На территории Ростовской области сегодня находятся тысячи беженцев из юго-восточных районов Украины, в том числе и детей. Прибывших ребят размещают и в школьных лагерях. Мы понимаем, что к ним нужен особый подход. Но какой?
Восстановить последствия душевных травм под силу только специалистам – психологам, психиатрам. Напишем, что могут сделать обычные педагоги, чтобы не навредить психическому здоровью детей.Сначала о симптомах. Что учитель увидит, наблюдая за поведением детей, и как ему правильно на все реагировать?Игры детей отражают пережитые ими события, подростков посещают мысли о неизбежном повторении прошлого. Как ни грустно так говорить, но на данном этапе это норма. Не запрещайте детям играть, а подросткам рассказывать о пережитом. Для них это своеобразное лечение, они стараются справиться с событиями, как могут. Обязательно обратите внимание психолога на таких детей. Специалисты поймут, что делать.В первое время возбуждение будет нарастать: детям будет трудно заснуть, появится раздражительность, вспышки гнева. А на занятиях они с трудом станут концентрировать внимание. Будьте готовы, что сказку ребенок не дослушает, во время фильма будет отвлекаться, вспоминая прошлое. Ожидайте преувеличенной реакции на самые незначительные, с точки зрения обычных людей, явления и события. Например, от появившейся на дороге машины, даже если она далеко, ребенок может спрятаться, а на брошенный кем-то недоброжелательный взгляд ответить дракой.Спортивные или компьютерные игры, которые раньше вызывали интерес детей, могут стать им безразличны. Даже веселые мультфильмы дети могут смотреть со слезами: им непонятно, как кто-то может радоваться, если у них горе.Не старайтесь специально развеселить ребенка. Столкнувшись с неадекватной реакцией (смех, когда говорят о трагедии, или грусть во время праздника), можно подойти к ребенку, чтобы посочувствовать ему. Попробуйте взять малыша на руки и утешить его, но осторожно, если он сам позволит. И, конечно, сразу же спросите у специалиста, что лучше сделать для этого конкретного ребенка.Каждый из нас индивидуален и неповторим. Есть общие рекомендации для людей, переживших психическую травму. Дальше следуют нюансы поведения и реагирования, подходящие только конкретному человеку, учитывая его возраст, семейное воспитание, особенности сегодняшней ситуации.Видя страдания детей, прибывших с Украины, мы готовы оказать помощь. Но, как ни странно это звучит, нам тоже нужна поддержка. Что делать при разных реакциях детей и подростков? Этих знаний нам очень не хватает.Опишем детские реакции на психологическую травму и возможные действия педагога.Если ребенок пассивен и беспомощен, поддержите его, предоставляя отдых, комфорт, пищу, возможность играть и рисовать.Если ребенок 3-7 лет испытывает страх перед всеми, покажите, что взрослые могут защищать, а не наказывать.При тревожной привязанности – цеплянии за взрослых, нежелании жить без родителей – постарайтесь обеспечить ребенку постоянный уход и заботу.Хорошо, если пострадавшие проявляют заботу о других жертвах и их семьях. Поощряйте такие действия, они позитивные и конструктивные. Это реальная помощь и самому пострадавшему – знать, что ты кому-то нужен, полезен.Если ребенок 8-11 лет думает о безопасности, своей и близких, помогите ему поделиться беспокойством. Помогите совладать с переживаниями, апеллируйте к самоконтролю, если видите агрессивное или безрассудное поведение. Скажите: «Наверное, тяжело тебе чувствовать себя таким сердитым».Помогите сохранить позитивные воспоминания о том, что он делал в трудный момент, не задавайте вопросы о деталях травмы, это может быть преждевременным. Если следовать за воспоминаниями ребенка, он сам расскажет, когда будет готов. Возможность выговориться принесет облегчение.Основная помощь педагога – в адаптации к окружающему миру совместно с психологом, который поможет сгладить симптомы посттравматического расстройства.В течение полугода после экстремальной ситуации основное внимание психолог уделяет переживанию травмы, исследованию и переработке травматических воспоминаний и их интеграции. Психолог работает над тем, чтобы человек мог возвращаться к травме без навязчивых воспоминаний. Затем задачей психокоррекционной работы становится развитие устойчивости к травматическим переживаниям, преодоление неадекватных механизмов психологической защиты, помощь в достижении более полного осознания собственного «я» с целью установления связи между аспектами личности.Мы не зря коротко описываем работу психолога. Педагог должен понимать разницу между специализированной психологической помощью и той поддержкой, которую может оказать он сам. Задача педагога – помогать только дозволенными ему средствами, чтобы не навредить.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии