Продолжение. Начало в «МП» №18-19, 21-24, 26
Заключительная часть
ПОСЛЕВКУСИЕ
«Вовремя поставленная точка равносильна восклицательному знаку!»[1]
Возможно, кто-то из читателей дошел до этой части книги недовольным и разочарованным. Часто творческих педагогов раздражают готовые способы приготовления, наборы ингредиентов, структурирование и выстраивание последовательностей, алгоритмы и правила. Не только в образовании встречается довольно распространенное мнение, что рамки и правила мешают креативности, сдерживают безбрежный полет фантазии. Красиво звучат лозунги «Живи без границ» и «Не допусти помещать себя в рамки», но за таким популизмом часто скрывается внутренняя неорганизованность и неумение планировать свои действия. Именно этому посвящена данная книга. А завершить хочется общими вопросами культуры педагогической деятельности.
Портрет педагога: значимые личностно-профессиональные характеристики и ограничения
Попробуем составить обобщенный образ педагога, чьи действия, поступки, отношения, поведение, общение и принципы способствуют созданию здоровой образовательной среды, в которой занятия становятся вкусными и полезными для обучающихся. Портрет педагога включает предметно-содержательную компетентность и значимые в профессии личностные характеристики, но главным среди них является способность быть интересным себе и своим ученикам: только так человек становится Учителем (не только профессионально, но и личностно). Начнем с профессиональной деятельности, хотя часто здесь много пересечений с личностными характеристиками:
– грамотное сочетание абстрактности (от нее никуда не уйдешь при изучении теорий, ряда понятий, сложных общих закономерностей и сущностных аспектов) и конкретности знаний (с фокусом внимания на определенные вопросы в познании бесконечных явлений окружающего мира, опора на чувственно-наглядное восприятие человеком действительности);
– доступность и сложность подачи образовательного материала (объяснений, представления, дополнительного сопровождения), когда без склонности к примитивизации и упрощению педагог ориентируется на обоснованное знание особенностей своих обучающихся и демонстрирует уверенность в их способностях (другой вопрос, что не у всех возникает желание и готовность приложить волевые усилия в образовании и реализовать способности);
– преодоление фрагментарности и раздробленности (клиповости, мозаичности) в своих занятиях, сохранение целостности и системности (последовательности, комплексности и логичности), что позволяет опираться на внутрикурсовые и устанавливать межпредметные связи;
– умение делать обоснованный выбор (так называемого идеального выбора не существует, потому что каждая ситуация занятия уникальна) образовательного содержании, отказываться от части учебной информации с учетом имеющихся требований к освоению темы, учебной и дополнительной литературы, распределять рассмотрение вопросов темы по разным формам работы (самостоятельной домашней, индивидуальной, групповой, общей), соотносить объем и сложность содержания с методическими подходами к его освоению;
– обладание профессиональным чувством времени – педагогу важно быть не только современным в целом, но и грамотно распределять время, управлять образовательным процессом с учетом имеющегося ограничения общей длительности занятия;
– владение стратегическим видением при проектировании и планировании занятия, осознанным отношением к решениям с опорой на ожидания свои и обучающихся, с пониманием имеющихся ресурсов и внешних условий, комплексным и реалистичным целеполаганием, а также готовностью вносить коррективы и изменения при необходимости (мониторинг текущей образовательной ситуации и адекватное реагирование), что делает весь процесс работы организованным и продуманным;
– умение формулировать точные и понятные вопросы, которые помогают разобраться в образовательной информации, а не запутывают и не дублируют друг друга, ориентированы на развитие мышление, а не на механическое воспроизведение сведений, адекватны ситуации занятия и сфокусированы на теме (об этом подробнее говорилось при рассмотрении практического блока занятия);
– готовность поддерживать познавательную мотивацию обучающихся, опираться на их интерес и усилия, вдохновлять других и вдохновляться самому (мотивация на занятии начинается с самого педагога – если ему интересно, то есть шанс при правильном подборе образовательных инструментов и методик привлечь внимание детей).
Все сказанное можно представить в виде набора основных профессиональных составляющих портрета педагога, представленного на схеме 1.
Схема 1. Профессиональные составляющие портрета педагога
А теперь обратимся к значимым личностным характеристикам в их непосредственной связи с педагогической деятельностью. Здесь акцент будет сделан на этику, энергетику и эстетику, что в конечном счете напрямую связано с культурой педагогической деятельности. Выделим ряд значимых характеристик с пониманием того, что список не закончен и не является единственно возможным набором качеств:
– наблюдательность, позволяющая точно диагностировать и мо- ниторить складывающуюся на занятии ситуацию, внимание к «мелочам» (их в образовании, как правило, не бывает – есть только обманчивое ощущение незначительности и фрагментарности чего-то) и мелким деталям, концентрация не на себе и общей группе, но и на конкретных обучающихся (понятно, что это невозможно делать постоянно, но периодически, особенно в критические моменты, стоит учитывать);
– умение слышать обучающихся, вступать с ними в конструктивную коммуникацию, устанавливать сотрудничество и продуктивное взаимодействие на занятии, принимать ценность согласия (с собой и окружающими) и общего договора, равноправного диалога и обмена мнениями, стремление к кооперации и разделению работы в команде;
– обладание высоким авторитетом среди обучающихся, способствующим их желанию не просто подражать, но и быть уникальными, находить свои пути и решения, имея перед глазами образец и пример в лице педагога; личностно значимый взрослый с большей вероятностью поможет обучающимся увидеть образовательные смыслы в предметном преподавании;
НА ПОДУМАТЬ. Должен ли педагог «привязывать» к себе ученика? Привязанность имеет положительное и отрицательное значение. В обычных условиях привязь ограничивает движение и возможности, но во время бурь она дает опору и поддержку. Поэтому отказ от привязанностей может ввергнуть в пучину, а полное подчинение – сделать заключенным. Авторитет педагога не означает требование «смотреть в рот» и некритичного восприятия всего сказанного.
ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ». «Войти в клетку с тиграми» – распространенная метафора, которую используют педагоги в описании своих занятий. Сразу появляется тема дрессировки и подчинения авторитету, баланса поощрений и наказаний, плеток и лакомств. Но это довольно резкое сравнение. А есть другая известная фраза из «Маленького принца» Ан- туана де Сент-Экзюпери: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили» (правда, часто опускают продолжение, которое использовал Лис при обращении к Маленькому принцу: «И ты отвечаешь за свою розу»). К месту и не к месту с пафосом и придыханием используется эта цитата в педагогической практике. Но касается ли это людей? И надо ли «приручать» и «привязывать к себе» живого человека? Ведь писатель говорил о розе, которая без полива и ухода засохнет и погибнет. Обучающиеся – не розы и не домашние животные. Миссия педагога – не приручить, не держать «на коротком поводке» (да и на длинном тоже). Вспоминается история из ранней педагогической практики. Случилось так, что одни из первых профессиональных шагов я делал в той школе, которую заканчивал. Ситуация была парадоксальной и немного фантастической – бывшие твои учителя стали коллегами, а соседи по дому – учениками. Это было непросто, но очень полезно – и в профессиональном, и в личностном плане. Однако жизнь течет, все изменяется. Пришло желание сменить место работы. Директор, моя бывшая классная руководительница, сделала много шагов, чтобы удержать меня. Сегодня, как заведующий лабораторией, я понимаю, насколько сложно терять ценных работников (и приятно осознавать себя ценным). Пришлось пережить много неприятных моментов. В итоге все закончилось так, как и должно было быть. Перешел и по совместительству еще несколько лет работал в своей школе. Но сегодня я также периодически сталкиваюсь с тем, что кто-то из работников, которых очень хочется удержать, стремится попробовать что-то другое. Отпустить – великое искусство, даже если есть уверенность, что человек допускает ошибку – главное, чтобы решение было собственное, тогда оно становится частью жизненного опыта. Удерживаю себя от уговоров и манипуляций. Расстаться в хороших отношениях – большое искусство. А в образовании мы постоянно сталкиваемся как с опытом встреч, так и с ситуациями расставаний.
