search
main
0

Главная забота – конкретный человек. Начальник Тыла Вооруженных Сил – заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир ИСАКОВ

Владимир Ильич Исаков родился в 1950 г. В Вооруженных Силах с 1967 г. Окончив в 1970 г. Московское военное училище гражданской обороны, командовал взводом, ротой. В 1977 г. окончил с отличием Военную академию тыла и транспорта.

Служил заместителем командира танкового полка по тылу, заместителем начальника штаба тыла армии, заместителем командира дивизии по тылу. В 1984 – 1986 гг. – заместитель начальника тыла 40-й армии в Афганистане.

После окончания в 1988 г. Военной академии Генерального штаба служил начальником тыла армии, начальником штаба тыла Западной группы войск, заместителем главнокомандующего группой войск по тылу – начальником тыла Западной группы войск, начальником кафедры тыла и технического обеспечения Академии Генштаба, начальником штаба Тыла Вооруженных Сил РФ – первым заместителем начальника Тыла ВС РФ.

С июня 1997 г. – начальник Тыла Вооруженных Сил РФ – заместитель министра обороны Российской Федерации.

– Владимир Ильич, как вам видятся смысл и суть службы профессионалов Тыла?

– Вспомните знаменитую трилогию Константина Симонова о Великой Отечественной, пронизанную мыслью: главная фигура на войне – солдат. Если он не сделает, ничего не выйдет. Именно труд и подвиг войсковых тружеников и героев – простых солдат, прапорщиков, офицеров на войне воплощают мысль и волю военачальника в победу, а в мирные будни – в готовность к бою. Поэтому наша главная забота – конкретный человек в военной форме, его нужды. Смысл службы профессионалов Тыла в том, чтобы каждый солдат, прапорщик, офицер был сыт, добротно одет, обут, здоров, а коль заболел, его эффективно лечили. Чтобы вовремя и полностью получал все нужное для повседневной службы и боя. Чтобы армия и флот были обеспечены всем необходимым для жизнедеятельности, боеготовности, обеспечения обороноспособности страны.

– Что представляет собой сегодня Тыл Вооруженных Сил?

– Это неотъемлемая часть оборонного потенциала государства, связующее звено между войсками, силами флота и экономикой страны, дающей им необходимые ресурсы, слаженный, эффективно действующий механизм. В него входят штаб Тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей. Тыл – это специальные войска (автомобильные, дорожные, трубопроводные), соединения и части материального обеспечения, медицинские соединения, части и учреждения, стационарные базы и склады с запасами материальных средств, транспортные комендатуры, ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые и другие учреждения. И конечно, военные вузы, готовящие офицеров.

Среди задач Тыла – обеспечение войск и сил материальными средствами и тыловой техникой, их прием, хранение, подвоз, организация вместе с транспортными ведомствами подготовки, эксплуатации и восстановления путей сообщения и транспорта, воинские перевозки, медицинское обеспечение, а также контроль над экологической обстановкой и защитой военнослужащих от экологически вредных воздействий, противопожарной защитой и местной обороной войск (сил), торгово-бытовое обслуживание, организация отдыха военнослужащих, их семей в учреждениях военного туризма и другие.

Даже это краткое, далеко не полное перечисление показывает, насколько велика роль Тыла в поддержании обороноспособности России. Страна и армия переживают немалые трудности. Но и в этих условиях мы работаем устойчиво, в срок выполняем все мероприятия, предусмотренные Планом строительства и развития Тыла Вооруженных Сил РФ на 2001 – 2005 гг., нормативными документами.

– Возможности госбюджета ограничены, а жизнь требует нового качества военной организации, в том числе тылового обеспечения. В чем выход?

– В военной реформе применительно к тылу – в реализации концепции его строительства, Плана перехода к межведомственной унифицированной (сопряженной) системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

– Насколько такой подход соответствует отечественному опыту военного строительства?

– Вспомним военную реформу Петра I, его указы 1700-1701 гг. об упорядочении снабжения армии. Они положили начало Тылу как официальной структуре. Разрозненные виды снабжения объединили под единым централизованным управлением. Во второй половине XVIII века в составе Тыла уже был транспорт, а в ходе Отечественной войны 1812 г. образована служба военных сообщений.

– Но были и периоды, когда тыл ослабляли…

– И затем дорого расплачивались за ошибки. Наглядный пример – первые дни Великой Отечественной. Тыл и управление им были децентрализованы, а общевойсковые штабы на фронте оказались не в состоянии одновременно управлять боевой деятельностью войск и тылом. Это заставило быстро реформировать его, создать единую систему управления тылом. И она полностью себя оправдала. Ратный труд воинов тыла в годы войны – подлинный подвиг. За годы войны они доставили в войска 40 млн. тонн продовольствия. Одевали, обували и кормили миллионы солдат, матросов, офицеров. По железным дорогам перевезли свыше 19 млн. вагонов воинских грузов. Военные медики излечили и вернули в строй более 22 млн. человек, в том числе на фронтах до 18 млн. (73% раненых и больных).

После войны не обошлось без ошибок. С 1949 г. ликвидировали часть органов управления тылом, объединили ряд служб в «интендантство». Но жизнь показала, что опыт войны игнорировать нельзя. В 1958 г. были восстановлены органы управления, затем структура Тыла претерпела качественные изменения, а в 80-е гг. все его звенья преобразовали по общевойсковому принципу, создав бригады, полки, батальоны и роты.

Война в Афганистане подтвердила правильность этих преобразований, появился и новый опыт. Но с началом первой военной кампании в Чечне (1994-1996 гг.) вновь «наступили на те же грабли». Опять проявились недостатки децентрализации тылового обеспечения войск, особенно медицинского и транспортного.

Автономность снабжения силовых структур обернулась нерациональными расходами на оборонные нужды и правоохранительную деятельность. Разве допустимо, например, в условиях дефицита бюджетов силовых ведомств делить больных и раненых военнослужащих на «своих» и «чужих»? Нерационально тратить средства на подготовку кадров тыла в вузах разных ведомств, когда их могут обучать вузы Минобороны.

Тенденция к устойчивому ухудшению снабжения военнослужащих, несогласованность действий органов управления побудили тогдашнего руководителя администрации президента доложить об этих проблемах главе государства. Правительство подготовило согласованный со всеми силовыми структурами доклад Президенту РФ, в котором предлагалось создать единую систему тылового обеспечения. Глава государства с предложением согласился, и 18 июля 1996 г. было издано распоряжение об организации работы по переходу к ней.

В ходе проработки вопроса понятие «единая» заменили на «межведомственную (сопряженную) унифицированную». Такая трактовка позволяет силовым структурам создать более гибкую организацию своего тыла, при которой у них остаются узкоспецифические вопросы, а часть тыловых функций, характерных для всех силовиков, передается под единое руководство.

На основании решений, принятых на государственном уровне, Минобороны совместно с силовыми министерствами и ведомствами подготовило План основных мероприятий по переходу Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового (в том числе медицинского) обеспечения (МУСТО). Он в феврале 2002 г. был одобрен президентом и утвержден распоряжением правительства. В развитии системы тылового обеспечения военной организации государства начался новый этап.

– Что дадут эти преобразования?

– Они позволят определить статус новой системы и функции органов управления, создать правовые основы ее функционирования, оптимизировать расходы на тыловое обеспечение, закупки материальных средств и заказы техники тыла, подготовку кадров тыловиков и другие нужды, создать условия для эффективного функционирования системы, поднять ее управляемость и устойчивость. В итоге повысятся качество тылового обеспечения, боевая и мобилизационная готовность Вооруженных Сил, войск и войсковых формирований других силовых структур. А значит, и национальная безопасность.

Реализация таких мероприятий плана, как устранение параллелизма в структурах органов управления тылом; сокращение управленческого аппарата, занятого однотипной деятельностью; оптимизация материально-технической базы; совместное использование единых госпиталей, складов, баз и других структур; упорядочение системы подготовки кадров тыла в единых военных вузах даст значительную экономию государственных средств.

Годовой экономический эффект сокращения только одного дублирующего склада или базы – от 7,0 до 26,0 млн. рублей.

В военной медицине экономия может достигнуть 270 млн. руб. Это связано с тем, что в ряде местностей соседствуют лечебные учреждения разных ведомств. Емкость подавляющего числа госпиталей Внутренних войск МВД, Погранслужбы, Железнодорожных войск – 100-150 коек. В них больше расходы на одно койко-место, чем в госпиталях, на 400, 500 и более коек. Укрупнение лечебных учреждений даст экономию до 80 рублей на каждое койко-место в сутки, позволит сэкономить около 90 млн. рублей в год. Расформирование только одного госпиталя на 150 коек принесет государству экономию в среднем 7,5 млн. рублей в год. Объединение госпитальной инфраструктуры и оптимизация загрузки дадут экономию порядка 180 млн. рублей в год.

Еще один пример. Годовая экономия от ликвидации на промышленных предприятиях военных представительств (по службам Тыла) МВД и Погранслужбы, дублирующих представительства Минобороны, составит свыше 2,6 млн. рублей.

Подчеркну, что работа по созданию единой системы тылового обеспечения ведется на основе детальной совместной научной проработки, перешла в плоскость конкретных решений. Благодаря ей каждый государственный рубль, выделенный на нужды Тыла, будет эффективнее «работать» на оборону и безопасность России.

– Еще одно нововведение – выставка поставщиков продукции для нужд армии и флота. Каковы ее результаты?

– Это полезный опыт. В 2001-2002 гг. Тыл Вооруженных Сил совместно с федеральными органами исполнительной власти и Правительством Москвы провел в спорткомплексе ЦСКА ежегодную Всероссийскую выставку «Российские производители и снабжение Вооруженных Сил». Свою продукцию представили 300 производителей товаров и услуг из 45 регионов России, Белоруссии и Латвии. Благодаря общению заказчиков и производителей выработаны перспективные направления повышения качества снабжения армии и флота.

Выставка сыграла важную роль в привлечении внимания отечественных производителей к проблемам снабжения Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих. Она стала еще одним действенным шагом реальной поддержки государством отечественных производителей, гарантированно обеспечивающих силовые структуры своей продукцией и услугами, помогла выявить пути совершенствования законодательства и решений на уровне Правительства России по организации и проведению конкурсных торгов на поставку продукции. В этом году состоится третья выставка.

В заключение подчеркну, что свой профессиональный праздник Тыл Вооруженных Сил встречает способным всесторонне обеспечить жизнедеятельность и боеготовность войск и сил флота.

Сергей МАНЮКОВ, Александр КОЛПАКОВ, начальник пресс-службы Тыла Вооруженных Сил РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте