90-х годов число таких школ стабилизировалось на уровне 500-600, что составляет примерно 1% от общего числа общеобразовательных учреждений. За эти годы многие частные школы закрылись, не выдержав конкуренции, не имея прочной кадровой, профессиональной, научно-методической, материальной базы. Наиболее сильные, сумевшие соединить лучшие традиции отечественного образования с инновационными подходами не только сохранились, но продемонстрировали успехи. В частности, в личностно-ориентированном обучении, в использовании новых информационных технологий, в методике преподавания иностранных языков, во внимании к физическому и психическому здоровью ребенка и т.д.
Что касается негосударственного сектора в сфере высшего образования (к которому, кстати, у нас немало нареканий и вопросов), то здесь такая ситуация. Несмотря на высокую динамику развития негосударственных вузов, в них обучается сегодня до 10% всех студентов страны. Почти 50% из них находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.
Конечно же, и средние, и высшие учебные негосударственные заведения сталкиваются с определенными трудностями, которые обусловлены социально-экономическими причинами, фактором новизны, нетипичности для нашего общества такого явления, как частное образование, а также недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы. Именно она должна отрегулировать часть вопросов, которые затрудняют деятельность этих учреждений. Здесь нам может пригодиться опыт некоторых зарубежных стран, в которых отношения между государством и частными школами регулируются законами. К примеру, во Франции так называемый закон Дебре (1959 г.) устанавливает финансовую поддержку частным учебным заведениям на основе заключения с ними договорных отношений, когда они берут на себя обязательство обучать детей по государственным программам. В этом случае государство оплачивает труд, подготовку и переподготовку учителей, финансирует приобретение технических средств. Но в той же Франции кроме “контрактных” (как правило, конфессиональных) есть частные светские школы, которые не имеют поддержки со стороны государства. Они организуются на коммерческой основе и обладают значительной автономией, свободой в определении программ, методов обучения.
Одним словом, МО планирует в вопросах негосударственного образования разработать необходимые документы, положения, постановления, которые внесут больше ясности и порядка в этой сфере, помогут этим учебным заведениям работать на более прочной юридическо-правовой основе.
Комментарии