Александр
ТИХОНОВ,
министр общего и профессионального образования
– По Конституции наше государство – светское и церковь отделена от государства, то есть никаких религиозных предметов не может быть в школьном расписании. Другое дело, что культура любого народа неразрывно связана с его религией, поэтому в школе нужно изучать этот пласт человеческой истории. Причем это не должна быть история только одного православия. Ведь на территории России живут и мусульмане, и буддисты, и католики, и протестанты, и иудеи. Мне кажется, что особенно важно научить детей в многонациональных регионах уважать чужие чувства, веру, обычаи, какими бы странными они ни казались многим на первый взгляд. Тогда удастся избежать вражды на национально-религиозной почве. Я когда-то читал очень интересный рассказ об одном колледже в Северной Ирландии. Это было первое учебное заведение, где вместе занимались дети враждующих католиков и протестантов. Кстати, кроме них, здесь обучались представители еще шести церквей. Уроки, скажем так, закона Божьего у них были разные, вели их разные пастыри, их праздники выпадали на разные дни, но на самые главные они приглашали друг друга. Через пару лет дети начали появляться на таких мероприятиях вместе с родителями. Мир, родившийся в школе, помог победить вражду в городке. Люди стали терпимее относиться друг к другу, исчезли конфликты на религиозной почве. На мой взгляд, это хороший пример того, как школа может помочь воспитанию толерантности.
Нельзя считать себя образованным человеком и не читать Библию, Коран… Эти книги мы должны воспринимать прежде всего как памятники литературы, как фундамент культуры, неотъемлемые элементы мировой цивилизации. Их нужно знать точно так же, как иконы Рублева, фрески Дионисия или церковную музыку.
Что же касается углубленного изучения богословия, теологических предметов, мы их не запрещаем изучать. Если дети и родители хотят, то можно это делать факультативно или в рамках воскресных школ. На эту тему у нас несколько лет назад состоялась расширенная коллегия, был издан приказ, который продолжает действовать до сих пор.Между прочим, в США тоже ведутся дебаты, каким должно быть религиозное образование в школе.
Церковь очень волнует кризиc моральных и нравственных ценностей в нашем обществе. Всех тревожит то, что растет поколение, многие представители которого не различают границ между добром и злом, которое помнит только о своих правах, забыв об обязанностях, для которого человеческая жизнь – ничто, не умеющее сострадать и сочувствовать. Беседы на эти темы просто необходимы современным подросткам. Я думаю, что школа всегда рада священнику, который может умно, доходчиво, убедительно поговорить с ребятами на эти темы.
Верить или не верить в Бога, какую религию исповедовать – это частное дело каждого. Государство, школа не должны вмешиваться. Но мы должны дать ребенку полную картину мира. И в этой картине религия – один из полноценных элементов.
12-й класс
Курсы молодого учителя
Вы закончили педвуз, педколледж или педучилище, успешно прошли педагогическую практику, но все же чувствуете некоторое волнение перед началом учебного года. 1 сентября вас будут ждать в школьном дворе первоклассники. Что делать? С чего начать? Для учителей-новичков, которые идут этой осенью , мы начинаем цикл публикаций под рубрикой . Изучив советы опытных психологов, наши будут чувствовать себя уверенно и в первый, и во второй, и во все последующие дни работы в школе.
Знакомство
Учитель должен помнить, что первые впечатления, как правило, наиболее яркие и запоминающиеся, и поэтому они должны быть окрашены положительными эмоциями. При знакомстве с классом (с партами, доской,окнами и цветами на них, плакатами на стенах и т.п.) дается установка ученикам на всю их дальнейшую жизнь в школе. И чем привлекательнее, неожиданнее будут слова и действия учителя и реакции учеников, тем прочнее осядут они в памяти каждого, детерминируя положительное отношение к учению.
Основным психическим процессом, вокруг которого строится обучение в первом классе, является процесс восприятия. Ученик должен увидеть школу, класс, окружающий его мир. Одновременно понять и осмыслить цель своего пребывания в школе, назначение и необходимость каждого предмета. Все это должно войти в сознание ребенка и стать установкой на умение видеть, слышать и понимать назначение школы и учебного процесса.
Мы приводим далее один из вариантов такого знакомства. Конечно, учитель может (и даже обязан) разнообразить знакомство, дополняя его собственными находками и идеями.
После торжественной линейки первоклассников следует провести в их будущий класс. Показать табличку с его названием. Объяснить, что они будут теперь все время работать в этом помещении.
В классе ученики должны самостоятельно выбрать себе парту. Сначала это делают девочки, потом мальчики. Детям, занявшим первые столы, можно задать вопрос, почему они это сделали. Следует узнать заранее, есть ли в классе дети, которые плохо видят и которым трудно будет сидеть за последней партой, и затем коллективно решить проблему выбора мест. Важно, чтобы с самого начала ребята настроились на взаимопонимание и уважение друг к другу.
