search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду

Готово к тиражированию

Доброе пространство для детей

…На фото с финала конкурса проектов “Школа ХХI века” директор восьмой усть-илимской школы заслуженный учитель России Галина Павловна Соломович (в центре) сияет радостной улыбкой. Как и все те, кто рядом с ней.

Спасибо за свободу

Галина Павловна искренне радуется, что в далекой Москве высоко оценили труд ее коллектива, разглядели изюминку в школе из небольшого городка на севере Иркутской области. Шутка ли – даже из Иркутска до Усть-Илимска на скором поезде надо добираться больше суток, такие уж в Сибири расстояния.

Впрочем, километры – не помеха для общения. Восьмая школа из Усть-Илимска, лауреат различных общероссийских конкурсов, давно дружит с московскими коллегами, учеными и целыми вузами столицы и других городов. Дружит потому, что у директора, у заместителей, учителей одна общая страсть – к учебе и работе. Ее не уничтожили даже экономические тиски, в которых несколько лет задыхался небольшой город, когда остановился громадный Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. Пока новые и старые собственники разбирались, кто хозяин, пока местная казна пустовала без налогов, пока потерявшие надежду люди покидали Усть-Илимск, учителя восьмой школы работали.

…Кабинет Галины Павловны – скромный и маленький. Мебель уже изрядно послужила, но простоит еще долго. А мал кабинет потому, что по соседству с ним для школьных нужд надо было срочно отгородить еще один. Метры “отрезали” у директора.

Все начиналось десять лет назад. Тогда Соломович была еще заместителем директора. Ее не устраивало то, что школа продолжала “готовить детей к жизни”, выполняя безликий социальный заказ. “Не было доброго пространства для детей”, – вздыхает Галина Павловна. И тогда она с единомышленниками стала думать, как создать такое пространство. Три года ушло на исследование возможностей учительского, родительского, ученического коллективов, ковалось их содружество. К этой кропотливой работе подключили социологов, медиков, психологов.

– Мы живем сегодня трудно и сложно, – говорит Соломович. – Но я благодарна времени за то, что нам дали свободу.

Шесть школ под одной крышей

Обычно дело обстоит так: после уроков ребенок, сломя голову, мчится в художественную или музыкальную школу, иногда – через весь город. Разные педагоги, разные задания, даже дневники – и те разные. А если вдруг сыну или дочке захотелось попробовать себя в чем-то другом – нагрузка не позволит, родители не дадут уйти из той второй, дополнительной школы. И будет ребенок уныло “тянуть лямку”…

Галина Павловна и ее коллеги создали такое учебное заведение, где дети свободно ищут себя, могут реализовать свои потребности в разных сферах, или нишах, как говорят педагоги. Трудно представить, но под одной крышей, в едином пространстве плодотворно работают целых…6 школ: общеобразовательная, трудовая, спортивная, эстетический лицей, центр довузовской подготовки, центр медико-психологической и педагогической помощи и реабилитации, центр социально-правовой помощи.

Начиналось все с разработки трех целевых программ: “Интеллект”, “Лира”, “Ковчег”. Сегодня “Лира” – это целый эстетический лицей с 5 отделениями. “Все изменилось, когда к нам пришли музыка, изобразительное искусство, танец – классический и народный, – вспоминает директор. – Раньше я всегда чувствовала недостаток в этом: в обычной школе вообще сложно на хорошем уровне развивать эстетическую сферу”.

Сегодня здесь три хора, прекрасная танцевальная студия “Фуэте”, своя газета. Пианисты из восьмой школы завоевывают на конкурсах первые места, опережая тех, кто учится музыке в специализированных учреждениях. Выпускница Ирина Вшивкова поступила в Новосибирскую консерваторию. Максим Сафиулин – еще одна восходящая звезда. На празднике 20-летия школы он в сопровождении танцевальной группы “Фуэте” исполнил известную песню “Черный кот”. И никто не мог догадаться, что Максим – инвалид, занимается дома по индивидуальной программе… Но и ему наравне со всеми детьми дана возможность реализовать свой собственный творческий потенциал, войти с ним в мир художественной культуры.