– естественность поведения, искренность в словах и честность в поступках, адекватность действий в сложившейся ситуации, преодоление формализма и фальшивости, умеренность пафоса и обоснованность ритуальности, сохранение человечности на занятии с признанием права на ошибки и заблуждения, но с их анализом и осмыслением;
– готовность меняться, желание учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни, стремление ориентироваться в современном информационном пространстве, спокойное и открытое восприятие всего нового с отделением сиюминутного от инновационного, модного от мудрого, наносного от глубокого;
– способность преодолевать свои страхи и управлять своими реакциями в ситуациях стресса, не впадать в истерику, но и не подавлять свои эмоции, достойно вести себя в конфликтных ситуациях и принимать жизненные вызовы, не бояться обоснованно рисковать, быть устойчивым к давлению внешних обстоятельств и внутренних переживаний, не поддаваться унынию;
– осознанная эмоциональная включенность и сопереживание (эмпатия), доброжелательное отношение к обучающимся (и их родителям) с уважением каждой личности (дети – не будущие граждане и члены общества, а люди, которые уже сейчас живут, имеют свои потребности и самореализуются), сочувствие и готовность помочь без злорадства и морализаторства (без использования фраз: «а я предупреждал(а)», «этого следовало ожидать при таком поведении», «доигрались» и т. п.);
– рефлексивность и критический анализ, помогающие справедливо и взвешенно оценивать результаты, а также осознанно относиться ко всему сделанному.
Схема 2. Личностные составляющие портрета педагога
На схеме 2 набор личностных качеств представлен в виде ключевых позиций, которые вполне можно соотнести с профессиональной компетентностью. Хочется верить, что эти характеристики не воспринимаются как набор «благих пожеланий», а показывают возможные направления развития, конкретные и инструментальные. Об этом говорилось не раз при описании разных блоков занятия.
БЫЛО ДЕЛО. В практике каждого педагога есть истории, которые связаны не только с содержанием занятий, но и с нестандартными ситуациями, которые возникали и требовали решений, о которых не говорят в педагогических университетах, да их и не предусмотришь заранее. Эти кейсы потом превращаются в своеобразные «точки опоры» педагога в его профессиональной деятельности, часто скрытые и существующие на подсознательном уровне, но необходимые и играющие роль маяков для бороздящих непростые воды образования педагогических кораблей. И в моей практике такие события были. В частности, связанные с первым практическим опытом в педагогике, который состоялся в школе при психиатрической больнице. Кабинетов для занятий было мало в больнице, поэтому нередко приходилось проводить уроки в прямом смысле слова «на кровати». Причем вокруг собирались не только формальные ученики, но и все желающие, скучающие и интересующиеся. Нельзя было рассказывать формально и неинтересно, потому что задавали много вопросов и активно участвовали в процессе. Но важно было и не уходить на занятии от основной темы, удерживать внимание на главном.
Для контраста выделим личностные характеристики, мешающие педагогу в его профессиональной деятельности:
> обидчивость (комплекс неполноценности);
> неуравновешенность (вспыльчивость, эмоциональный дисбаланс, импульсивность);
> негативность (критиканство, пессимизм);
> небрежность (в том числе и во внешнем облике и манерах поведения);
> самолюбование и стремление быть в центре внимания;
> акцент на выволочки и натаскивание в своей работе;
> позиция «педагогического пеленания» – гиперопека и постоянный контроль, неготовность поделиться ответственностью и дать больше самостоятельности.
Отдельная группа проблем связана с «незрелыми» педагогами (чаще это касается начинающих, но зрелость приходит не только со стажем работы, но и с осознанным профессиональным опытом).
Проблемы «незрелых» педагогов
> Наложение личного на профессиональное (смешивание и пере- путывание одного с другим): истерики, обидчивость.
> Неумение соединить искусство и ремесло, талант и трудолюбие (уход в одну из крайностей, непонимание баланса).
> Неумение видеть ошибки (начать следует с ошибок других – экспертная позиция, но заканчивать всегда стремлением понимать свои ошибки – это самое главное и сложное).
> Отсутствие психологической устойчивости (например, неумение сосредоточиться, тогда тебя легко увести от темы и любое прерывание сбивает с мысли).
> Стремление «привязать» к себе учеников, смешивание профессионального и личного.
> Боязнь завершенности, стремление постоянно что-то доделывать, улучшать и усовершенствовать (неумение остановиться).
МЕТАФОРЫ И ОБРАЗЫ. Практика проведения конкурса «Педагогический дебют» показывает, что нередко начинающие педагоги, пусть с небольшим стажем и опытом работы, обладают удивительными творческими способностями и созидательной энергетикой, находят нестандартные педагогические решения. Скажем об этом, используя поэтический образ:
ДЕБЮТ
Дебют хорош палитрой ярких красок,
Где резкой гранью свет делен на тень,
Струной гитарной, верой в силу сказки,
Открытой дверью в мир прозрачных стен.
Начало, как набухших почек россыпь,
В апрельский мир рванувших всей гурьбой,
Не ведающих льда колючек острых,
Узревших Землю, как Библейский Ной.
Я верю в энергетику дебюта,
В порывы страсти и полет идей,
Пусть будет трудно, но реально круто,
С теплом наставников и мудростью судей.
Не весь стаж становится опытом – только то, что осознается и анализируется. И не весь опыт становится мастерством. Идеально, если любой опыт повышает мастерство, но такое происходит редко. Приведем формулу, показывающую соотношение стажа, опыта и мастерства.
ВКУСНЫЕ МЫСЛИ
«Опыт – самый лучший наставник» (Овидий).
«К беде неопытность ведет» и «Опыт – сын ошибок трудных» (А.С.Пушкин).
«Опыт бывает различным и обращается на пользу или во вред в зависимости от натуры человека. Хорошая натура созревает, дурная – растлевается» (В.Гюго. Человек, который смеется).
«Опытность – это школа, в которой уроки стоят дорого, но это – единственная школа, в которой можно научиться» (Б.Франклин).
«Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (У.Эмерсон).
«Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник – волшебная молодость, а ты призываешь брюзгу – дряхлый опыт» (Я.Корчак. Как любить ребенка).
«Мы на шаг ушли по жизни, а значит на шаг ближе к старости. Ощущение превосходства и роковой необратимости» (В.Ф.Тендряков).
Независимо от возраста и опыта работы, стажа и профессиональных достижений существуют постоянные риски, которые при нормальном к ним отношении превращаются в вызовы, требующие адекватных решений:
Предметный перфекционизм (не стоит смешивать со стремлением к самосовершенствованию) преодолевается спокойным отношением к ошибкам и несовершенству, пониманием относительности результатов.
Фанатизм (не путать с убежденностью и вовлеченностью) предотвращается умением конструктивно сомневаться и не быть «рабом идеи», открытостью и готовностью меняться.
Пафос (отличается от возвышенности и эмоциональности) заменяется искренностью и простотой, осознанным отвержением напыщенности и фальшивой ритуальности.
Цинизм (не является синонимом рациональности) замещается уважением процесса и результатов, пониманием, что цель не оправдывает средства, ценностным мироощущением и внутренней убежденностью в значимости образования в современном мире.
МЕТАФОРЫ И ОБРАЗЫ. Сегодня модно говорить о разных синдромах, которые возникают в образовании в связи с разными профессиональными переживаниями педагогов. Часто эти синдромы вызваны внутренним дисбалансом и неуверенностью, страхами и излишней критичностью, не все из них осознаются, но каждый имеет свои проявления и, как правило, мешает самореализации.
Синдром самозванца – переживание своего несоответствия занимаемой позиции или месту, комплекс неполноценности и «профессиональное самоедство», что нередко превращается в комплекс «серой мышки», ощущение своей посредственности и позиционирование себя неудачником.
Комплекс отличника – перфекционизм, стремление везде быть лучшим и постоянно побеждать, неумение проигрывать и зависимость от внешних наград.
Синдром Бабы Яги – постоянное недовольство и разрушительная критика, пессимистический взгляд на происходящее и противодействие всем начинаниям.
Синдром миссионера – педагогические «пилигримы», которые несут «факел» истинных знаний, освещая другим дорогу и спасая «погрязший во тьме» мир, что соотносится с образом известного героя Данко из рассказа М. Горького.
Культура образовательных отношений: типы и характеристики
Для среды образовательной организации представляется важной характеристика культуры отношений, которой придерживаются педагоги, администрация, родители и обучающиеся. Культура образовательных отношений – система мировоззренческих («я и мой взгляд на мир»), учебных («я в образовательном процессе») и повседневных («я и мир вокруг здесь и сейчас») ценностей участников образовательных отношений, проявляющихся в их позиции и действиях в конкретных ситуациях, связанных с образованием.
ВКУСНЫЕ МЫСЛИ. «Ценности ориентируют людей в отношении тех аспектов окружающей среды, которым необходимо уделять внимание для реализации жизненных целей. Они задают стандарты, которые можно использовать для оценки как собственного поведения, так и поведения других людей»[2].
«Самый базовый элемент этикета касается не содержания того, что происходит между людьми, а сохранения структурных связей между ними. Отношения могут быть как равными, так и иерархичными. При наличии иерархии любая попытка изменить заданную структуру будет восприниматься как нравственное прегрешение и создавать тревогу, стыд, смущение, а также снижать самоуважение»[3].
Представим коротко классификацию типов культуры образовательных отношений, которую разработал и продолжает исследовать коллектив научных сотрудников Лаборатории развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета (А.Н.Иоффе, Л.В.Бычкова, В.К.Маркова, С.В.Летуновская, А.А.Данилина). Классификация соотносится с выделяемыми исследователями типами политической культуры, но скорректирована с учетом особенностей системы образования. Определяется четыре базовых типа с пониманием того, что на практике, как правило, доминирует один-два типа, присутствуют – три, а один тип культуры вытесняется (последнее утверждение требует дополнительной проверки и пока может рассматриваться как рабочая гипотеза). К ним относятся коллективистский, индивидуалистический, административный и традиционалистский типы культуры образовательных отношений, ключевые особенности которых в соотношении с ориентирами поведения человека по двум линиям: свобода – зависимость, исполнение – творчество – представлены на схеме 3.
Схема 3. Типы культуры образовательных отношений в соотношении с ориентирами поведения человека
Подробнее охарактеризуем каждый из четырех типов культуры, начиная с коллективистской. Ориентир – кооперация (общность, сообщество, договор). Основная ценность – согласие. Характеристики:
- равенство всех участников образовательного процесса;
- открытость обсуждения вопросов и дискуссионность;
- власть руководителя ограничена общими обсуждениями, а сам руководитель является модератором;
- главной ценностью является равенство и социальная справедливость, а также учет мнений групп;
- решения принимаются большинством голосов при общем голосовании;
- каждая социальная группа имеет возможность высказывать мнение через своих представителей;
- важные проблемы обсуждаются, а решения принимаются на основе консенсуса;
- ориентация на единство.
Основными рисками при выстраивании таких отношений являются следующие:
> принятие решений требует больших временных затрат;
> возможность конфликта разных интересов;
> трудность поиска консенсуса, размытая ответственность за принятые решения.
К положительным аспектам коллективистского типа культуры образовательных отношений относятся:
> учет общего мнения;
> выработка решений через поиск согласия;
> коллективизм и атмосфера единства, учет мнений разных групп;
> осторожное и ответственное отношение к принятию решения.
Индивидуалистическая культура образовательных отношений. Ориентир – самореализация (персона, личность). Основная ценность – свобода. Характеристики:
- творческий подход к организации процесса;
- руководитель выступает в роли арбитра, не имеет абсолютной власти;
- самореализация участников образовательного процесса;
- учет потребностей и интересов каждого человека;
- особое внимание уделяется мнениям меньшинства и индивидуальным позициям;
- открытость обсуждения вопросов;
- спокойное отношение к ошибкам и неудачам как части личностного развития (даже их поощрение: «на ошибках учатся»);
- личностный контроль происходящего (осознанность);
- главной ценностью является самостоятельность и ответственность индивида.
Основными рисками при выстраивании таких отношений являются следующие:
> сложности при установлении взаимодействия и сотрудничества, риск соперничества внутри коллектива;
> трудности при принятии общих решений при учете разных интересов;
> отсутствие единства и общего направления развития.
К положительным аспектам индивидуалистического типа культуры образовательных отношений относятся:
> раскрытие творческого потенциала;
> создание позитивной образовательной атмосферы;
> уважительное отношение к каждому участнику образовательного процесса.
Административная культура образовательных отношений. Ориентир – иерархия (структура, строй). Основная ценность – порядок. Характеристики:
- важность дисциплины и порядка;
- иерархические отношения и подчинение нижестоящих вышестоящему (деление на начальников и подчиненных);
- поддержание официально установленных норм и правил;
- важная роль придается формальной отчетности;
- дисциплина и порядок – главные показатели работы;
- приказы не обсуждаются (принцип бюрократической пирамиды);
- отношения строятся на формальных основаниях (инструкциях и выполнении приказов);
- боязнь ошибки (отклонение от указаний);
- изменения происходят только на основе поступивших «указаний сверху».
Основными рисками при выстраивании таких отношений являются следующие:
> низкий потенциал развития, зависимость от вышестоящих организаций;
> соперничество преобладает над сотрудничеством и взаимодействием;
> человек становится винтиком бюрократической образовательной системы;
> основное внимание уделяется не личности, а формальным требованиям.
К положительным аспектам административного типа культуры образовательных отношений относятся:
> легкость контроля и отслеживания результатов;
> стабильность и законность принимаемых решений;
> четкое понимание круга прав и обязанностей;
> быстрота принятия решений и их исполнения.
Традиционалистская культура образовательных отношений. Ориентир – самосохранение (устойчивость, прошлое, заветы предков). Основная ценность – ритуал. Характеристики:
- подчинение всей жизни установленным традициям, сложившимся нормам и правилам;
- руководитель обладает харизматическим типом лидерства;
- сознательное подчинение и уважение руководства;
- важность дисциплины и порядка на доверительной основе;
- семейные отношения в коллективе с учетом старшинства, опыта и авторитета членов коллектива;
- настороженное отношение к любым изменениям и нововведениям;
- высокая роль положительных эмоций и доброжелательной атмосферы.
Основными рисками при выстраивании таких отношений являются следующие:
> закрытость для критики;
> опасность культа руководителя;
> слабый потенциал развития.
К положительным аспектам традиционалистского типа культуры образовательных отношений относятся:
> стабильность, понятность целей и ориентиров;
> незыблемость правил и норм;
> доброжелательная атмосфера.
Народная мудрость в высказываниях, афоризмах, пословицах и поговорках тоже может иметь интересные корреляции с названными типами культуры образовательных отношений, представленные в таблице 1.
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета
Продолжение следует
[1] Из высказывания участника конкурса «Учитель года России».
[2] Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. – М. : Форум, 2007. – С. 35.
[3] Милгрэм С. Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль. – М. : Альпина, 2018. – С. 147.
Комментарии