Школа, как известно, не только учит, но и воспитывает, готовит к жизни. Прежняя установка – «раньше думай о Родине, а потом о себе», определявшая весь строй воспитания, нуждается в корректировке. Лозунг дня нынешнего – «стремись к успеху».
Итак, кого мы должны воспитывать? Корчагиных или Растиньяков? И даже если мы делаем выбор в пользу последних, то должны помнить, что русские Растиньяки – всегда «подростки», имеющие свою идею. В формирование этой идеи может внести свой вклад и школа. В ней успех должен проговариваться от слова «успеть», успеть сделать карьеру, добиваться блага не только себе, но и работая одновременно во имя Родины.
«Прибыль» от воспитательной работы получают родители и общество. Школу, как институт, необходимо вернуть к этой деятельности. В чем должно заключаться государственное регулирование в данной сфере? Что станет новой идейной основой воспитания подрастающего поколения? Предлагаемую ныне модель можно назвать «успешный гражданин великой страны».
Как она может практически реализовываться в школе? Начнем с ответа на другой вопрос: «В какой мере и за что в воспитании детей отвечает школа?». Сама его постановка в советские времена показалась бы кощунственной. А вас не озадачивает тот факт, с какой поспешной легкостью школа избавилась от воспитательной функции? Можно объяснять это прекращением действия так называемого приводного ремня после ликвидации КПСС, но ведь попутно с идеологическим воздействием на «подрастающие массы» решались и задачи общевоспитательные…
Возобновляя планомерно организованную воспитательную работу в школе, на мой взгляд, необходимо учитывать ряд моментов.
Во-первых, основная роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Издержки семейного воспитания школьное исправляет лишь иногда и отчасти. Слова «береги платье снову, а честь смолоду» были сказаны Гриневу не на классном часе. В школе, где сегодня все больше прагматизма и меньше любви, они звучат не столь весомо.
Во-вторых, возрождать существовавшие ранее детские идеологизированные структуры или заново пытаться заставить всех школьников идти вместе нет необходимости. Целесообразнее организовывать детей на время осуществления какого-либо серьезного проекта или небольшой акции. Сквозной характер придавать работе по поддержанию традиций учебного заведения.
В-третьих, школа берет на себя идейное воспитание. Проблема нравственного – более сложная и комплексная. Конечно, огромный заряд нравственности несет русская литература. О «чести смолоду» было сказано отцом, но мы услышали и об этом, и о том, что «души прекрасные порывы» надо посвятить Отчизне, на уроках словесности. Печально, но возможное отсутствие ЕГЭ по этому курсу резко снизит его статус и соответственно уменьшит потенциал нравственного воздействия школы.
В-четвертых, воспитание ведется в основном через содержание учебных предметов. И если моральные установки формирует больше литература, то идейный фундамент личности закладывается на уроках истории. Работа «по содержанию» способствует выстраиванию новой системы ценностей, адекватной нынешнему жизненному укладу. С этой целью события и явления российского прошлого подаются под определенным углом.
Замечу, что речь идет только об основах науки, преподаваемых в школе, и для этого случая полностью приемлем тезис о том, что история – это настоящее, опрокинутое в прошлое. Интерпретация, объяснение событий и явлений прошлого нужно вести через специальную систему понятий. Я полагаю, что краеугольными в ней должны стать «гражданственность», «государственность» и «просвещенный национализм».
Важнейшее условие появления гражданского общества в освободившейся России, где на смену вековому деспотизму царей шел тоталитаризм вождей, – формирование критической массы населения с устойчивой политической активностью. Есть шанс выдавить из себя раба уже окончательно, до последней капельки. Выработка осознанной, идейной активности – одна из задач исторического образования.
Постоянно подчеркивается стремление русского человека получить волю, и хорошо бы вместе с долей – спокойной и сытой жизнью. После февраля 1917 г. Россия наконец-то стала свободной, но этого нам оказалось недостаточно. После августа 1991 г. мы освободились от коммунистического диктата. Чтобы вдруг снова не «поблазнило», надо суметь показать грандиозность свершившейся перемены без глупого очернения прошлого.
Нам более привычны исторические мгновения воли-вседозволенности, чем состояние цивилизованного свободного развития. Мысль о том, что «история учит, что она ничему не учит», справедлива лишь отчасти. Историческая амнезия поражает народ, когда он превращается в бесформенную массу. Надо больше говорить о тех, кто был со своей страной в самые трудные годы, но не смешивался с толпой, ценя выше всего свободу.
Индивидуальная свобода – это выбор, ответственность за который ложится на самого человека. Мы привыкли (нас приучили) перекладывать ее на плечи начальника, коллектива, государства… Несмотря на известный психологический дискомфорт переходного периода, в любом случае нам не следует отказываться от возможности свободного выбора. Кого потом винить будем в своих бедах?
Два школьных курса напрямую нацелены на воспитание будущих граждан – обществознание (9-11-е кл.) и граждановедение (9-й кл.). По моему мнению, они малоэффективны. Для девятиклассников полезнее ввести обязательный зачет на знание текста Конституции. Что касается обществознания, то этот синтетический курс с введением профильного обучения следует заменить несколькими специальными модулями. Одним из них может стать игра, условно назовем ее «Политика». В описании – минимум теоретических знаний (базовые понятия), условия – моделирование выборов. Через игровую деятельность ученикам легче прийти к осознанию фундаментальных для гражданского общества положений о том, что мы выбираем власть, она призвана обслуживать наши интересы.
В иерархии принятых нами ценностей на второй позиции – «государственность». В содержании этого понятия – любовь к истории своей страны и уважение к институтам государства. Свое государство надо любить и уважать. К чему приводит его временное ослабление, все мы были свидетелями. Историю начали «творить» массы, разрушая ненавистное старое.
В России взлет такого творчества – бунт. В него и превратились реформы перестройки из-за слабости государственной воли. Правда, движущей силой в нем стала интеллигенция во 2-3-м поколении, и его относительная «цивилизованность» – показатель того, насколько далеко эти люди ушли от сохи. Бунт получился не такой беспощадный, как в старину, но все же бессмысленный. Особенно заметно это в отношении к советскому наследию.
Давайте все поймем и всем простим. Неумно мстить прошлому ради решения преходящих политических задач.
Государственность предполагает уважение к органам управления. Зная отвратительные «слабости» нашей бюрократии, давайте подчеркивать авторитет высших магистратур. Плохо, что в нашем восприятии государственная должность и лицо, ее занимающее, с давних времен сливаются в одно целое. Хорошо то, что деятельная фигура президента (в кои-то веки!) дает возможность для уважительного разговора о власти.
Будем надеяться, что государство выживет. И осуществится нашими учениками, подготовленными не к мифическому управлению всем государством, а к жесткому контролю за деятельностью чиновников. Если свести постулаты гражданского общества в школьную «таблицу демократии», то в одном из столбиков там следует записать: «государство уважать, а власть критиковать = демократическое государство».
Национальная проблематика становится одним из приоритетов воспитательной работы. Необходимо всячески культивировать национальную беспристрастность. А разговор о существующих проблемах сделать открытым и честным. Он может быть жестким, вестись в широком диапазоне. Недопустимы лишь намеренные оскорбления и сепаратистские высказывания.
Просвещенный национализм означает приоритет гражданских прав и свобод над национальной принадлежностью. Исключением графы «национальность» из паспорта проблема не решается. Понятно, что она потеряет остроту, когда все мы заживем получше. И тогда в ответ на вопрос «ты кто?» чаще будет звучать: «россиянин».
Россиянин – свободный гражданин великой страны. И только так. «Свобода» на первом месте, а на втором – «Родина». Либеральные ценности надо поднять выше стремления к национальной обособленности. Таким образом, мы получаем гарантию целостности России. Задача школьного воспитания – дать понятие «Свободная Россия» – великое многонациональное неделимое государство.
Сергей СЕМЕНОВ, учитель истории 175-й школы
Новосибирск
Комментарии