Программа “Интеллект” опирается на развивающие методики – Занкова, Рахимова, Эльконина-Давыдова. Школа имеет свои наработки по среднему звену, тесно взаимодействует с Ассоциацией развивающего образования.

Программа “Ковчег” охватывает духовно-нравственную сферу. Ее задача – формирование духовной культуры, ценностной ориентации в окружающем мире. Дети начинают с народного миропонимания и фольклора, переходят к отечественной и мировой культуре, затем к религиям, мировой и отечественной философии. С первого по одиннадцатый класс идут уроки литературы, мировой художественной культуры.

В школе работает детский парламент, избран президент – Денис Тингаев. Спорные вопросы решает суд чести и достоинства граждан школьной республики. Парламент исправно пишет законы; весной на педсовете его представители заявили, что надо создавать правительство – заниматься исполнительной работой. Директор заявляет мне, что в любой ситуации она – на стороне учеников. А те – страшно подумать! – при конфликте с учителем имеют право обратиться в школьный суд.

Дети поменьше тоже приобщаются к общественной жизни: для 1-4-х классов создана организация “Сибирячок”. Старшим, тем, кому не хочется в республику, открыта дорога в Школу подростка – школу выживания, кадетские классы.

“Наш опыт легко перенять”

“Почему в нашей школе произошел прорыв?” – переспрашивает меня Галина Павловна. И после секундного раздумья отвечает: “Мы не стоим в стороне от науки. К нам приезжают известные ученые. Мы сотрудничаем с вузами, их научный потенциал используем в работе”.

Особенно плодотворно содружество с Московским открытым социальным университетом, часто приезжают гости и из соседних сибирских городов – Красноярска и Томска. Но, как ни странно, нет никаких связей с иркутской вузовской наукой. Специалисты по-разному объясняют сей факт. Одни говорят, что усть-илимская школа в своем практическом развитии уже ушла дальше, чем иркутская наука. Другие считают, что Усть-Илимск, населенный выходцами из западных районов страны, всегда тяготел к столице, а не к областному центру.

Восьмая школа не делает секрета из того, что происходит за ее стенами. Фактор внешней конкуренции, считают здесь, – наилучший стимул для развития. Так, за два месяца провели больше ста мероприятий совместно с учителями из Нижнеилимского, Чунского районов. Коллеги охотно посещают методические семинары, выставки, презентации, творческие мастерские, открытые уроки.

“Мы поздновато узнали, что такое школьный менеджмент, – в один голос говорят Галина Соломович и ее заместитель Людмила Александрова. – Ездили, учились, но наверстали свое”. Да еще как наверстали: в соавторстве они написали брошюру “Обновление содержания управления школой дифференцированного обучения”, вышедшую в московском издательстве “Новая школа” в 1997 году. В ней они рассказали о своем опыте решения управленческих проблем. Почти наполовину книга состоит из приложений – это разработанные самым тщательным образом внутренние школьные документы. Без правовых механизмов в современной школе вообще не обойтись, считает директор, а потому все положения и уставы, регламентирующие различные виды школьной деятельности, описаны детально.

– И все же, как вы думаете, почему вашу школу назвали школой будущего века? – допытываюсь я.

– Организаторы конкурса учитывали новизну и оригинальность проекта, возможность его широкого применения, экономичность и перспективность. С этой точки зрения наш проект легко трансформируется, опыт очень легко перенять – есть готовые к тиражированию материалы, не требуется больших финансовых затрат. Проект связан только с подготовкой кадров и стремлением коллектива к творческой работе. Московские коллеги сказали мне: “В вашей большой школе каждый ребенок находит для себя нишу. Вы даете не только образование, но и создаете условия для формирования личности”.

Добавим: личности не только школьника, но и педагога. Учитель обязан первым почувствовать перемены в образовательной ситуации, проверить – а соответствует ли его профессионализм требованиям времени? И тогда наступит ХХI век.

