search
main
0

Гипотезы радостных наук. Метапредметное учебное занятие по литературному чтению в 4-м классе

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов обучения в предметной области «Литературное чтение» по теме «М.И.Цветаева. Стихотворение «Наши царства».

Задачи:1.    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.2.    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;- развитие операций мышления (анализа, синтеза), воображения, внимания;- формирование умения слушать и слышать;- формирование умения ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее, аргументировать.3.    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:- учить находить в тексте лексические средства выразительности;- учить выразительно читать стихотворение.Оборудование: 1) демонстрационный материал: – напечатанные слова: эпитет, сравнение, аллитерация, ассонанс,- слайд-презентация к уроку;2) раздаточный материал:- «словарики настроений»,- задания для групп;3) технические средства: – проектор, – ноутбук.Ход урока1. Организационно-мотивационный  моментУчитель: Похожи ли вы на героев стихотворных строчек, которые я прочту?Дети – это взгляды глазок боязливых,Ножек шаловливых по паркету стук.Дети – это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.Узнал кто-нибудь себя в этих строчках? В каких?А какое  у вас сейчас настроение?Ученики отвечают.Учитель: Пусть в классе у нас появится солнышко (на доске открываю солнышко), и настроение станет веселым, солнечным и радостным.2. Актуализация знаний и целеполаганиеУчитель: Когда светит солнышко, как все преображается вокруг? А если за окном снег и светит солнце, каким он становится? Ученики: Серебряным.Учитель: Что еще бывает серебряным? (Ученики отвечают.) Оказывается, есть еще одно понятие – Серебряный век русской поэзии. Как вы думаете, почему он так называется? (Ученики отвечают.) Верно, на рубеже XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение. Появилось очень много поэтов, чьи стихи вошли в сокровищницу русской литературы. Хотели бы вы попутешествовать в Серебряный век? (Ученики отвечают.) Попробуем заглянуть в него. Стихи каких поэтов вы недавно читали? Ученики: Валерия Брюсова, Сергея Есенина.Учитель: Это поэты Серебряного века. Стихотворные строчки в начале урока принадлежат поэтессе Серебряного века Марине Ивановне Цветаевой. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 73. Определите тему урока.Ученики называют тему урока – «Стихотворение  М.Цветаевой «Наши царства».Учитель: Как вы думаете, о каких царствах пойдет речь в стихотворении? (Предположения учеников.) Какие задачи мы поставим перед собой?Ученики: 1) определить основную мысль стихотворения; 2) поработать над изобразительно-выразительными средствами языка; 3) научиться выразительно читать стихотворение Цветаевой.3. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействияУчитель: Послушайте  стихотворение М.Цветаевой «Наши царства». Попробуйте представить царства, о которых пишет поэт (читаю стихотворение наизусть).Понравилось вам стихотворение? Ученики отвечают.Учитель: Каким настроением оно проникнуто?Ученики отвечают, используя словарики настроений.Учитель: Какую картину вы представили? От чьего имени ведется рассказ? Услышали ли вопрос, который задает нам автор? Как понимаете эти строчки?Ученики отвечают.Учитель: Я предлагаю к уроку взять такой эпиграф:Ах, этот мир и счастье быть на светеЕще не взрослый передаст ли стих?и ответить на этот вопрос поэтессы в конце урока. Согласны?Ученики отвечают.Учитель: О каких же царствах идет речь? (Ученики отвечают.) Какие запахи природы  почувствовали? Какую бы  музыку вы подобрали к стихотворению? (Ученики отвечают.) Я подобрала музыкальное сопровождение норвежского композитора  Эдварда Грига «Утро»,  подходящее, на мой взгляд, к этому стихотворению. Музыка будет звучать, пока будут  работать над текстом стихотворения  наши активные  центры: художники, толкователи и почемучки. Задания перед вами. Желаю успеха. Ребята самостоятельно работают над заданиями в группах (активных центрах): почемучки, толкователи, художники, затем группы отчитываются.Почемучки задают вопросы.Толкователи 1Что такое скаты? (Скат – наклонная поверхность, наверное, от слова «скатиться».) Что обозначает «темный лес»? (Ученики отвечают.)Толкователи 2Почему  девочки  феи, а не  колдуньи? (Ученики отвечают.)Художники 1Что значит владенья «царственно богаты»? Чем богаты девочки? (Ученики отвечают.) Они богаты своим детским миром. Найдите в тексте слова, подтверждающие, что их мир – родной им дом. (Ученики отвечают.)Вроде бы все реально: ручейки, деревья, поле, скаты  и даже вишни какие? Однако все  волшебно, сказочно. Ведь в этом мире обитают феи. Увидеть в обыденном необычное и запечатлеть – в этом мастерство поэта. «Дикие» девочки,  это какие? (Ученики отвечают.) А кто их так называет? Почему?Докажите словами текста. (Ученики отвечают.)Какие два мира противопоставляются в стихотворении? (Ученики отвечают.)Художники 2Ребята, посмотрите, стихотворение большое. А эпитетов, метафор, сравнений мало, как вы думаете,  почему? (Ученики отвечают.)Оказывается,  это зависит от манеры письма. Цветаева  не стремилась нарисовать художественную картину, она стремилась к тому, чтобы ее услышали. Для нее как поэта очень важны ритм,  интонация, темп стиха и звуковое оформление. Она очень музыкальная поэтесса. Как мы можем передать все это? Ученики: Выразительным чтением.Учитель: Поработаем над звуками и над своим дыханием для выразительного чтения.Физминутка. Дыхательная гимнастика. (Ребята выполняют стоя.)Встаньте, пожалуйста, расправьте плечи, расслабьтесь:- вдох через нос – выдох через рот,- выдох воздуха узкой струей,- выдох несколькими равными порциями.Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и на выдохе досчитать до 10.На выдохе усиливаем и ослабляем звук:- шум ветра: в-в-в-в.;- жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж;- писк комара: з-з-з-з;- рычание собаки.Задуем свечи (одну за другой) на праздничном торте, сдуем пушинку с рукава, раздуем огонь в потухающем костре, подуем на горячее молоко, сдувая пенку.Выразительное чтение стихотворенияКакие звуки повторяются в стихотворении? (Р, ф.) Поработаем над 4-й строфой. Какие звуки чаще встречаются? (Шипящие.) Какое значение они имеют? (Шум, движение.) Повторение согласных звуков называется аллитерация (слово на доске). Какой гласный звук есть во всех четверостишьях? ([o].) Какое значение привносит он? Похож на наше солнышко, правда? (Ученики отвечают.) Повторение гласных звуков – ассонанс (слово на доске). Четко проговариваем звуки при чтении. Какие чувства постараемся передать? (Ученики отвечают.) Что еще  необходимо для выразительного чтения? (Определить логическое ударение и паузы.) Определим логическое ударение в стихотворении. Сначала ученики определяют и объясняют свой выбор, потом самостоятельно карандашом расставляют логическое ударение.Учитель: Расставили ноты чтения, а теперь давайте  поработаем над знаками препинания. Какие знаки препинания  в стихотворении? Их очень много у Цветаевой, и это не случайно. Где  запятая… (…мы остановимся). Восклицательный знак? Как будем читать? (С чувством, голос усиливается.) Интонация идет вверх. Тире… Многоточие. (Пауза побольше.) Вопросительный знак? (Вопросительная интонация.) Где нет знаков препинания… (Не останавливаемся.) Для этого мы и выполняли упражнения на дыхание.  Обращаем внимание на силу голоса и темп. Когда будем читать потише? Когда темп усиливается? (Ученики отвечают.) Давайте попробуем.Вместе читаем, соблюдая знаки  препинания.Учитель: Теперь почитайте друг другу в парах. А теперь прочитает… (Называю двух учеников, они читают.)4. Обобщение и систематизацияУчитель: О чем это стихотворение? Почему поэт пишет о своем детстве? Люди часто вспоминают свое детство. Какую мысль хотел донести нам автор? (Ученики отвечают.) Очень жизнеутверждающее стихотворение. В нем ощущается стремление жить в этом мире. Но о чем волнуется поэтесса? (Ученики отвечают.)Это стихотворение было написано гимназисткой Мариной Цветаевой, еще не очень взрослой поэтессой. Конечно, она переживает, смогла ли она написать такое стихотворение, чтобы ее услышали? Как вы считаете, смогла поэтесса передать красоту мира, свои чувства? (Ученики отвечают.)Давайте охарактеризуем стихотворение Марины Цветаевой. Какое оно? Придумайте прилагательные,  характеризующие его. (Ученики отвечают.)Оказывается, две девочки в стихотворении  – это сама Марина Цветаева и ее сестра Анастасия, которую она очень любила. У вас есть сестры или братья, которых вы любите и с которыми вам весело, интересно? А вы мечтаете с ними? (Ученики отвечают.)Захотелось ли вам еще прочитать стихи Цветаевой или узнать о ней? (Ученики отвечают.)Где мы можем найти информацию? (Ученики отвечают.)Небольшой видеосюжет приготовила моя ученица Ариана Быкова (см. видеосюжет). 5.  Подведение итогов урока – рефлексияУчитель: Я желаю вам много читать. Узнать еще о Марине Цветаевой. Оказывается, ее отец – сын сельского священника, уроженец села Талицы Владимирской губернии. И в городе Александрове нашей Владимирской области есть Дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых. Может быть, вы когда-нибудь побываете там? Ответьте на любой из вопросов:Я сегодня узнал…Я научился…Мне было…У меня настроение…Я рад…Довольны ли вы своей работой? Дайте самооценку на своих листах.Учащиеся на листах дают самооценку.Учитель: Спасибо за работу!Прим. ред. Приложения к занятию – презентация,  словарик настроений, текст  стихотворения, задания для активных центров, видеосюжет – опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/800 ​Елена ЧЕКМАРЕВА, учитель начальных классов средней школы №3 города Петушки Владимирской области, учитель года Владимирской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте