В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования наш ЦРР – детский сад осуществляет социально-личностное развитие в основном через реализацию трех образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Безопасность». Однако мы понимаем, что задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация» и «Труд» невозможно решить без интеграции с другими образовательными областями: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
В своей работе с детьми, педагогами и родителями я постоянно намечаю пути повышения качества образования, цели и задачи деятельности социального педагога, направленные на обеспечение преемственности между ДОУ и школой. Одним из направлений, способствующих качественному освоению воспитанниками содержания образовательных областей и развитию на их основе интегративных качеств ребенка, стало создание условий для закрепления и расширения социального опыта воспитанников. Для обеспечения преемственности школы и детского сада мне как социальному педагогу необходимо помочь ребенку принять новый статус школьника: сформировать готовность действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми школой; способствовать созданию единого образовательного пространства, выявить субъектов образовательного процесса, оказывающих реальное влияние на успешность социально-личностного развития дошкольников (семья, работники школы, сотрудники социокультурных организаций) и содействовать созданию условий для эффективного взаимодействия с ними. Для этого в нашем детском саду разработаны социально-образовательные проекты «Я хочу в школу», «Путешествие в мир книги», «Прикосновение к чуду», «Путешествие в страну здоровья и спорта», которые, как и вся система воспитательно-образовательной работы, предусматривают формирование готовности ребенка к школьному обучению. В этих проектах основное внимание уделяется организации условий для приобретения социального опыта по взаимодействию с социумом. Социально-образовательные проекты мы выстраиваем на основе взаимодействия всех специалистов детского сада, воспитателей, семьи, социальных партнеров. Они включают в себя как комплекс мероприятий, направленных на освоение ребенком социокультурного пространства, так и обучение навыкам учебного сотрудничества, в рамках которого ребенок приобретает собственный социальный опыт эффективного общения. Особая роль в этом процессе, конечно, принадлежит социальному педагогу. Но к сожалению, суженные, механически перенесенные из других сфер деятельности представления о должностных обязанностях социальных педагогов не дают использовать этот внутренний ресурс детских садов в полной мере. В настоящее время требуется переосмысление социальными педагогами своей роли в деятельности дошкольного учреждения, соответствующей ФГТ. Именно у социальных педагогов в должностном функционале закреплена основная цель – способствовать созданию условий для успешной социализации воспитанников, поэтому они должны постоянно воздействовать на изменение социальной ситуации развития путем расширения диапазона социальных контактов детей и создавать условия для формирования позитивного опыта взаимодействия с окружающим социумом. Поэтому в своей работе я постоянно стремлюсь к превращению нашего дошкольного учреждения в реально действующую открытую педагогическую систему. Социально-образовательные проекты служат дополнением для реализации какой-либо образовательной области. Однако как интегрируются образовательные области, так и проекты должны быть интегрированы друг с другом. Для содействия реализации образовательной области «Социализация» мы разработали социально-образовательный проект «Я в кругу людей, я в кругу друзей», который стал своеобразным посвящением в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Работу детского сада по подготовке детей к школе в рамках проекта мы начинаем задолго до перехода дошкольников в подготовительную группу. В средней группе эта работа по содержанию включает в себя игровые формы взаимодействия с детьми, направленные на расширение первичных представлений о себе, гендерных особенностях, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Наши воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, об окружающих их людях, природе и рукотворном мире. Педагоги воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают детям в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций и костюмов. Педагог-психолог ведет работу с нашими воспитанниками по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, привитию и закреплению социальных навыков и нравственного сознания. А я как социальный педагог расширяю представления детей о мире, формирую позитивное к нему отношение.Наши педагоги понимают, что в старшем дошкольном возрасте усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, задавать вопросы, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают «настоящие школьники». Дети получают и осмысливают конкретную информацию о школьных правилах и устройстве школьной жизни, а затем закрепляют ее через игры, у них формируется новая идентичность школьника, связанная с новыми формами поведения, они усваивают элементарные поведенческие навыки, соответствующие учебным ситуациям. В ходе образовательной деятельности мы разбираем и проигрываем с нашими воспитанниками адекватные реакции на школьные ситуации (собеседование при приеме в школу, знакомство с одноклассниками, просьба одолжить ручку, вопрос к взрослому или сверстнику). И самое важное, что в рамках проекта мы организуем педагогические условия не только для формирования опыта общения между собой, но и для социального взаимодействия с детьми из других образовательных учреждений. Это различные экскурсии в общеобразовательную школу, школу искусств имени С.Рихтера, совместные мероприятия с учащимися школы, а также воспитанниками интерната для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Поэтому в подготовительной к школе группе наш проект тесно интегрируется с другими социально-образовательными проектами: «Мир искусства», «Я хочу в школу», «Территория безопасности».Для содействия реализации образовательной области «Безопасность», цель которой подготовка ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной), четыре года назад мы разработали социально-образовательный проект «Территория безопасности». Этот проект направлен на расширение представлений воспитанников о безопасном поведении, на приобретение собственного позитивного, эмоционально-положительного социального опыта в области безопасного поведения. Он наиболее полно апробирован, хорошо методически обеспечен, в нем разработаны система организации взаимодействия с родителями, формы организации детской деятельности и совместные мероприятия с социальными партнерами: профилактические беседы с сотрудниками ГИБДД и МЧС, экскурсии в школы и проведение совместных мероприятий по знакомству с отрядом юных инспекторов дорожного движения, посещение театрализованных постановок по профилактике травматизма, поставленных детьми школы и нашими выпускниками, экскурсии в пожарную часть, создание агитбригады «Мы спасатели» и трансляция собственного опыта в области безопасного поведения как младшим детям нашего детского сада, так и воспитанникам интерната №72, подготовка подарков и поздравление сотрудников МЧС с их профессиональным праздником.Такая целенаправленная работа нашего педагогического коллектива способствует освоению нашими воспитанниками представлений социального характера и включению их в систему социальных отношений, помогает им вырасти настоящими гражданами своей страны. В.ГРЕЦОВА, социальный педагог ЦРР – детского сада №1407;С.ДЬЯКОНОВА, старший воспитатель ЦРР – детского сада №1407
Комментарии