search
main
0

Говорят, что чрезмерное внимание к стандартам и даже “шумиха” вокруг них – не лучший путь достижения желаемых результатов…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

С самого начала, а таковым можно считать съезд в Кремле, когда два года назад практически все пять тысяч его участников поддержали идею обновления, модернизации нашей сферы, мы решили провести широкую дискуссию по всем насущным образовательным проблемам. Эпицентром стали государственные стандарты, федеральный проект которых был разработан группой ученых и представлен на суд общественности. Если бы не было дискуссии, то и сценарий “прохождения” или утверждения стандартов мог бы быть простым. Как в старые “добрые” времена: решение наверху принято, все обязаны его выполнять. Мы пошли другим путем и провели, по существу, первый открытый мониторинг общественного мнения по самому главному вопросу российского образования: чему и как учить школьников? Собрав десятки экспертных заключений, отзывов из 64 регионов Российской Федерации, из разных учебных заведений (общеобразовательных школ, вузов), из Российской академии наук и т.д., мы получили взаимоисключающие точки зрения: от полного одобрения до полного неприятия. В то же время среди откликов есть, несомненно, конструктивные предложения, которые помогут завершить работу над стандартами. В целом учителя поддержали пропорцию федерального и регионального компонента (примерно 75 и 25 процентов), понимая, что это важно для сохранения единого образовательного пространства в нашем государстве.
Многих общественных экспертов федерального проекта государственного образовательного стандарта волнует проблема: что “должны” усваивать дети и что они реально могут усвоить, если 85 процентов из них имеют хронические заболевания. И также их беспокоит то, что разгрузок по предложенным стандартам может и не произойти. Не удалось в полной мере преодолеть и предметное лоббирование. Учителя предлагают пересмотреть стандарты (программу) по предметам, подойти к ним не с точки зрения механического сложения, нагромождения понятий, а осознанного отбора самого существенного в науке, культуре, общественной жизни.
Много мнений было высказано конкретно по предметам и начальной школе. Проанализированы недостатки нынешней концепции образования и соответственно “плюсы” и “минусы” новых стандартов: что внесут они в преподавание физики, химии, математики, русского языка и литературы и так далее. При этом сделан упор на то, что главное – не растерять важное и полезное из нынешней системы образования и не рубить сплеча при введении новинок в школу.
Все эти и другие замечания будут учтены при доработке стандартов, этим сейчас занимается новый коллектив авторов – также профессионалов. Взяв за основу разработанный проект, они проведут собственную работу. Поэтому бояться “шумихи”, разногласий, противоположных точек зрения, на мой взгляд, не следует. В споре действительно рождается истина. Главное, чтобы диалог между разработчиками и теми, кому предстоит осуществить все это на практике, был более конструктивным. И пусть дискуссия по этому вопросу будет еще более содержательной, принципиальной, полезной. Последнее слово всегда за профессионалами. Когда они завершат работу над стандартом (скорее всего, это произойдет в первом квартале 2003 года), коллегии Министерства образования и Президиуму РАО предстоит вынести окончательный вердикт.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте