search
main
0

Главное условие счастья – независимость мышления. «Непоротое поколение» ищет способы воспитания свободного разума

К тому моменту, когда дочка стала достаточно самостоятельной и Валентина после декретного отпуска могла возвратиться на работу, ее ждали и в лицее, где она вела специальный музыкальный класс, и в музыкальном колледже. И там и там вырисовывалась карьера успешного управленца, а может быть, и самого молодого директора. Она никогда не конфликтовала с системой, легко вписывалась в коллектив и, как правило, быстро становилась лидером, которому симпатизировали коллеги и начальство. Никаких проблем, борьбы, противостояний. Выбрать другую дорогу Валентина решила не из протеста или несогласия, а благодаря внутреннему ощущению, что для нее и ее единомышленников открывается новый путь. Пускай пока еще мало изученный, наверняка более сложный, но, как им всем казалось, единственно верный.

Возвращаясь мысленно через десятилетие на тот жизненный перекресток, Валентина написала в статье для журнала «Монтессори-клуб»: «В декабре 1997 года в центре родительской культуры «Колыбелька» состоялся первый специальный семинар, посвященный вопросам воспитания и раннего развития детей. Для проведения семинара была приглашена Ольга Николаевна Теплякова, мама большой семьи, опытный педагог по развитию маленьких детей, близкий друг Аршавского, Елены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных. Родители, собравшиеся на семинар, несомненно, имели высокую мотивацию по отношению к своей родительской роли… Важно подчеркнуть, что на занятия приходили и мама, и папа. Поэтому после родов они уже с малышом продолжали активно посещать бассейн и баню, разделяя радость полной семьи». На этой основе сложилось первоначально ядро из 15 семей, в которых отношение к ребенку можно назвать особым, любовно-исследовательским, что ли. «Каждый месяц в детях происходили колоссальные изменения, которые подвигали и меня, и моих друзей, таких же новоиспеченных родителей, на осмысление жизни совместной с быстрорастущим человеком, – пишет Валентина. – Когда наши дети стали произносить свои первые слова, мы задумались о том, что мы можем сделать, чтобы их не только физическое, но и интеллектуальное развитие было своевременным и гармоничным». Так появился новый учебный семинар для родителей и малышей, который организовала уже Валентина Михайлова: «Однажды обстоятельства подтолкнули меня самостоятельно провести занятия в нашем семейном клубе. За спиной на тот момент было музыкально-педагогическое образование, полуторагодовалый опыт мамы и наблюдение 3-4 уроков Ольги Николаевны Тепляковой. К моему большому удивлению, родители с радостью поддержали меня. Более того, после первого проведенного занятия они заявили, что я вполне могу справляться с ролью педагога для их детей и дальше». Кроме опыта знаменитых в ту пору многодетных семей Никитиных, Тепляковых Валентина Михайлова, как она пишет, использовала приемы музыкального воспитания Карла Орфа и получала прекрасные результаты. А благодаря участию в семинарах опытных российских и зарубежных коллег занятия становились все более интересными и плодотворными. На них приходило все больше и больше народу. Бросить на произвол судьбы такое детище, вернувшись в лицей или колледж, значило предать себя, детей, общую мечту.«Осенью 1999-го начался третий учебный год. Родители дают снова немыслимую поддержку, говоря, что в детский сад мы не пойдем, будем ходить к тебе. Дети такие большие! Такие разумные! Как же с ними дальше заниматься? Чему учить? Первые сомнения в необходимости раннего интеллектуального развития. Надо ли учить читать раньше, чем ходить? Если учить, то как? Ведь дети так по-разному усваивают то, чему ты их хочешь научить. В свои неполные три кто-то начинает читать, а кто-то не видит разницы между А и Б». Как раз на этом этапе очередного смятения Валентина узнала, что психологическая служба «Гармония» проводит семинар по педагогике Марии Монтессори. Увидела на этом семинаре фильм о школе, в которой учителя не учат детей, а только помогают им учиться самостоятельно. Как пишет Валя, она увидела «удивительные материалы, при помощи которых дети упражняются, фильм о школе, которой уже нет… у меня текут слезы! Я так хочу, чтобы у наших детей была такая школа. Я даже хочу, чтобы она просто была!».Имя итальянской учительницы, врача, психолога и философа Марии Монтессори знакомо каждому, кто изучал историю педагогики. Принцип, на котором строится ее школа, поразительно прост и давно известен: страсть к познанию дается каждому из нас от природы, как чувство голода или жажды. И если предоставить ребенку некоторую свободу, помещая его в соответствующую среду, он непременно начнет ее изучать. Первоначально детский врач-психиатр Мария Монтессори не ставила перед собой образовательных задач. Она лечила детей и была озабочена необходимостью развивать их, помогать приспособиться к условиям, в которых предстоит жить. Оказалось, однако, что если среда, окружающая ребенка, носит целенаправленный обучающий характер, дети способны к самообучению, причем делают это радостно, легко и гораздо быстрее, чем на уроках в школе.В начале прошлого века интерес к методике Монтессори носил взрывной характер. Со всех концов света к ней ехали энтузиасты, чтобы понять, как устроить такую среду, в которой ребенок начинает развиваться сам, свободно и стремительно.Родители, выросшие в клубе вместе с Валентиной Михайловой, были готовы принять идеологию Марии Монтессори не декларативно, а по глубокому внутреннему убеждению. Оборудовали детский сад всеми необходимыми материалами. Консультантом пригласили Елену Хилтунен. В конце девяностых ей удалось создать в Москве не только детский сад, но и начальную школу, где дети успешно занимались самообучением. Елена помогла связаться с единомышленниками в Москве, на Урале, в Сибири. Они ездили учиться и в столицу, и в Томск. Подружились с коллегами из Ревды, а теперь уже и со Ставрополья, из Хакасии, Воркуты. И каждый раз их встречи похожи на нескончаемый семинар по психологии, в основе которого не только психология ребенка, но глубокое самопознание. Однажды, возвращаясь после такой учебы, Валентина сформулировала важнейший для себя вывод: «…Я поняла, что хочу стать Монтессори-руководителем в своем коллективе. Так же как и детям, руководителю важно создавать среду, которая будет способствовать саморазвитию и самообучению педагогов. Самые разумные мысли приходят изнутри, а не извне. Самые мудрые книги, самые важные слова, произнесенные кем-либо, могут только разбудить в нас собственное понимание, собственное знание. И тогда оно оказывается самым прочным и может служить нам опорой в деятельности».В нынешнем году группа начального образования получилась у Валентины Михайловой довольно большой. Слишком многие дети уходить от нее в первый класс не захотели. На традиционную школу это заведение совсем не похоже. Ни расписания, ни классных журналов, ни темы урока. Да и уроков никаких нет. На листочке с распорядком дня написано, что с 9.00 до 12.00 – свободная работа детей. Похоже, они тут действительно занимаются кто чем хочет. Две девочки, расстелив на полу коврик, вроде бы играют в магазин, рассчитываясь копиями денежных купюр и мелочи друг с другом. В азартных действиях этой парочки не сразу замечаешь, что они не просто играют, а решают вполне определенные задачи, а результаты записывают в тетрадку. Мальчик за маленьким столиком сосредоточенно составляет таблицу цифр. Малыш, постелив посреди комнаты карту, закрашивает моря. Веселая троица у окошка нагревает на спиртовке воду, закрашивает, смешивает с холодной и тихонько обсуждает, как писать отчет об этом эксперименте. «Не хочу я писать», – говорит один. «Тогда будет ненаучно», – замечает другой. Взрослые не вмешиваются. На 33 ребенка от 6 до 9 лет здесь 4 педагога, которые внимательно наблюдают за детьми. Иногда подсаживаются на коврик или за стол, помогают разобраться, как работать с материалом, что-то показывают. Особенность всех этих таблиц, наборов геометрических фигур, разноцветных карточек в том, что при правильной работе с ними ребенок сам видит, есть у него ошибки или нет. Совпадут цвета или окажутся заполненными все просветы, устойчиво выстроится объемная фигура и так далее. Человек все может проверить сам. А педагоги будут вечером тщательно анализировать действия каждого, думать, почему он взял для работы именно этот материал, внимательно изучать записи в тетрадках, рисунки, знаки. Важнее всего понять внутреннюю мотивацию: занялся человек каким-то делом, чтобы все видели, как хорошо он работает? Подражает тому, кто старше, или на самом деле увлекся, сконцентрировался, выполнял новую задачу? Такое видение ребенка не дается, пожалуй, никаким образованием. Нужно прожить с детьми так и столько, сколько проживают эти наставники, чтобы понимать, что происходит. Какие вопросы малыш задает сам, а где начинается навязывание, натаскивание, которое может свести на нет весь их замысел.Наташа Ковальская, психолог, повторяет, что умение увидеть задачу и сконцентрироваться – самое важное условие развития в младшем возрасте. Она внимательно наблюдает за мальчиком, который рассеянно бродит среди занятых делом детей. Родители привели его недавно. Опыта самостоятельной работы с материалами у него нет, и никакого интереса пока не появляется. От старших ребят на даче он слышал, что в школе – уроки, звонки, строгие учителя, переменки, во время которых можно подраться. Здесь ничего похожего нет, и он разочарован. «Пусть наблюдает, вживается, – считает Наташа. – Понаблюдает и включится обязательно».В школе Валентины Михайловой много и других дел. Музыка, театр, групповые проекты, индивидуальные занятия. За 14 лет работы накоплен опыт, которым впору делиться. И малышей в детсадовских группах в иные годы набирается до трехсот. Было бы и больше, но где взять педагогов, способных последовательно соблюдать принцип ненасилия и готовых принимать каждого ребенка таким, какой он есть? Пока с такой ролью удается успешно справляться только талантливым людям из родительской среды.В нашем сегодняшнем мире бешеной конкуренции, тотальной озабоченности будущими достижениями детей в социуме атмосфера Монтессори-школы выглядит явлением абсолютно чужеродным. Но вот что интересно: без всякой рекламы, в условиях полного игнорирования со стороны государства по количеству детских садов и Монтессори-школ Россия уже сейчас занимает заметное место в мире. Пока в основном это частные школы. Особенно много их в Сибири и на Урале. Там создана своя Ассоциация Монтессори-педагогов. Значит, и в нашей стране все больше родителей начинают понимать, что главное условие счастья для их ребенка – это внутренняя свобода и независимость мышления. И очень похоже, что в такой ситуации – как мечтает Валентина Михайлова – может родиться новая форма учебного заведения, учредителем которого станут три заинтересованных субъекта: родители, учителя и государство (если у нас действительно деньги на образование «идут за ребенком»). Замечательно, если такая школа впервые появится в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте