search
main
0

“Гитлер капут” раннему изучению английского

Что такое малокомплектная школа? Сорок километров от районного центра, 90 детей из окрестных сел – Пинашино, Бортники, Семичево. В классах – от 4 до 14 детей. Среди учителей есть бывшие выпускники – Елена Юрьевна Овсиенко, Екатерина Ивановна Городничева… Директор Борисовской средней школы Анатолий Николаевич Ребухин считает, что педагоги должны быть местные. Те же, что приезжают из райцентра, а после уроков – домой, это уже не учителя. Ведь еще и кружковую работу надо вести.

Я ехидничаю:
– Может, у вас, кроме кружков, еще и музыкальная школа есть?
Анатолий Николаевич улыбается:
– Нет, но зато есть ансамбль. Ребята сами сделали из усилителя электрогитару, перетянули барабан, есть пианино – и теперь полшколы играет на каком-нибудь из инструментов… А вообще вот вы приехали в малокомплектную школу и думаете: глушь, глубинка. Зато у нас на уроках можно каждого ребенка спросить не один раз. Мечты сбываются – индивидуальная работа. Поэтому вытаскиваем, казалось бы, совсем бесперспективных. Например, у нас учится мальчик из Москвы. У него была тяжелая душевная травма: на его глазах отец убил мать. После этого у него пропала речь, и в Москве его не взяли в школу. Привезли в деревню к бабушке. Он пришел в нашу школу и сначала научился писать, а потом уже – говорить. Сейчас учится в шестом классе, мало чем отличается от сверстников.
В такой школе, как наша, дети, какие бы ни были слабые, выправляются и даже поступают в техникумы.
– Ваши питомцы занимали призовые места на олимпиадах?
– А вот на олимпиады нам ездить проблематично. Попасть, например, к десяти часам в Балабановскую школу наши дети просто не могут: нет ранних рейсовых автобусов. Но ведь призовые места – не самоцель! Для нас важнее, чтобы ребенок был разносторонне развит и не спасовал в городских условиях, чтобы не говорили про него: “Вот деревня приехала!”
Наш выпускник Ваня Удоденко поступил в Калининградское высшее морское училище. Школа получила благодарность оттуда за его подготовку. Учится на “отлично”, по всем видам спорта идет на уровне первого разряда. Поэтому мы за комплексное и рациональное обучение.
– По-вашему, процесс обучения сейчас нерационален?
– Во всяком случае спорен. К примеру, пятидневка. Она нецелесообразна. За счет уплотнения уроков происходит перегрузка учеников. Пять-шесть часов уроков плюс кружки, плюс домашняя работа. В день набирается больше восьми часов! Рабочие революцию делали, борясь за семичасовой рабочий день. Значит, мы здоровье школьника такими перегрузками просто губим! Хорошо, если он лодырь. Зато вырастет здоровым. А если это добросовестный ребенок? Тогда – потенциально больной человек с неврозом, сколиозом, нарушением зрения. А ребенок, считаю, сначала должен быть здоров, потом воспитан, а уж потом обучен!
Хорошо, что санитарные врачи следят, чтоб лишних часов не наставили, это правильно!
– А что, есть и такие примеры?
– Сколько угодно! К нам приезжают, спрашивают: “Почему вы не введете у себя “Основы бизнеса”? – “А кто вести будет?” – “Да вы сами!” Я говорю: “Если бы у меня была жилка бизнесмена, я бы не в школе работал, а на бирже. Потому что дар бизнесмена – он, как музыканту талант, от природы дается. Да и кто в нашем государстве после цепи противоречивых рыночных реформ такой предмет преподавать может?”
Или говорят: введите дополнительно еще один иностранный язык. Я такому советчику отвечаю: у нас на иностранный язык выделено три часа в неделю. Значит, два часа ребенок будет изучать английский, а час – немецкий? Вы сами какой язык изучали? “Немецкий”. Ну, говорю, тогда давайте поговорим с вами по-немецки. И оказывается, что советчик знает только “хенде хох” да “Гитлер капут”.
И очень хорошо, что отменили изучение английского языка в первом классе. Ребенок еще в родном путается, букв не знает, а тут еще иностранный! Были предложения ввести “Школу фермеров”. Но опять, кто вести-то будет? В области – единичные положительные примеры фермерского хозяйствования. Чему может научить неуч?
– А как же тогда школу нужно реформировать?
– Не надо спешить, гнать программы галопом, особенно в младших классах. Это разгон обучения, и если ребенок прошел этот период, не торопясь, и набрал нужный темп, то потом учится легко. А если не усвоил всю программу (а многие не успевают усвоить за три года то, чему раньше обучались четыре года), то в средних классах он еще больше отстанет. Поэтому в нашей школе мы вновь вернули четырехлетку еще три года назад.
…Покидаю гостеприимную школу. Думаю: вроде бы ничего нового директор не сказал. А половину современных реформаторских идей опрокинул. “Вот так да!” – как сказал бы Гоголь. Хорошо, что в наших деревнях сохранился не только свежий воздух, но и здравый смысл…

Виктор РЫБАЛКО

Боровский район,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте