Помню, в детстве мама часто брала меня с собой в гости к своей подруге, учительнице английского. Мы, конечно, занимались языком, а потом – жила она в коммунальной квартире – я играла с соседской девочкой Галей. А вернее сказать, тоже «занималась», давала «уроки». Галя была младше меня года на три. Умненькая, послушная, может, слишком послушная девочка. И у нас сложились нередкие в такой разновозрастной паре отношения: я практически поработила ее.
К примеру, мучила приседать до посинения: физкультурой, мол, надо заниматься, иначе заболеешь, внушала строго. И та, маленькая, глупенькая, верила. Да мало ли еще какая дурь приходила мне в голову. Сейчас часто со стыдом, запоздалым раскаянием думаю о том, что злоупотребляла ее доверием. Думаю, потому что каждый взрослый «хоть раз» чувствует себя ребенком. А между тем чем больше мы стараемся осознать, прожить наши воспоминания детства, тем меньше они будут управлять нами. И это здорово. Умный человек сказал: чтобы успешно воспитывать детей, надо знать и уметь, в сущности, не так уж много. Вся хитрость в том, чтобы эти знания и умения включали в себя наиболее серьезные и смелые требования, которые мы когда-либо предъявляем к себе.
От отдела воспитания, как правило, ждут универсальных рецептов, готовых советов. Как много можно рассказать ребенку? Как быть, если подросток убегает из дома? Как победить детские страхи? Да мало ли этих «как» и «что делать, если..?» Все равно нет абсолютов в воспитании, нет легких ответов на трудные вопросы. Есть тем не менее известные основные принципы, которые всегда помогали успешно решать воспитательные вопросы. Принципы, благополучно утраченные сегодняшней Россией.
2004-й обещает быть в этом смысле переломным. Потихонечку возвращаемся к пониманию, что для отечественной культуры и педагогики воспитание всегда рассматривалось как общественная и государственная самоценность. Минобразование РФ спустя четыре года реализации отраслевой Программы развития воспитания в системе образования «вышло в правительство» с инициативой разработки национальной, государственной, межведомственной, как хотите назовите, Программы развития воспитания детей до 2010 года. Правительство инициативу поддерживало. Программа уже разработана. В феврале «УГ» проект опубликует: пусть страна задумается, пообсуждает. Это будет хороший шаг вперед по консолидации всех сил в решении воспитания общества.
Будущая государственная программа призвана повернуть лицом к детям все ведомства. Пока этого нет. Чуть что не так, те по-прежнему вешают всех собак на школу – «не доработала». Теперь задача иная: формировать во всем обществе культуру, социальную компетентность, уровень взаимосуществования. Ведь что сейчас у нас творится – невозможно, страшно, дальше некуда. Люди просто звереют, умирают без любви и тепла.
В новом году мы сохраняем рубрики «Воспитание» и «Лад» и, как необходимое взаимодополнение, – «Дополнительное образование». Эта система, к счастью, не просто выжила, но обогатилась новым опытом. Здесь работают подвижники ради высокой педагогической идеи – помощи любому ребенку самореализоваться, проявить способности, лучшие качества, найти дело по душе. Эта страница, без сомнения, заинтересует в равной степени женщин и мужчин – читателей, ведь в системе их 50 на 50.
Отдел воспитания поможет, как всегда, классным руководителям сценариями классных часов и дел, школьных праздников…
И, наконец, на нашей полосе «поселится» спорт. Тот самый спорт, который мобилизует внутренние силы человека, заставляет проявить характер. Полная связка. Конечно, без вас, дорогие читатели, без ваших писем, материалов, опыта, дело не пойдет. Пожалуйста пишите, а мы будем публиковать.
Елена КОМАРОВА, редактор отдела воспитания, дополнительного образования и физической культуры
Комментарии