Элеонора КЕЗ,

фото автора

Контакты:

665770, Иркутская обл., Усть-Илимск-9, ул. Димитрова, а/я 669

Телефон/факс (235) 5-78-21

Персональный обед после соляной пещеры

Личная тревожность тоже интересует

Перед родителями, выбирающими для своего ребенка школу, встает вопрос: что важнее – крепкое здоровье или достойное образование? Не секрет, что во многих гимназиях обязательно требуют справку из поликлиники – своеобразную гарантию того, что дети выдержат предлагаемую нагрузку.

В школе “РОСТ”, о которой я веду свой рассказ, внимательно прислушиваются к мнению врачей. Но не затем, чтобы вынести приговор: “не годен”. Важно помочь ребенку, найти оптимальный вариант обучения, при котором хорошее образование не окажется во вред здоровью. Каким образом это достигается?

Я присутствовала при зачислении в школу нового ученика. Взволнованная мама пришла в “РОСТ” за помощью: дело в том, что в школе, где ее сын учился ранее, у ребенка было множество проблем, начиная с оценок и заканчивая нервными срывами. Пока она делилась своими горестями с директором школы Любовью Владимировной Зайцевой, мальчик проходил собеседование с психологом, логопедом, врачом-валеологом и завучем школы. В результате собеседования маме была предложена индивидуальная программа обучения для сына. И так в школе “РОСТ” поступают с каждым. Здесь создана служба психолого-педагогического и медицинского сопровождения. Специалистов интересует абсолютно все: состояние здоровья ученика, уровень развития речи, памяти и мышления, способность к адаптации и даже личностная тревожность.

Прямо в здании школы для детей проводятся сеансы лечения в галокамере (искусственной соляной пещере, очищающей органы дыхания). Это прекрасная профилактика простудных заболеваний. Если необходимо, проводятся сеансы массажа, в столовой по назначенной врачом диете готовят персональные завтраки и обеды.

Рекомендации специалистов учитываются при составлении индивидуального образовательного маршрута и расписания занятий каждого воспитанника детского сада и каждого ученика школы. Какие-то предметы ребенок может изучать в классе (в котором, кстати, не более четырнадцати человек), по другим – заниматься дополнительно, самые же серьезные проблемы решаются с учителем, психологом и логопедом на индивидуальных занятиях.

По всем предметам преподавателями разработаны тесты, в которых задания разделены по уровню сложности. Ученик сам решает, что ему выбрать. В объективности оценки сомневаться не приходится: с компьютером не поспоришь (в школе замечательный современный компьютерный класс, где проходят и уроки, и тестирование).

Помимо предметов базового уровня, родители вправе выбрать для своих детей целый ряд дополнительных. Здесь этикет и шахматы, спортивные игры и психология, развитие творческого мышления и мировая художественная культура, хореография, дизайн, занятия в театральной студии. В “РОСТе” также занимаются предпрофессиональным образованием: существует собственное издательство, дети изучают юриспруденцию, экономику, журналистику.

Недавно в школе начал работу собственный центр музыкального воспитания по системе немецкого композитора Карла Орфа. Согласно орфпедагогике, каждый ребенок музыкален и способен к творческому мышлению. Смысл занятий по этой системе – элементарное музицирование. Дети сами играют (как могут, как себе представляют музыку), сами поют, говорят, топают и хлопают. Это очень интересно и захватывающе, главное – раскрепощает даже самого скромного и застенчивого.

Аббревиатуру “РОСТ” здесь читают как “Радость Общения в Совместном Творчестве”. Повторив эти слова, я сразу вспомнила и веселые музыкальные уроки, и яркие красивые игрушки в детском саду-школе “РОСТ”. Может, именно это ощущение радости так привлекает всех, кто хоть однажды побывал в школе?

Педагоги мечтают о том, чтобы была возможность бесплатно учить талантливых детей, предоставлять им стипендии. Конечно, это нереально без поддержки меценатов. Скептики наверняка скажут, что частной школе далеко не все по силам. Но “РОСТ” сегодня делает то, что именно им и кажется невозможным: здесь дают детям хорошее образование и при этом не калечат, а восстанавливают их здоровье.

Александра АЛЕШИНА

Контакты:

197227, Санкт-Петербург, Серебристый бульвар, д. 18/3.

Телефон (812) 393-36-53, факс 307-16-53

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте