search
main
0

Год педагога и наставника: воспитание сердца

Любовь к профессии зарождается по-разному. Нередко это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок, проникаясь ценностями родителей, мечтает походить на них во всем. Так создаются династии, где близкие становятся первыми наставниками своих признательных учеников.

 

Моя бабушка – мой наставник

Горжусь тем, что продолжаю педагогическую династию

Нина Абрамовна Спирова, моя бабушка, была учителем начальных классов, а после окончания института преподавала историю у старших ребят. Она была для меня наставником и примером не только во всех жизненных ситуациях, но и в профессии. Сегодня я продолжаю педагогическую династию, работаю педагогом-организатором во Дворце творчества детей и молодежи «Восточный».

 

В простых советах бабушки Нины всегда были ответы на любые мои вопросы. Вот некоторые из них: будь опрятен, хоть и провожают по уму, но встречают по одежке; будь трудолюбивым, тогда любые трудности будут тебе по плечу; иди только вперед, так ты сможешь добиться успеха.

Бабушка прожила большую жизнь – девяносто четыре года. Очень любила своих учеников, свою семью, всегда помогала словом и делом. Ее ученики и их родители относились к ней с большим уважением.

Нина Абрамовна родилась в Белоруссии в многодетной семье, в которой было шестеро детей. После окончания педучилища получила диплом учителя начальных классов. А в первый же день войны, 22 июня 1941 года, когда начались бомбежки, ее жизнь круто изменилась. Отец был коммунистом, членом партии, ему дали направление в город Юрьевец Ивановской области, где бабушка стала работать воспитателем в школе фабрично-заводского обучения №8. Это был первый педагогический опыт.

Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек. Там готовили рабочих массовых профессий. Срок обучения составлял шесть месяцев. В школу принималась сельская и городская молодежь с любой общеобразовательной подготовкой.

Однажды я спросила у бабушки, как она решила стать педагогом. По ее словам, ей нравилось, что учителя всегда выглядели хорошо, ходили с портфелем, в котором помещались знания.

После войны в экспериментальной школе в городе Люберцы, где работала Нина Абрамовна, был уголок «Они сражались за Родину». Здесь висела ее фотография – единственной женщины из педколлектива, которая была на войне. С дисциплиной трудностей не возникало, ученики с удовольствием слушали материал, старались не упустить ни слова своего учителя.

К каждому ученику бабушка находила подход, она любила свою работу, была дипломатом. Говорила: «У каждого ученика есть положительные стороны, их только нужно уметь видеть».

Очень любила своих сыновей. Потеряла их при жизни. Остались любимые внуки и правнуки. Все, о чем мечтала в жизни, – иметь семью, учиться, учить своих детей, внуков, быть учителем – исполнилось.

Я тоже выбрала специальность учителя начальных классов, а после окончания института работала учителем русского языка и литературы в школе №1637 в районе Перово Москвы. В этом же районе я оканчивала Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова.

Во время прохождения педагогической практики и в годы преподавания меня всегда поддерживали мои ученики. Да-да, именно поддерживали. Всегда помогали: оставались после уроков, с удовольствием участвовали в школьных мероприятиях, старались ответить на открытом занятии так, чтобы не подвести. Заглянув в их горящие интересом, искрящиеся счастьем познания глаза, оттого что они смогли увидеть новый мир, и я испытывала счастье. Счастье педагога. Счастье человека. Счастье творца. Такое же счастье, которое когда-то испытывала и моя бабушка.

Сейчас я работаю педагогом-организатором во Дворце творчества детей и молодежи «Восточный». Мне хотелось развиваться именно в системе дополнительного образования, ведь сюда ребята приходят не только за знаниями, а еще за тем, чтобы расти творчески. Нередко их любимый кружок становится будущей профессией.

Совместно с педагогами дополнительного образования мы прививаем детям чувство прекрасного, знакомим их с окружающим миром, при этом стараемся не отстать от ритма современной жизни. На занятиях по изобразительному искусству ребята учатся смотреть на жизнь другими глазами, воплощать свои мечты в рисунках, готовясь к школе, будущие ученики погружаются в мир букв и цифр, программируя современные модели роботов, пробуют себя в роли юных инженеров.

Моя деятельность включает в себя не только осуществление контроля за образовательным процессом, а еще организацию и проведение праздников для детей и взрослых. А что может быть прекраснее работы, которая дарит людям радость?

Анастасия СПИРОВА, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Восточный»

 

Сквозь года

Под сенью прекрасного и мудрого древа

 

Это история большой и дружной семьи, несколько поколений которой объединили любовь к учительству и верность Остафьевской школе (теперь это наша школа №2083). Если вытянуть в цепочку годы учебы, работы в ней наших родных педагогов, получится, что с этой школой нашу семью связывают 170 лет.

Из глубины времен ушедших

Незримой силою своей

Произрастает древо жизни –

Династия учителей.

Его раскидистые ветви

Несут потомкам мудрость, свет

Тех, кто уже ушел из жизни,

В его ветвях оставив след.

 

Основатель династии – Николай Алексеевич Трофимов, учитель русского языка и литературы. В 1935 году он, окончив пединститут, стал сеять разумное, доброе, вечное. А 26 августа 1941‑го ушел на фронт, вернулся с наградами. Вскоре возглавил школу в Барышах, с 1954‑го стал директором Остафьевской школы (основанной княгиней Марией Аркадьевной Вяземской в 1867 году). Именно им было сделано отопление, радиофицированы «красная» и «белая» школы, построен спортивный зал и заложен школьный сад.

И сестра его, Тамара, была учителем. Она проложила педагогический путь для своих потомков, это тоже особая династия.

Учителем была и жена Николая Надежда Петровна (Новожилова) Трофимова, преподавала в Остафьевской школе историю и обществоведение. Когда-то она как лучшая студентка курса из Иванова была направлена на учебу в Ленинград, там ей суждено было испытать все тяготы блокады. По Дороге жизни ее вывезли в Карачаево-Черкесию, где она и познакомилась с Николаем Алексеевичем.

Их сын Владимир Николаевич – учитель технического труда, преподавал в Остафьевской школе с 1991 года, стал победителем нацпроекта.

Дочь Светлана Николаевна (Трофимова) Козырева – учитель обслуживающего труда, черчения и рисования. В Остафьевской школе с 1978 года, в 1994‑1998 годах – заместитель директора во учебно-воспитательной работе, в 1999‑2011 годах – руководитель методического объединения учителей технологии.

Я уже внучка. Работаю в той же любимой школе. А правнучка Николая Алексеевича и Надежды Петровны Трофимовых преподает географию в школе №1883 «Бутово», это ее дебют.

Если вспомнить всех наших родственников, то учителей среди них 21: есть учителя начальных классов, математики, физики, русского и английского языков, истории, физкультуры, биологии, технологии и черчения.

 

Я счастлива, что с этим древом

Переплелась судьба моя.

Мой дед, и бабушка, и мама,

Мой дядя, вот теперь и я.

Я льщу себя надеждой тайной,

Что, может, через 20 лет

И дочь моя, и мои внуки

В ветвях его зажгут свой свет.

И будет ввысь оно стремиться,

Раскинув ветви сквозь года,

И с вами знанием делиться,

Грядущих лет учителя.

Стихи написала младшая сестра Надежды Петровны Мария Новожилова, ей 97 лет, она великая оптимистка и жизнелюб.

И это все наша семья!

Елена АКСЕНОВА, учитель истории, обществознания и технологии школы №2083

 

Родители вдохновили

Вопрос, кем быть, передо мной никогда не стоял

 

Учительская династия. Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчеркивают талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. Требовательное отношение к избранному пути, понимание своего долга, любовь к детям – все это отличает настоящего учителя по призванию, по велению сердца.

 

Елизавета и Ольга МОСОЛОВЫ: педагогика – это полет

Учительские семьи – явление особое, исключительное. Им приходится работать и жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости должно хватить не только на учеников, но и на своих собственных детей.

Моя мама Ольга Викторовна Мосолова с детства мечтала стать учителем. Она с увлечением и особым старанием училась в школе. Примером для нее стала первая учительница Людмила Александровна Цыцерова. Тогдашняя ученица любила изображать ее. Проверяла тетради, заполняла журнал (расчерченную тетрадь), делала попытки объяснить новое своим ученикам (сначала куклам, а затем подружкам во дворе). Другой профессии она для себя не представляла.

В 2001 году мама поступила в Московский педагогический университет. Ее трудовая деятельность началась в школе №1466, где она проработала 10 лет и изменила ей только из-за переезда.

Окончив 9‑й класс, я решила пойти по стопам мамы. Вопрос, кем быть, передо мной никогда не стоял. Я знала, что буду учителем. Когда меня спрашивают, почему я выбрала такую профессию, отвечаю: «С момента рождения мне эта профессия была предначертана!» Пример мамы вдохновлял каждый день. С ней мы часто ходили в школу, иногда даже на совещания. Все экскурсии с мамиными учениками я тоже посещала. А вечером мама проверяла тетради, делала пособия к урокам. В этом ей помогал мой папа.

Константин Викторович сначала работал водителем. Мастером производственного обучения в автошколе ДОСААФ России он стал в 2014 году после курсов повышения квалификации.

Корни, которыми я благодаря атмосфере дома проросла в эту профессию, крепчали год от года. Сегодня в свои 16 я уверена: педагогика требует от учителя того, что мы называем призванием. Если дети педагогов выбирают их профессию, значит, в этом есть некий смысл. Мне кажется, это показатель огромного уважения к труду и душевным силам этих людей, желание быть и самому таким же сильным, неординарным, творческим и очень добрым человеком.

Елизавета МОСОЛОВА, студентка Московского педагогического колледжа, специальность «коррекционная педагогика
в начальном образовании»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте