Российская образовательная политика сегодня определяется задачами, связанными с переходом к демократическому обществу и правовому государству, к рыночной экономике; необходимостью преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. В новых условиях востребован выпускник, готовый и способный нести личную ответственность как за свое благополучие, так и за благосостояние общества. Школа должна передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками для успешной самореализации личности.
В своем выступлении на Съезде ректоров России 06.12.2002 г. Президент РФ В.В.Путин отметил: «…нельзя дать ребенку образование однажды и на всю жизнь. И уже мало даже учиться всю жизнь. Приходится учить учиться, и если это будет так, то наши студенты и школьники смогут не просто адаптироваться к изменениям в стране и мире, но будут сами формировать эти изменения на благо страны».
«Образование должно быть направлено на решение задач преодоления духовного вакуума и национального унижения народа великой державы, построения гражданского общества, воспитания гражданина новой России – свободной, самостоятельной личности, способной к осознанному выбору», – говорилось на парламентских слушаниях, организованных Советом Федерации 25 ноября 2004 г.
В письме Министерства образования «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. №13-51-08/13 говорилось, что гражданское образование имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе; основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук; носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений.
Что такое гражданское образование? Это прежде всего целенаправленное воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний; развитие чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства. Воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирование способности к гражданскому действию (гражданской активности). Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию; сотрудничать с другими людьми и т.п.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Основная цель гражданского образования – воспитание активного гражданина, живущего в демократическом государстве.
Каково состояние отечественного гражданского образования?
За эти годы накоплен определенный опыт. Формируется государственная политика в сфере гражданского образования. Разрабатывается Государственная программа гражданского образования населения России. В целом ряде субъектов РФ: Самарская область, Красноярский край, Ростовская область, Орловская область, Калужская область, Брянская область, г.Москва, г.Санкт-Петербург и Северо-Западный регион, г.Нижний Новгород и др. – идет успешный поиск оптимальных форм реализации гражданского образования. Эффективно используются различные его модели. Успешно реализуются программы и проекты, их опыт распространяется в других регионах. Появилось значительное количество учебных пособий. Разработаны разнообразные учебные программы («Я – гражданин России», «Гражданский форум», «Мой выбор»). Проводятся семинары, конференции, курсы.
Курс «Введение в обществознание (граждановедение)» вводится в базисный учебный план как федеральный компонент с 6-го по 8-й класс. Возникли «школы граждановедов», которые занимаются распространением идей гражданского образования («Школа самоопределения», Москва, директор А.Тубельский; красноярская университетская гимназия №1 «Универс», директор В.Башев; Нижегородский гуманитарный центр, научно-внедренческий центр «Гражданин», руководитель Я.Соколов; Федеральный центр гражданского образования, директор Т.Болотина; центры гражданского образования в Самаре (В.Пахомов), в Пскове (М.Жихаревич), в Тамбове (Т.Авдеева), в Калуге – лаборатория гражданского образования (П.Симоненко).
Накоплен опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский совет, Сивитас, Культур-Контакт, Ситизеншип фаундейшн, Матра, SLO и др.). Создано профессиональное сообщество педагогов, неправительственные организации (ассоциация «За гражданское образование», Российский центр гражданского образования, Ассоциация демократических школ, Молодежный центр по правам человека, Московская школа прав человека, Российский фонд правовых реформ, Фонд парламентаризма, общество «Знание», Институт проблем гражданского общества, Движение общественно активных школ и др.).
Однако еще много нерешенных проблем, которые тормозят развитие гражданского образования, снижают его эффективность. Отмечается недостаточный уровень политической и правовой культуры населения, обеспечения прав человека и основных свобод. В стране отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых. Не определены концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований данного вида образования. Образовательный процесс не ориентирован на получение учащимися опыта практической жизни.
Все это становится серьезным препятствием для реализации целей образовательной политики, к тому же у нас по-прежнему в школах преобладают знаниевый подход, вербально-репродуктивная форма обучения; слабая практическая и деятельностная направленность процесса; недостаточность форм социализации для решения индивидуальных задач взросления. Нет возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков. Учитывая потенциал гражданского образования, его роль в решении задачи «готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их», возникла необходимость скорейшего преодоления сложившейся ситуации.
Подготовка граждан является сегодня важным направлением образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы. Многие документы этих организаций указывают на потребность стимулировать образовательные программы, направленные на «уважение к правам человека и силе законности», построение более свободного, терпимого и справедливого европейского сообщества. По мнению ЮНЕСКО, обучение гражданственности является ключевой задачей в становлении гражданского общества. Трудно переоценить вклад, сделанный ЮНЕСКО в дело гражданского образования. Помимо большого количества разработанных учебных пособий и материалов, многочисленных курсов и семинаров, принятых рекомендаций и конвенций, ЮНЕСКО разработаны подходы к разработке основ гражданского образования в странах с социальной спецификой переходного периода.
Программой действий международных организаций все больше становится развитие творческого поиска, инициативы, стремления понять другого. Одним из примеров подобного поощрения самой различной практики стала Программа культуры мира ЮНЕСКО (2000 г.).
В принятых Декларации и Плане действий на 2000 г., который был провозглашен Годом мира, значительное внимание отводится гражданскому образованию, поддержанию действий по внедрению самых различных форм обучения гражданственности на протяжении всей жизни человека.
Одним из важных направлений в деятельности Совета Европы, который был создан в 1949 году, является повышение осознания общественностью значимости гражданского образования в школах, вузах и других структурах.
В 1997 г. Комитет по образованию Совета Европы основал главный проект «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» (EDC), к которому подключились Европейский союз, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Европейский фонд профессиональной подготовки (Турин), Сивитас (Прага), Европейская сеть школ (Schoolnet), Европейский культурный центр (в Делфи), Культур-Контакт (Австрия), Международное бюро по образованию (Женева), Международная ассоциация для оценивания образовательных достижений (МАО) и др. Проект «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» направлен на обеспечение граждан знаниями, умениями и навыками, необходимыми для активного участия в демократическом обществе; создание возможностей диалога и разрешения конфликтов между людьми, достижение консенсуса, общения и взаимодействия; поощрение осознания прав и обязанностей человека, норм поведения и ценностей, этнических и моральных норм внутри сообщества.
По набору основных ценностей «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» тесно связано с такими видами образовательной деятельности, как гражданское образование, обучение правам человека, миротворческое образование, межкультурное образование и глобальное образование.
В документах Совета Европы гражданское образование определяется четырьмя измерениями: права человека, демократия, развитие и мир, а также образовательными принципами: плюрализм, многоуровневые перспективы, институционная ценность, ценностный подход и культурная грамотность. Так как гражданское образование в данном контексте рассматривается как подготовка молодежи к информированному и ответственному участию в демократии, основанной на уважении прав человека, равенстве, плюрализме, справедливости, то цель образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, совпадает с целью гражданского образования.
Советом Европы выработаны для государств-членов следующие руководящие принципы задач, содержания и методов образования для политики и реформ в области демократической гражданственности: образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, должно лежать в основе образовательных реформ и реализации образовательной политики; образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, должно стать инновационным фактором с точки зрения организации и управления системами образования в целом, а также учебных планов и методов обучения.
На основе многолетнего опыта реализации проекта «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» (EDC) в целях привлечения внимания к тому, насколько важную роль в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры играет на протяжении всей жизни образование, Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом гражданственности через образование. Цель Года – содействовать осознанию людьми того факта, что гражданственность – не только юридическое и политическое, но и всеобъемлющее понятие. С одной стороны, гражданственность подразумевает, что все люди должны в полной мере пользоваться правами человека и ощущать свою защищенность со стороны демократического общества, с другой стороны, гражданственность означает, что каждый должен участвовать в жизни общества и действовать как активный и ответственный гражданин, уважающий права других. Основная задача Года состояла в том, чтобы соединить политику и практику в интересах создания и развития жизнеспособных программ по образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности, и образованию в области прав человека.
Политической платформой для деятельности Совета Европы в данной сфере стали Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на правах и ответственности граждан (принята Комитетом министров в Будапеште 7 мая 1999 г.). Резолюция о результатах и заключениях по завершенным проектам среднесрочной программы 1997-2000 гг. принята европейскими министрами образования на своей XX сессии Постоянной конференции (Краков, 15-17 октября 2000 г.).
Европейский год гражданственности через образование проходил в контексте двух главных событий: 50-й годовщины Европейской культурной конвенции (декабрь 2004 г. – май 2005 г.); третьей встречи глав государств и правительств Совета Европы (Варшава 16-17 мая 2005 г.).
Ключевыми вопросами, которым было уделено особое внимание в 2005 году, определены права человека в целях решения конкретных социальных проблем, стимулирования участия молодежи и социального включения:
1. Как соединить политику и практику образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, и образования в области прав человека?
2. Как обучение демократии может внести вклад в решение социальных проблем и развитие социального единства?
Подводя итог, хотелось бы отметить, что решение о проведении Европейского года гражданственности через образование стало важным фактором, влияющим на отношение к гражданскому образованию органов государственной власти, общественности, педагогического сообщества, способствуя тем самым развитию гражданского образования в России.
В начале февраля 2005 года в Москве состоялось открытие Европейского года гражданственности через образование. Присутствовали представители Совета Европы, министерств образования и науки, культуры, иностранных дел, уполномоченного по правам человека, педагогическая общественность.
Главным событием открытия Года явилось принятие Национального плана действий по гражданскому образованию на 2005-2006 гг. В разработке Плана принимали участие все лица, заинтересованные в распространении идей гражданского образования в России. В Национальный план действий вошли следующие мероприятия. Разработка и утверждение государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 годы». Подготовка рекомендаций для субъектов Российской Федерации по проведению мероприятий в рамках Года. Организация и проведение обучающих семинаров и тренингов, курсов повышения квалификации для работников образования. Разработка методических пособий и дидактических материалов для образовательных учреждений всех типов и видов. Международный форум «Обучение гражданственности через образование». Проведение всероссийских акций: «Я – гражданин России», Всероссийского детского правового марафона, Детского гражданского форума во Всероссийском детском центре «Орленок». Всероссийские конкурсы: II Всероссийский конкурс моделей и программ ученического самоуправления, Всероссийский конкурс лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI».
Основой (политической, организационной, ресурсной и проч.), призванной решить актуальные проблемы и обеспечить новое качество гражданского образования в России, является государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 годы». Принятие такой программы стало логичным и закономерным именно в Год гражданственности через образование.
Татьяна БОЛОТИНА, национальный координатор по гражданскому образованию Совета Европы, директор Центра гражданского образования
Комментарии