Дети должны познакомиться со своей партой: посмотреть на нее со всех сторон, пощупать, погладить. Учитель может спросить, какая у них парта: гладкая, шершавая, красивая? Ребята должны сами находить соответствующие определения. Узнайте, какой предмет из домашней обстановки напоминает детям парта? Пошутите – похожа ли она на кошку? Затем попросите ребят закрыть глаза и послушать, о чем говорит им парта:
Все это позволит пробудить в детях отношение к парте, как к другу, который в дальнейшем поможет им учиться. Надо рассказать, как старались рабочие делать эту парту, и спросить, можно ли научиться писать без парты.
Такое же знакомство можно провести с тетрадями, книгами и ручками. Следует показать два учебника, оставшиеся от предшествующих учеников, один – чистый, аккуратный и другой – грязный, истрепанный, и спросить, с какой книгой им больше нравится учиться. Поинтересуйтесь, смогут ли ребята сохранить свои учебники в чистоте и порядке.
Затем ученики должны подумать, как лучше разложить учебные принадлежности на парте. Только после этого следует указать на ряд правил школьного поведения и договориться с ребятами об их соблюдении.
Обязательно проведите ребят по школе и познакомьте со следующей установкой:
Перед перерывом на обед попросите детей вспомнить, куда они должны повернуть, выйдя из класса, чтобы попасть в столовую. Пусть попытаются восстановить весь путь. Кто сможет это сделать лучше других, становится первым, ведущим. Установка на то, что ведущим становится тот ученик, который проявляет большую внимательность, наблюдательность, готовность помочь другим, особенно важна в первые дни учебы в школе.
В начале второго дня пребывания первоклассников в школе можно провести игру .
Учитель подходит с магнитофоном к каждому ученику, и тот называет свое имя и говорит о самом сильном впечатлении от первого дня и что ему особенно понравилось или не понравилось. После игры учитель может переходить к введению в учебный процесс.
Важнейшая задача такого введения – осознание детьми смысла обучения в школе. Это делается с помощью простых и понятных детям вопросов. Желательно, чтобы все дети ответили на вопрос или , и т.п. После нескольких стандартных ответов , следует предложить детям представить себя маленькими животными, птицами, муравьями и т.п. и попросить подумать, чему бы их учили в их , , и школе. Чему, например, будет учить мама-учительница своих маленьких орлят (летать, парить в воздухе, высматривать добычу, откликаться на ее зов и т.п.). Нужно постараться, чтобы каждый школьник мог как можно больше рассказать о такой школе. Можно распределить роли между всеми учениками класса. Путем наводящих вопросов важно подвести учеников к пониманию того, что человек является исключением во всем животном мире, в котором каждому животному достаточно овладеть ограниченным количеством навыков: находить пищу, прятаться от врагов, строить себе гнездо. Человек же может научиться многому, чему не могут научиться животные. Особо следует разобрать вопрос, является ли человек . Почему так говорить нельзя?
После подобного обсуждения ребенку можно снова задать вопрос, чему бы он хотел научиться в школе.
Дети должны подумать, поднять руку (обязательно необходимо дождаться всех – это установка на то, что должны работать все, а не только самые быстрые и шустрые) и ответить.
Людмила ТОМИНА, кандидат психологических наук;
Олег ЕРМОЛАЕВ, кандидат психологических наук
Москва
Продолжение следует
Выбор
Педсовет. Отчитываются классные руководители. Обсуждают положение с отдельными учениками. И, понятное дело, каждый защищает своих питомцев подобно тому, как клуша – выводок цыплят. , а ему – ? Дело чести отстоять своих. На то ты и .
Экзамен. Те же классные руководители пробираются в экзаменационные комиссии и пытаются замолвить словечко за Тигиевых и Торощиных. Некоторые, наиболее ретивые, прохаживаются по рядам, якобы подбадривая детей и предупреждая списывание. А сами норовят украдкой ткнуть пальцем в ошибку, намекнуть на правильный ответ. И все это – во имя высокой материнской цели помочь своим чадам выпутаться из беды, подтолкнуть к хорошей отметке.
Я этого не делал. И прослыл плохим . Мне казалось, что это нехорошо, несправедливо выгораживать своих только потому, что они свои. У меня в конце концов оказалась самая плохая успеваемость в школе и четыре неаттестованных по итогам года. . Ну не доказывать же, что в моем представлении справедливость – это нечто иное, чем думают добрые училки.
И ведь действительно добрые! Именно поэтому спокойны Тигиевы и Торощины. .
А я плохой, злой, потому что голосую за неаттестацию обоих…
Андрей ДВОРКИН
От редакции. Мы очень просим коллег ответить молодому учителю через газету или лично (адрес есть в редакции). Подумаем вместе, что лучше: быть или ?
Лицо времени
Гульназ Ахметзянова – очень молодая, очень добрая и очень хорошая учительница. Давно ли она сама носила пышные банты, аккуратную, всегда отглаженную форму? Прошло совсем немного времени, и Гульназ Фидаисовна вернулась учительницей в родную школу, чтобы учить малышей, которых она очень любит.
Фотография пришла в нашу газету из Татарстана. Кто знает, может быть, через несколько лет нам придется отправлять корреспондента во 2-ю школу р.п. Джалиль Сармановского района, чтобы он написал большую статью о Гульназ. Но иногда небольшой снимок бывает красноречивее многих слов…
Ведущая рубрики Лидия АНДРЕЕВА
Комментарии