Основа успеха Дальневосточного госуниверситета, на мой взгляд, складывается из нескольких факторов. Во-первых, направленность программы. Предложенная университетом программа связана с проблемой решения одной из приоритетных геополитических задач, стоящих перед страной, а именно: развитием дальневосточных территорий и их более глубокой интеграцией во внутренние и внешние политические и экономические процессы. Экономическая нестабильность, демографический спад и миграция населения из региона не позволяют России успешно интегрироваться здесь в эти процессы, что представляет угрозу и для безопасности страны. В соответствии с этим была сформулирована цель программы ДВГУ – создание инновационной научно-образовательной среды, ориентированной на технологии повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке, что в перспективе будет способствовать миграции населения в регион и формированию высокотехнологических инновационных промышленных кластеров.
Во-вторых, в своей заявке ДВГУ убедительно продемонстрировал, что уже реализует целый ряд программ, направленных на достижение этой цели. Таким образом, работа над представленной инновационной программой не станет для университета чем-то совершенно новым, а будет логическим развитием на качественно новом уровне существующих инновационных программ. Примерами таких программ являются создание интегрированных с Дальневосточным отделением РАН научно-образовательных центров, направленных на биотехнологии и нанотехнологии, широкая интернационализация и экспорт образовательных услуг через развитие филиалов университета и международных интернет-программ и многие другие.
В-третьих, высокий научно-образовательный и инновационный потенциал ДВГУ, который является старейшим вузом Дальнего Востока. Дальневосточный госуниверситет является международно признанным лидером образования на российском Дальнем Востоке.
Эти три фактора: цель, достижение которой жизненно необходимо для российского Дальнего Востока, имеющийся громадный задел, направленный на достижение этой цели, и высокий научно-образовательный и инновационный потенциал, позволяющий в установленные полтора года решить поставленные задачи – являются основой успеха ДВГУ в этом нелегком конкурсе.
Основные инновационные составляющие нашей образовательной программы определяются целью, поставленной перед университетом. Качество жизни является интегральным показателем организации жизни в регионе в целом и определяется такими важными составляющими, как социальная востребованность, безопасность, информационная среда, здоровье, питание, состояние окружающей среды, образование и другие. Устойчивый рост качества жизни невозможен без развития экономики, социальной инфраструктуры, биотехнологий и медицины, новых информационных технологий, нанотехнологий и без подготовки высококвалифицированных кадров, способных разрабатывать и внедрять эти технологии во все сферы человеческой деятельности. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо в рамках единой среды согласованно развивать совершенно разнородные научно-образовательные и технологические направления. Для этого требуются такие инновационные подходы в образовании, как глубокая интеграция науки, образования и высокотехнологического производства, междисциплинарная интегрированность научных исследований и образовательных программ, интернационализация научных исследований и образовательных программ, а также обеспечение непрерывности и открытости образовательного процесса.
В связи с этим ДВГУ выдвинул на первый план решение следующих ключевых задач:
1) обеспечить устойчивое развитие образовательной системы за счет интеграции фундаментальной науки, образования и производства;
2) создать систему интегрированных научно-образовательных центров совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук. Один из примеров – Научно-образовательный центр современных технологий изучения океана (в рамках комплекса «Приморский Океанариум»;
3) развить научные направления в области биотехнологии, наукоемких медицинских технологий, нанотехнологий, информационных технологий;
4) обеспечить развитие экологических исследований, включая мониторинг строительства газо- и нефтепроводов в ДВ регионе;
5) развить научные направления в области гуманитарных наук и проблем миграции населения;
6) развить инновационную инфраструктуру, включая создание системы подготовки кадров в области менеджмента науки и высоких технологий;
7) обеспечить дальнейший экспорт образовательных и научных услуг, продвижение российской культуры и русского языка в страны АТР, развить систему зарубежных филиалов и международных образовательных Internet-программ ДВГУ;
8) обеспечить на качественно новом уровне развитие информационной инфраструктуры университета и региона.
Мы ожидаем, что реализация предлагаемой ДВГУ программы, будет способствовать привлекательности Дальневосточного региона для миграции и закрепления активного населения.
Комментарии