search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора – советы экспертов
0

Год учителя: позиции отстаиваем, защиту продолжаем, поддержку оказываем

В двух последних посланиях Президента России Дмитрия Медведева особое внимание уделено вопросам образования, главным образом школьного. Из уст первого лица государства звучат слова, что школа должна меняться, причем не только инфраструктура, но и люди. Хотя многие обозначенные в послании задачи на будущее в Москве уже давно стали настоящим, московскому учителю все равно есть что делать.

Выраженная еще в первом послании президента идея проведения Года учителя свидетельствует о желании поднять статус педагога в государстве и обществе. С прошлого лета многие организации, включая и Министерство образования и науки РФ, и Московскую городскую организацию Профсоюза работников народного образования и науки, готовили свои предложения по мероприятиям, которые следовало бы провести в рамках Года учителя. Некоторые наши предложения внесены в план общих мероприятий в Москве.

Конечно, с точки зрения профсоюза Год учителя объявлен не вполне своевременно. В период кризиса, когда нет материальных ресурсов для существенного материального стимулирования дополнительной работы педагогов, учителю предлагают проявлять больше инициативы, реализовывать разнообразные программы, участвовать в конференциях. То есть нагрузка на учителя возрастает, а зарплата, увы, нет. И это можно было бы понять, если бы все мероприятия Года учителя, как потоки, направлялись в одно русло, устьем которого стал бы Всероссийский съезд учителей, потребность в проведении которого назрела уже давно. Этот съезд мог бы обобщить все идеи, пожелания, рекомендации, родившиеся в ходе реализации разнообразных программ и проведения конференций. Однако пока такого съезда не планируется, так что не вполне понятно, для чего мы будем так нагружать учителей именно в 2010 году.

Если не будет съезда, то более логично было бы в Год учителя не нагружать работников образования, а наоборот, освобождать, предлагать дополнительные возможности. Причем здесь было бы целесообразно организовать межведомственные программы, такие как «Отдых учителя», «Культура учителя», «Здоровье учителя». Ведь это не такая трудноразрешимая задача – предоставить, например, педагогам на весь следующий год право бесплатного посещения всех государственных музеев.

Интересные идеи можно почерпнуть из зарубежного опыта. Замечательный конкурс «Учитель года» проводится ведь не только в нашей стране. Такой же конкурс проводится в США, где учителя года избираются на уровне города, штата, на федеральном уровне. При этом победители на целый год освобождаются от учебной нагрузки, чтобы ездить по стране, проводить встречи с коллегами.

Пока таких программ нет, сама идея Года учителя оказывается девальвированной. Зато звучат очень странные предложения, в том числе и в Госдуме, такие как назвать одну из улиц «Учительская», поставить памятник Учителю. Но учителей-то у нас сотни тысяч, и даже если приносить каждый день цветы к памятнику абстрактному Учителю, конкретным учителям легче от этого не станет.

Давно уже обсуждается, но пока, увы, без практических последствий, выпуск именной карточки учителя. Согласно закону Москвы о развитии образования каждому учителю должно выдаваться именное удостоверение, а ведь это удостоверение может быть многофункциональным, как учительская карта, существующая в ряде европейских стран, по которой педагоги имеют множество скидок. Кстати, даже наши, российские, учителя имеют в Европе некоторые льготы, причем карты от них не требуют – достаточно справки с места работы. Введение такой карточки пока остается лишь в наших мечтах.

В Москве Год учителя завершится введением новой системы оплаты труда. Очевидно, что до введения этой системы от нас потребуется много усилий по разработке критериальной базы с тем, чтобы не допустить главного – снижения уровня зарплат педагогов. Ведь в федеральном бюджете повышения зарплат работникам образования на следующий год не предусмотрено.

Председатель Московской городской организации профсоюза Сергей Кузин обращался к мэру Москвы Юрию Лужкову и председателю Мосгордумы Владимиру Платонову с предложением «рассмотреть в ходе второго чтения проекта бюджета возможность внесения поправки, предусматривающей увеличение ассигнований, планируемых на фонд оплаты труда работников образования в 2010 году, в размере не менее процента инфляции». Ответ пришел от первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой. Ответ этот нас не порадовал. Фонд оплаты труда работников образования Москвы в 2010 году вырастет в сравнении с 2009 годом в 1,1 раза, что явно ниже прогнозируемого уровня инфляции. Это заставляет нас с еще большим вниманием отнестись к предполагаемому введению новой системы оплаты труда.

Очень печально, что в Год учителя реальные доходы московских педагогов будут фактически снижаться. Мы надеемся, что социальные программы Московской городской организации профсоюза помогут нашим членам пережить этот тяжелый период. Мы даем членам нашего профсоюза возможность получить дополнительную медицинскую страховку по льготной цене. По нашим прогнозам, в следующем году общая сумма кредитов, выдаваемых Кредитным союзом учителей, вырастет до 20 млн руб. Уже в 2009 году количество реализованных нами профсоюзных путевок на отдых и оздоровление превысило даже советские показатели – одна путевка на 80 работающих.

Горком профсоюза продолжает предоставлять учителям бесплатные юридические консультации, а также вести работу по повышению юридической грамотности педагогов, у которых зачастую нет времени на вычленение важной для них информации в современном необъятном информационном потоке. Правовое просвещение проводится как в традиционных формах (выступления наших специалистов, публикация статей, выпуск информационных сборников, буклетов и т. п.), так и при помощи новых технологий, не имеющих аналогов в большинстве стран, – речь, конечно, идет о совместной программе Московской федерации профсоюзов и Палаты рабочих и служащих Австрии «Профсоюзная фемида», воспользоваться которой может каждый посетитель сайта mtuf.ru.

Из наших новых проектов следует упомянуть введение института уполномоченных горкома профсоюза по работе с молодыми специалистами, бесплатные психологические консультации для педагогов, новые социологические исследования, запланированные на 2010 год, новые конкурсы и многое-многое другое.

Марина ИВАНОВА, первый заместитель председателя МГО Профсоюза работников народного образования и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте