Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

ГорошЕк или горошИк? Электронный словарный диктант по русскому языку

Учительская газета, №3 от 20 января 2009. Читать номер
Автор:

Как правильно написать: плОвец или плАвец; мЭрия или мЕрия; вЪедливый или вЬедливый; прЕткновение или прИткновение? Мало знать правило по русскому языку, нужно и правильно использовать его, отработать навыки применения на письме. Как лучше это сделать – традиционно, используя тетрадь, учебник и авторучку? Или же стоит обратиться к компьютеру и воспользоваться его возможностями?

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Оказывается, специально для этих целей разработана программа «Словарь». Она предназначена для подготовки к словарным диктантам по различным темам – «Безударные гласные», «Гласные после шипящих», «Гласные Ы и И в корне» и по другим темам русского языка – всего пятнадцать диктантов по темам и один общий. Программу можно скачать бесплатно с сайта Team9a (www.team9a.web.ur.ru/study.html) в разделе Образование.

«Словарь» устроен просто, поэтому освоить принципы работы с ним не составит сложности ни для учителя, ни для ученика, имеющего элементарные навыки общения с компьютером.

Итак, загрузив программу, запускаем ее, нажав на иконку, и переходим к главному и единственному окну программы.

Для начала работы в разделе Файл диктанта выбирем тему, например «Безударные гласные». В левой части окна появятся название темы диктанта и слово для проверки с пропуском проверяемой орфограммы. Под ним видим количество проверяемых слов (рис.1).

С клавиатуры вводим пропущенную букву. В правой части окна в разделе Последние слова отображаются пять последних вариантов, предложенных вами. При этом ошибочные варианты выделяются восклицательными знаками. Программа позволяет контролировать количество выполненных примеров и отмечает, сколько из них написано верно, а сколько нет.

Те, в которых вы допустили ошибку, повторяются несколько раз, вплоть до их правильного выполнения. После прохождения диктанта в окне результатов отображаются общее количество ошибок, слов, время, затраченное на диктант, а также список сложных для вас примеров (рис. 2).

Если в программе нет нужной учителю темы, словарный диктант можно создать самим. Для этого педагог должен запустить Блокнот или другой текстовый редактор и в первой строке ввести тему диктанта. Затем вводим слова диктанта по одному в каждой строчке, при этом необходимую букву заменяем символом «_» (Shift + «-»). Саму же пропущенную букву нужно поставить в этой же строчке после слова (рис. 3).

После создания диктанта сохраните его как текстовый файл в папке Slbase в директории с программой (Название.tхt) (рис. 4). Можно ввести в диктант столько слов, сколько нужно для закрепления темы, но не более 500.

Программа будет наиболее полезна для учителя как способ закрепления теоретических знаний учеников на уроке или же для самостоятельной работы. Это хороший помощник при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе. Несколько тем диктантов входят в задания части «А» единого госэкзамена. Естественно, для достижения хороших результатов педагог должен уделить больше внимания той теме, которая вызывает у ученика наибольшие затруднения.

Работа с программой позволяет учителю построить индивидуальную траекторию подготовки школьников к ЕГЭ. «Словарем» могут воспользоваться и абитуриенты, желающие улучшить свои знания по русскому языку. Перед работой в программе желательно вспомнить или выучить правило, на которое идет тот или иной диктант.

Наталья ПАШИНЦЕВА, методист РМЦ, Ужур, Красноярский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту