search
main
0

Годы чудесные…

Философия счастья

Вопрос о том, что такое счастье, рассматривается различными науками. Например, физиология рассматривает счастье в связи с выделяемыми гормонами, психология пытается изучить счастье как психосоциальный феномен, социология разрабатывает формулы счастья и выводит, в частности, индекс счастья, распределяя страны по степени счастливых членов государств. Феномен счастья интересовал многих исследователей на протяжении всей истории человечества.

Первыми, кто основательно изучал счастье как теоретическое и практическое понятие, стали философы Античности. Для того чтобы в настоящее время фундаментально понять природу счастья, стоит обратиться к истокам исследования этого сложного и многогранного понятия.

Философы Древней Греции подробно исследовали феномен счастья. Одним из первых философов, кто рассуждал о счастье, был Демокрит. В его понимании, счастье – это внутреннее самоощущение человека, которое зависит не столько от удачно сложившейся судьбы, сколько от восприятия человеком себя и окружающей его действительности. То есть счастливым будет тот человек, который гармоничен и доволен в своем самоощущении.

Начиная с Сократа и Платона, которые являются представителями универсалистской этики, философы озаботились не только личным ощущением человека, но и этичным поведением и поступками человека. Теперь для достижения счастья необходимо владеть определенными добродетелями в соответствии со способностями души каждого человека. Таким образом, выводится понимание счастья в связи с общественным благом, что также послужит опорой, например, при строительстве идеального государства (у Платона). Аристотель как ученик Платона продолжал его линию, но внес значительную часть новых идей. В «Никомаховой этике» он определил счастье как «деятельность души сообразно добродетели», тем самым обозначив счастье как высшее благо, самоцель.
Добродетель в его теории есть путь к достижению счастья.

При исследовании вопроса счастья довольно часто прибегают к философии эпикурейцев, у которых счастье и его достижение являлись нравственной целью человека. Эпикур как главный представитель этого направления считал, что счастье есть благо, дарующее нам все необходимое. При его отсутствии человек делает все, чтобы его заполучить. А способом является удовольствие как то, что способно избавить человека от страданий. Важно отметить, что Эпикур не ставил получение низменных удовольствий во главу угла, удовольствие поддерживалось разумным и нравственным выбором, что и приближало человека к счастью.

Также интересна в этом вопросе позиция стоиков, которые мыслили счастье как гармонию человека и природы путем спокойного принятия всего происходящего. Состояние спокойного пребывания не должно нарушаться никакими страстями. Об этом писал Сенека: «Счастливой является жизнь, согласная с природой; ее можно достигнуть не иначе, как если имеется прежде всего здоровый, и притом постоянно здоровый, дух, затем, если этот дух крепок и силен, далее прекрасен и терпелив, приспособлен ко всем обстоятельствам, если он заботится, однако, не причиняя беспокойства, о своем теле и о всем, что к телу относится, если он внимателен к другим вещам, которые устраивают жизнь, но без какого-либо восхищения ими, если он пользуется дарами судьбы, не будучи их рабом. Ты поймешь, даже если я и не прибавлю ничего, что отсюда следует постоянное спокойствие и свобода».

Таким образом, исследование категории счастья невозможно без обращения к античным мыслителям, так как многие интуитивно одобряемые современными исследователями идеи были заложены в античный период развития философской мысли. Понимание такого феномена, как счастье, разнится в зависимости от исследующей науки, но философские истоки изучения этого термина могут поспособствовать формированию трактовки, наиболее приближенной к истине.

Изучение счастья как философской категории вызывает интерес, способствующий его глубинному познанию. А как связаны понятия «счастье» и «школа»? Ответ на этот вопрос, по моему мнению, весьма многогранен.

В школе главное – отношения. Дружеские отношения среди одноклассников, доброжелательные отношения старших и младших, доверительные отношения с родителями, уважительные отношения с коллегами. В общем, человеческие отношения. Если ребенок с удовольствием идет в школу – это счастье для ребенка, его родителей, учителя и школы в целом.

Если появляется в одном из этих звеньев вопрос, требующий решения (отставание в учебе, конфликт с одноклассниками, недопонимание с родителями), необходимо реагировать оперативно, совместно искать пути решения и устранения проблемы, чтобы наладить, вернуть благоприятную основу школьной жизни.

Ведь не зря же поется в песне: «Школьные годы чудесные…» Это годы нашего детства и юности. Став взрослыми, большинство людей вспоминают их с улыбкой и добром, говоря о счастливой жизни в школьное время, благодаря тем отношениям, которые там сложились.

Таким образом, те качества и отношения, которые формируются на протяжении школьных лет, способствуют становлению личного понимания счастья. И школа как социальный институт играет важную роль в этом процессе. Этому аспекту уделяли внимание и античные философы (например, Платон).

И действительно, период Античности очень важен для педагогики и для многих других наук. Великие мыслители заложили основы многих наук, развивающихся и в наше время. Философы Античности начали формулировать мысли о том, что обучение и воспитание – единственная возможность для человека развиваться, становиться лучше. А значит, быть счастливее.

Зульфия ГАЗИЕВА, учитель начальных классов школы №625

Комментарий

Анна ИМ, образовательный комплекс «Юго-Запад»:

– Что такое счастье? Этот вопрос занимает умы людей на протяжении многих столетий. Счастье – это внутреннее состояние общей удовлетворенности жизнью, получение от нее удовольствия. Счастье – самое прекрасное чувство на свете, и для каждого человека оно индивидуально.

Что же приносит счастье нам, педагогам? Труд учителя в первую очередь заключается в слаженной работе со своими коллегами, учащимися и их родителями. Достижение гармонии и взаимопонимания между всеми звеньями одной цепи приносит чувство удовлетворенности и внутреннего спокойствия педагогу.

Истинное удовольствие преподавателю доставляет общение с учениками. Налаживание контакта очень важно. Когда ученики любимы педагогом, они это чувствуют, и та любовь, которую дети отдают взамен, выражается в отношении как к учителю, так и к предмету, который тот преподает.

Когда контакт налажен, ребята показывают хорошие результаты в учебе, занимают призовые места на соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, диагностиках и несказанно радуют этим своих преподавателей. Не зря говорят, что «слагается учительское счастье из ученических побед». Учителю приятно видеть в своих учениках желание учиться и постигать что-то новое. Само осознание того, что он передает свой опыт ученикам, а они смогут применить эти знания в дальнейшей жизни, делает педагога счастливым.

Очень здорово, когда спустя годы выпускники помнят своего учителя, пишут ему и звонят, рассказывают о своих достижениях, делятся впечатлениями, просят совета. Для педагога очень важно видеть результаты своего труда и понимать, что путь был проделан не зря.

Учитель счастлив, если помог ученикам реализоваться, найти свое место в жизни. Учительское счастье – это оставить след на Земле, повторить себя в ученике!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте