Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Позиция

Глядя в родную сторону, или Кто позаботится о народных умельцах?

Учительская газета, №36 от 08 сентября 2020. Читать номер
Автор:

В этом году любители изящной словесности отметили 125‑летие памяти классика отечественной литературы Николая Лескова. Не грех и нам с вами добром помянуть Николая Семеновича, глубочайшего знатока народной жизни, национальных характеров и замечательного мастера русской словесности.

Если бы меня попросили выделить среди наших писателей самых русских по духу, то я бы, не раздумывая, в числе первых назвал Лескова. А если бы задали дополнительный вопрос, какое из его произведений считаю самым русским, ответил бы с готовностью: «Сказ о Левше…». И признаюсь по секрету, что день памяти великого «колдуна русского слова» лично я «ознаменовал» новым прочтением именно этого шедевра, написанного без малого 140 лет назад и доныне любимого нашим народом. Советую и вам перечитать. И притом гарантирую, что большинство из вас, подобно мне, воскликнут, перевернув последнюю страницу: «Да-а, брат, умели же наши классики творить нетленку!» Почти полтора столетия минуло, как Николай Лесков создал свой неподражаемый «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе», а читаешь – будто бы сегодня написано. В сущности, те же проблемы и весьма похожие нравы, а главное – типы.

Взять самого государя Александра Павловича с его мнимолиберальными замашками, который чрезмерно хвалил в английских кунсткамерах искусство чужеземных мастеров «противу отечественных». Хотя там, как замечает автор, внутри выставленного «неподражаемого пистоля» таилась вполне русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле»… Или же взять тогдашних городовых, кои «баснословного Левшу» по возвращении оного из Лондона в Питер «без тугамента» «свалили в квартале на пол», сняли с него заморское «платье и часы с трепетиром, и деньги обрали»… Увы, картина знакомая. Только вот, пожалуй, высоких чинов, вроде отважного атамана Платова или «крутого» императора Николая I, согласно сказу до конца веривших в своих башковитых умельцев, нынче осталось на Руси еще меньше…

Между тем у Николая Семеновича мысль куда сложнее и глубже. У него косой Левша сотоварищи спецзадание все же выполнили, в тонкости работ превзойдя «аглицких» коллег. Ну, а насчет прыганья блохи… Так ведь все по наитию делали, в «арифметике» не сильны были. А это уже не столько им упрек, сколько прозрачный намек властным чинам.

И как тут снова не подивиться мудрости автора, нетленности этого «намека» его, доныне актуального! Все мы по сей день много рассуждаем о том, с чего бы надобно начинать латание прорех, унаследованных от «лихих девяностых». Конечно же, и с инвестиций, и с модернизаций, и с импортозамещений… Но прежде-то всего, думается мне, грешному, – с возрождения настоящей заботы о доморощенных Левшах, о мастерах на все руки. Ведь, как ни крути, была когда-то такая забота о них. Со школы, кроме «книжных» основ наук, помнится, познавали мы азы мастерства по дереву, по металлу, по земле. Многие из нас вместе с аттестатом зрелости получали «корочки» трактористов, шоферов, швей-модисток. А сколько при клубах, домах пионеров работало разных кружков – судомодельных, авиамодельных, вязальных, вышивальных… Действовала отлаженная система подготовки трудовых резервов с целой сетью профессионально-технических училищ, городских и сельских, с наставничеством на заводе, в поле, на стройке. Однако после тотальной приватизации оных и появления эффективных собственников все это было упразднено. За нерентабельностью. Да и просто за ненадобностью. Ибо тысячи заводов, строек и хозяйств закрылись. А на плаву остались скважины, шахты да лесосеки, где особого мастерства не требуется – знай руби да качай, да бабки считай. Именно считающих расплодилось ныне особенно много, ну и еще говорящих, выступающих. Недавно мой сосед, бывший токарь-лекальщик с умерщвленного завода телевизоров, по-народному метко отозвался о них: «Во устроились! Рот закрыл – и рабочее место убрано».
Но на таких «спецах» далеко не уедешь. Это было и сразу понятно. Помню, еще в середине 1990‑х, на самом пике смуты, один высокой руки каменщик, клавший «атомные печи» в закрытом городке под крайцентром и оставшийся без работы, говорил мне с горечью: «Это ж не плиту на два колодца сложить – реактор! Нас разогнали, но попомни мое слово: через пятилетку каких-нибудь финнов за валюту звать будете». И как в воду глядел! Не только реактора, нынче уже обычной печки «на два колодца» в дачном домике сложить некому. Да разве речь об одних печниках…

Нечто подобное слышал и от бывшего ведущего инженера Красмаша, флагмана нашей «оборонки», в тех же 90‑х прозябавшего клерком в местной управе: «Не стало заказов на заводах, замерли станки, спецы разбежались. А вы представляете, что значит подготовить инженера для высокоточного производства, к примеру ракетного? Мы, бывало, из втуза брали отличника, еще не испорченного ширпотребом, и пять-шесть лет натаскивали его, прежде чем допустить к серьезному делу. Там же все на миллимикронах!» Где ныне эти инженеры? Будь они, не падали бы самолеты, не горели бы ракеты, не тонули корабли, да и на автозаводах мы бы делали свои, отечественные машины, по качеству равные лучшим в мире, а не крутили отвертками шурупы на чужих конвейерах…

Однако не хочется впадать в грех уныния. Слава богу, не все еще потеряно. Во-первых, народ наш при всех передрягах не стал бесталаннее.

Посмотрите на выставки детско-юношеского, молодежного творчества – там еще больше чудес. Вон наши студенты из Сибирского аэрокосмического университета сами готовят и запускают спутники на околоземную орбиту по примеру «королевской школы» академика Михаила Решетнева, чье имя носит их вуз. Однажды на очередной выставке я подначил продвинутого студиоза, представлявшего спутник: «А блоху подкуешь?» – «При нашей-то технике да электронике? Запросто. Хоть живую. Еще и скакать будет», – заверил он. Правда, его остепененный преподаватель был осторожнее. Мол, все так, и блоху подкуем, и на Марс полетим, только надо вернуть школярам технические кружки, станции юннатов, профтехучилища, больше поощрять, материально и морально, студентов технических вузов, ученых и, конечно, инженеров. Но прежде всего – следует вернуть честь и достоинство мастеру, золотым рукам. Создать все условия своим Левшам, смекалистым, «креативным» и умелым.

Вы помните, конечно, последний наказ простодушного Левши, умиравшего в народной больнице. Ну да, он просил передать государю, что у англичан «ружья кирпичом не чистят» и чтобы, значит, у нас не чистили, а то «они стрелять не годятся». Это все помнят, и многие с какой-то вроде мстительной ехидцей прохаживаются насчет пресловутого «кирпича». Но жаль, что забывают они о других «знаковых» словах Левши, которые он, с нетерпением «глядя в родную сторону», повторял, когда возвращался на корабле из Лондона домой. Не любил, стеснялся народный мастер «в закрытии сидеть с другими господами, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: «Где наша Россия? Нынче нам явно недостает таких вот соплеменников, что «к отечеству смотрят».

Александр Щербаков


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt