Петр Положевец, руководивший «Учительской газетой» почти двадцать восемь лет, покинул редакцию. Ему было тридцать восемь, когда он возглавил не просто всесоюзное издание, а газету ЦК КПСС. Среди своих коллег – главных редакторов партийных изданий – тогда он был самым молодым…
…А до этого была «Комсомольская правда». Как раз в то время, когда он работал собственным корреспондентом этой газеты по Украине, произошла авария на четвертом блоке Чернобыльской атомной станции. Он оказался одним из первых советских журналистов в Припяти (именно там, несмотря на свое название, и была расположена атомная станция) и провел в зоне аварии пять месяцев, периодически возвращаясь в Киев. Вместе с военными и врачами, химиками и физиками-ядерщиками, милиционерами и комсомольскими вожаками ходил на смены, наблюдал, как они работают, а по вечерам в базовом лагере пил с ними красное вино и рассуждал, рванет еще раз на станции или нет. У него был такой же дозиметр, как и у всех остальных, единственное, что отличало его от них, – он мог в любой момент собраться и покинуть тридцатикилометровую зону. Опубликованные в «Собеседнике» и «Комсомолке» материалы перепечатывались американскими газетами, цитировались на радио «Свобода». «За мужество, верность своему долгу, самоотверженность, высокое профессиональное мастерство, проявленные при освещении событий, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС», был удостоен самой престижной журналистской награды того времени – премии Союза журналистов СССР, а впоследствии получил еще и нагрудный знак государственной корпорации «Росатом» «За участие в ликвидации аварии».
Переехав в Москву, или, как говорили в «Комсомолке», на шестой этаж, стал членом редколлегии, возглавив отдел школ, студентов, науки и «Алый парус».
«Это было одно из самых звездных подразделений газеты – в нем работали Леонид Репин и Татьяна Яковлева, Ольга Мариничева и Валерий Хилтунен, Сергей Кушнеров и Татьяна Корсакова, Владимир Умнов и Валентин Юмашев, Сергей Козырев и Кирилл Белянинов, Лидия Масликова и Борис Минаев… Я постоянно учился у этих ребят. Не сразу, но мы все-таки стали командой».
Геннадия Николаевича Селезнева, главного редактора «Комсомолки», назначили в восемьдесят восьмом году главным редактором «Учительской». Вскоре он позвал Петра Положевца к себе в заместители.
«Я пошел в «Учительскую» не потому, что хорошо знал и любил эту газету. Я пошел за Селезневым. Человеком, которому я верил и который был для меня образцом главного редактора».
«Учительская газета» в девяностом году провела первый конкурс «Учитель года». Его придумал редактор школьного отдела Владимир Жуков, а Селезнев всячески поддержал это начинание. Ему даже удалось убедить Михаила Горбачева, первого и последнего Президента Советского Союза, принять в Кремле победителя конкурса и вручить ему главный приз – Хрустального пеликана. Первым обладателем пеликана стал учитель русского языка и литературы Поповской школы Тульской области Александр Сутормин. Дальше конкурс стал развиваться во многом благодаря именно Петру Положевцу, который через год сменил на посту главного редактора Геннадия Николаевича, перешедшего на работу в «Правду».
Сегодня конкурс «Учитель года» – это участники из 85 субъектов, это вручение главного приза на кремлевской сцене, это большие награды победителям в регионах, массовое послеконкурсное движение. Но так было не всегда. Бывали у конкурса и тяжелые времена. Он все время менялся, как менялось время. Менялись конкурсные испытания и способы оценивания участников, менялись методики формирования жюри и отношение общественности к конкурсу.
«За эти годы мы создали удивительное образовательное событие. Практически все участники конкурса – а их не десятки, сотни тысяч – остались в системе образования. Три вещи сделали «Учитель года» самым знаковым событием в образовании – объективность выбора победителя, прозрачность процедур и общественное признание не только победителей, но практически всех участников финала конкурса».
Три года назад в стране появился новый конкурс «Успешная школа». Его придумал Петр Положевец. «Я считаю, что успех школы определяется не средними баллами и количеством победителей олимпиад, а атмосферой и укладом, тем, насколько детям в школе комфортно и удастся ли им, окончив школу, реализовать свои возможности, свой потенциал. Не важно, кем они станут, важно, чтобы они поняли, что учиться надо всю жизнь, и умели это делать – учиться». За три года конкурс, партнерами которого стали Агентство стратегических инициатив, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, превратился в массовое явление. Заявки на участие в нем приходят от тысяч школ.
Уже двадцать пять лет газета с помощью независимых экспертов в конце года называет главные события в образовании, достижения и победы, людей, которые внесли весомый вклад в политику и практику образования. Специалисты считают эти итоги одним из самых объективных рейтингов.
Не будем перечислять, какие темы, акции за эти двадцать восемь лет вела «Учительская газета». Кому интересно, полистайте подшивку. Можно не только бумажную. «Учительская газета» была первым российским изданием, появившимся в Интернете в 1995 году.
Петр Положевец не только отличный редактор, чувствующий слово и стиль, умеющий поправить, подсказать, как лучше построить текст, какие подобрать аргументы.
«По отдельности факты – ничто. Только цепочки увязанных фактов позволяют иногда догадываться о том, что кое-кому хотелось бы от нас утаить» – эти слова принадлежат великому Умберто Эко, одному из самых знаковых писателей конца ХХ – начала нынешнего века. Они взяты из книги «Нулевой номер». У каждого главного редактора на столе должна лежать эта книга».
Он любит повторять слова известинца Анатолия Аграновского: «Не тот хорошо пишет, кто хорошо пишет, а тот хорошо пишет, кто хорошо думает». При этом уточняет, что впервые услышал эту мысль на семинаре у своего любимого университетского преподавателя Виталия Тоичкина. А еще он часто говорит: «Надо забросить нашим читателям ежа под череп». Эта фраза тоже из его университетской юности. Так всегда заканчивал свои лекции профессор русской литературы Прожогин.
«За сорок лет своей журналистской карьеры я написал, может быть, двадцать текстов, которыми горжусь. Это тексты о людях – учителях, директорах школ, политиках, ученых. О Шалве Амонашвили и Кристе Маколифф, о Сергее Пикалове и Аде Роговцевой, о Дереке Джармене и Алихане Динаеве, о Николае Амосове и Андрее Сиденко, об Амедео Модильяни и Борисе Патоне… Изучая чужую жизнь, я стараюсь стать тем, чью жизнь изучаю. Стараюсь не только понять, что и как они делают, но и зачем они это делают и как живут. Это тексты о проблемах, которые мы видим, но не знаем, как решить. Это тексты о поездках в чернобыльскую зону через несколько лет после аварии и рассказы об английских школах».
В 2010 году Петр Положевец получил Премию Правительства Российской Федерации в области печатных средств массовой информации за участие в разработке программы модернизации российского образования. Пять лет возглавлял шестую рабочую группу «Дети – участники реализации национальной стратегии» Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Был и остается членом различных комиссий и рабочих групп при Правительстве Российской Федерации, Министерстве образования и науки, Государственной Думе, в том числе членом Правительственной комиссии по образованию с 2002 по 2006 год, с 2011 года – член Комиссии при Президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Сегодня Петр Положевец – член президиума Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, член президиума Московского союза журналистов, сопредседатель Общественного совета при Министерстве образования Московской области, член ученого совета Московского областного государственного университета. Всего не перечислить…
Работая после окончания Киевского государственного университета в газете «Комсомолец Запорожья», он случайно познакомился с британской журналисткой Норой Белофф и стал одним из героев ее документальной книги «No Travel Like Russian Travel». Нора написала несколько книг о распаде Югославии, брала интервью в свое время у Сталина и Йосифа Броз Тито. Как бы сказали сегодня молодые, она была реально крутой. И хотя Нора тогда не закончила свое путешествие по Украине (ее выслали советские спецслужбы на пути из Запорожья в Херсон как персону нон грата), они встретились через 15 лет в Лондоне и поддерживали отношения до последних ее дней.
Надо сказать, что Петр Положевец был первым российским журналистом, который получил стипендию фонда Рейтер для обучения в Грин-колледже Оксфордского университета. Темой его работы были публичные (частные) школы Великобритании.
«Одним из самых больших художественных потрясений для меня была фраза Элиота: «Дегтем и нефтью потеет река». Как и ответ третьеклассницы на вопрос из окружающего мира: «Я родился. Как я ощущаю этот мир?» «Никак, – ответила девочка. – Я только родился». Учительница написала: «Философский ответ. «Пять». А еще я часто вспоминаю, как Оксана Зазуляк из Челябинска рассказывала мне: «Был у меня ученик. Ну никак история у него не шла. Однажды он спрашивает меня: «Вы лошадь запрягать умеете?» – «Нет». – «А я историю не знаю».
И еще про одно нельзя не сказать. Про любовь Петра Положевца к граждановедческому образованию и гражданскому воспитанию. Он создал первую в стране предметную ассоциацию «За гражданское образование», объединив учителей обществознания. Именно активисты этой организации стали первыми внедрять в своих школах социальный проект «Я – гражданин России». Задолго до того, как проектная и исследовательская работа была объявлена неотъемлемой частью образовательного процесса, ассоциация проводила более 15 лет Всероссийскую открытую олимпиаду по граждановедению для школьников разных классов. Многие участники олимпиады поступили в престижные вузы и стали известными юристами, политологами, социологами, преподавателями истории и обществознания. На счету членов ассоциации не одно учебно-методическое пособие, в том числе «Мы, народ… Гражданин и Конституция», «Мы, народ… Российская Конституция», «Выборы в демократическом обществе», «Мой выбор».
«Я счастлив, потому что я ощущаю душевный покой, уверенность в будущем и отсутствие страха. А это для меня и есть составляющие счастья».
С 2007 по 2017 год Петр Положевец являлся национальным координатором (NRC) Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS). За два цикла – с 2009 по 2016 год – российские школьники добились удивительных результатов. Россия с 19‑го места в рейтинговой таблице поднялась на 6‑е. Средний балл увеличился на 48 пунктов. Количество школьников, демонстрирующих достижения второго и третьего уровней, возросло на 18,6%, и это самый высокий показатель в мире. По результатам исследований Петр Положевец подготовил серию материалов, а сейчас работает над книгой на эту тему.
С 21 января Петр Григорьевич Положевец возглавляет благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», который был создан в 2015 году. Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф сказал: «Мы хотим, чтобы фонд аккумулировал и финансировал проекты, которые помогут будущему поколению получить необходимые для жизни в ХХI веке знания и навыки».
«Почему я вошел в фонд? Я уверен: если мы хотим изменить образование, мы должны изменить школу. Фонд разрабатывает модель школы будущего, которую мы должны были начинать внедрять в стране вчера. Мы можем еще попытаться впрыгнуть на ступеньку уходящего поезда. Другого шанса у нас не будет больше никогда. Я верю, что модель школы, созданная фондом, может кардинально изменить массовую школу».
Комментарии