Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Теория и практика

Готовимся к ЕГЭ

Как быстрее и легче преодолеть языковые барьеры
УГ - Москва, №01 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

Современная школа меняется, приспосабливаясь к современному темпу жизни и требованиям общества. Одной из таких перемен стало введение в старших классах системы профильного обучения. Профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов и способствует дифференциации содержания образования. На мой взгляд, одной из главных задач является обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, подготовка выпускников к дальнейшему обучению.

Иностранный язык может изучаться на профильном уровне при различных индивидуальных учебных планах. При этом изменяется не только количество часов, но и содержание курса. Таким образом, учащиеся профильного уровня имеют 6 часов в неделю. Появляется возможность более тщательно и углубленно прорабатывать материал, уделять больше внимания совершенствованию всех видов речевой деятельности.

Следует отметить, что количество обучающихся, которые решают сдавать ЕГЭ по иностранному языку, растет. Это говорит о том, что сейчас возросло количество вузов, установивших английский как обязательный экзамен, необходимый для поступления.

Таким образом, перед учителем в профильных классах стоит сложная задача. Он должен обеспечить более углубленное изучение языка, способствующее успешной сдаче экзамена.

Экзамен в формате ЕГЭ по английскому языку проводится в два этапа: говорение (устная часть) и письменная часть (состоящая из 2 заданий с развернутым ответом и тестовой части, включающей в себя разделы «Ауди­рование», «Чтение», «Лексика и грамматика», каждый из разделов представлен в виде 3 заданий разного уровня сложности – от начального до заданий повышенного уровня сложности).

Необходимо отметить, что по мере знакомства с каждым заданием в формате ЕГЭ важно представить учащимся стратегию выполнения подобного рода заданий как в письменной, так и в устной части экзамена. Эти стратегии можно напечатать на отдельных листах и использовать в качестве наглядного материала на уроке.

Следует заметить, что результаты экзамена предыдущих лет по английскому языку показали ряд западающих заданий. Это задания раздела «Аудирование», а также раздела «Лексика и грамматика». А учитывая тот факт, что у учащихся в большинстве случаев присутствует языковой барьер, нельзя оставлять без внимания и устную часть. Таким образом, необходимо провести качественную подготовку к сдаче обеих частей экзамена, уделяя особое внимание западающим разделам.

Одной из важных задач является выбор учебно-методического комплекса. Это должен быть УМК для общеобразовательных школ, но в нем должен присутствовать избыточный материал, который позволит учителю качественно подготовить учащихся к предстоящей сдаче ЕГЭ по английскому языку.

На мой взгляд, наиболее приемлемым для работы в профильных классах из имеющихся учебников в нашей библиотеке является УМК Starlight, так как в его основе лежит подготовка выпускников к выполнению заданий всех разделов единого государственного экзамена по английскому языку. Целесообразность использования данного УМК можно рассмотреть на примере одного из модулей.

В среднем на изучение каждого модуля требуется 4‑5 недель. Для примера возьмем 2‑й модуль из учебника для 10‑го класса. Модуль называется «Food. Health and safety». Первая страница модуля знакомит учащихся с темой, они узнают, чему смогут научиться, работая над данным модулем.

Можно предложить учащимся описать одну из представленных фотографий на данной странице, что позволит им отработать речевые клише, необходимые для выполнения заданий в устной части экзамена. В модуле представлены разнообразные задания, формат которых включен в ЕГЭ, в учебнике они отмечены соответствующим значком RNE. Это задания к разделам «Чтение», «Аудирование», «Лексика и грамматика» и «Письмо».

Перед прочтением того или иного текста в разделе «Чтение» и выполнением других заданий формата ЕГЭ важно напомнить учащимся стратегию их выполнения. Новая лексика по теме вводится в текстах, затем отрабатывается в лексико-грамматических упражнениях как после текста, так и в соответствующих частях модуля.

После их прохождения целесообразно проводить контроль сформированности лексических навыков. Ученики переводят предложения с новой лексикой с русского на английский язык. В каждом разделе модуля присутствуют также упражнения, направленные на совершенствование грамматических навыков по нескольким грамматическим темам.

В рассматриваемом модуле это прямая-непрямая речь, способы выражения будущего времени, неличные формы глагола и модальные глаголы. Кроме того, в разделах, посвященных лексике и грамматике, даются фразовые глаголы и выражения с предлогами. По окончании работы с данным разделом модуля также целесообразно провести контроль сформированности грамматических навыков.

Не меньшего внимания заслуживают задания раздела Listening, которые также представлены в формате ЕГЭ, что отмечено соответствующим значком. Более того, при подготовке к успешному выполнению заданий из блока «Аудирование» на уроках выполняются упражнения разного характера из других учебных пособий.

С целью развить фонематический слух учащиеся смотрят мультфильмы, сериалы и фильмы на английском языке.
Также в УМК даются дополнительные разделы. Первый из таких разделов Across Cultures.

Он способствует совершенствованию социокультурной компетенции учащихся. В ранее предложенном для анализа модуле это текст об английской и русской кухне. В следующем разделе каждого модуля авторы предлагают отрывок из художественного произведения. После текста даны упражнения, направленные на контроль понимания прочитанного и формирование лексических навыков.

Также есть раздел Curricular Cut, в котором можно найти информацию из различных областей знаний, что способствует установлению межпредметных связей. В данном модуле этот раздел посвящен пищевой технологии (Food Technology).

Следует отметить, что задания из дополнительных разделов также представлены в формате ЕГЭ. Последняя страница каждого модуля, которая обязательно выполняется, помогает проверить, как учащиеся усвоили материал (Progress Check). В конце каждого модуля представлена часть заданий формата демоверсии ЕГЭ. Однако вместо него мы решаем пробные варианты ЕГЭ из других пособий. По такому же принципу выстроен и УМК Starlight 11.

Разделы модуля, посвященные говорению и письму, представленные в УМК, требуют дополнительной корректировки под нынешний формат единого государственного экзамена. В течение двух лет обучения (10‑11‑й классы) уделяется большое внимание написанию эссе.

В течение всего периода обучения старшеклас­сники пишут эссе разнообразной тематики в качестве домашнего задания, а также эссе и письма личного характера, непосредственно на уроках, тем самым как бы моделируя атмосферу предстоящего экзамена.

Помимо этого с целью сформировать у учащихся более целостную картину в отношении написания эссе, а также предотвратить наиболее часто встречающиеся ошибки как в структуре написания, так и в лексико-грамматическом плане на элективных уроках учащимся была дана возможность представить себя в виде экспертов предметной комиссии, оценивая некоторые сочинения согласно принятым критериям.

По окончании самостоятельного выполнения заданий учащиеся сравнивали свои оценки с оценками эксперта и (в случае расхождения во мнениях) ознакамливались с развернутыми пояснениями и рекомендациями, составленными экспертной предметной комиссией. Данный вид заданий способствовал развитию критического мышления у учащихся.

На профильном уровне помимо упражнений в разделе учебника мы успеваем выполнить все упражнения в приложении Grammar Practice Section в конце учебника, а также дополнительные упражнения из других пособий. Работаем также над техникой чтения, уделяя особое внимание фонетике и ритмико-интонационным контурам английской речи.

Более того, каждый модуль содержит задания на словообразование, также входящие в экзамен. На мой взгляд, для более качественного освоения такого явления в английском языке, как словообразование, необходимо как можно больше читать разнообразную литературу на английском языке.

К сожалению, не существует точных правил, следуя которым мы можем с уверенностью сказать, что та или иная часть речи образуется при помощи какого-либо одного определенного суффикса, таким образом, все наши знания по данной теме сводятся лишь к набору суффиксов и префиксов, характерных для образования каждой части речи.

Однако не все учащиеся читают английскую литературу в оригинале, поэтому в качестве подготовки к выполнению подобного рода заданий им предлагался готовый материал. Совместно с учащимися был выбран «шаг», с которым осваивался данный материал, после перевода слов и определения частей речи по имеющимся суффиксам учащиеся приступали к его за­учиванию согласно ранее определенному «шагу».

Контроль осуществлялся в виде пятиминутной самостоятельной работы по карточкам в начале каждого урока. Работа включала в себя 10 слов на русском языке для одного варианта и была составлена в 16 вариантах, дабы исключить элемент списывания.

Учащимся необходимо было перевести слова на английский язык (что в свою очередь значительно повысило их словарный запас) и образовать все возможные части речи, данные в заученном материале. Работа составлялась с учетом ранее оговоренного «шага».

Параллельно ребятам предлагались разнообразные упражнения на словообразование, благодаря которым учащиеся научились определять необходимую часть речи по так называемым рамочным конструкциям, а благодаря заученному материалу смогли употребить ту или иную часть речи с правильным суффиксом или префиксом.

Подобным образом была также организована работа с наиболее трудной частью любых лексических заданий – с предложными выражениями и фразовыми глаголами. Таким образом были выучены существительные, прилагательные и глаголы с предлогами. В среднем на освоение материала одного раздела уходило 3 недели. По окончании каждого раздела были выполнены обобщающие самостоятельные работы, а также общая самостоятельная работа по трем разделам.

Помимо этого огромное внимание на уроках уделяется изучению слов, значение которых легко спутать (words easily confused). Данные слова также были распределены по разделам (их 15). По окончании каждого раздела пишется самостоятельная работа, а каждая 5‑я работа является обобщающей, включающей материал из предыдущих разделов.

Изучение подобного рода слов, а также вышеизложенного материала помогает учащимся при выполнении задания на множественный выбор (multiple choice), являющегося также западающим по итогам предыдущих лет.
Работа учителя в профильных классах требует от него творческого подхода, хороших умений планирования и организации процесса обучения, но это делает работу очень интересной.

Елена ЧИБИРКОВА, учитель английского языка школы №1560 «Лидер»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt