search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ
0

ГИП-ГИП – ура!

Начало учебного года ознаменовалось циклом конференций, круглых столов, семинаров, в ходе которых обсуждали приоритетные задачи развития столичного образования. Среди множества научно-педагогических форумов почти незамеченной прошла конференция НИИРПО, посвященная анализу механизмов организации деятельности ГИП – городских инновационных площадок в учреждениях профессионального образования. На конференции был представлен и проанализирован инновационный опыт московских колледжей, на базе которых в 2012 году были открыты 7 городских инновационных площадок.

Н​адо отметить, что организаторами конференции был задан инновационно-креативный формат, поскольку в программе были обозначены циклы презентационно-дискуссионных сессий. Интересно, но непонятно. Конференция, в которой заложен принцип свободной дискуссии, ко многому обязывает, а дискутировать публично большинство опасается, ведь куда привычнее и понятнее форма публичного отчета по результатам деятельности. На этой конференции многое удалось, хотя и не все, кого ждали, на конференцию прибыли.Содержательный научный диалог возможен там, где есть ученые-полемисты. По-новому знаковым оказалось руководство конференцией директором Московского института развития образования, доктором исторических наук профессором Марией Лазутовой. Мария Николаевна – представитель плеяды руководителей государственного масштаба, поэтому ей виртуозно удалось вывести обсуждение задач инновационного развития колледжей на проблемный уровень. Полемике способствовала четкая постановка ключевых вопросов – какую проблему городского уровня должна решить инновационная площадка, каковы промежуточный результат и планируемый инновационный продукт, как эти результаты можно тиражировать и коммерциализировать. Формат открытого диалога позволил участникам включиться в живой разговор о реальных проблемах, противоречиях, организационных механизмах, предварительных результатах инновационных процессов.В унисон с ведущим конференции прозвучал доклад доктора технических наук и.о. директора НИИРПО доцента Константина Скворчевского. Выступление Скворчевского оказалось резонансным, его обсуждали в кулуарах конференции и после ее завершения. Почему? Был задан мощный вектор поиска смыслов инноваций, что позволяет подняться над утилитарным и сиюминутным пониманием инноватики в образовании для получения кратковременных результатов. Интенция научного сообщения основывалась на философских посылах об «образе будущего», ради которого мы сегодня обращаемся к инновациям. Доклад Скворчевского обладал безупречной аргументацией, исходящей из анализа теории экономических макроциклов русского ученого ХХ века Николая Кондратьева, установившего неравномерность научно-технического прогресса в совокупности с длительностью оборота капитала и особенностями социально-исторического характера. Тезис о взаимосвязи инноваций с мировыми экономическими спадами и подъемами, динамике преодоления экономических депрессий и креативных точках роста заставляет по-государственному широко смотреть на инновационную деятельность в образовании. Прогностический бросок к «образу будущего» и глубинное осмысление проблем практико-ориентированной тематики городских инновационных площадок могут позволить инноваторам не утонуть в отчетно-аналитической документации, а все-таки ответить на вопрос: а что действительно нового для системы образования мы создаем и какая в этом польза для развития экономики города? Инновации в образовании должны быть явлением зримым, увеличивающим эффект от вложенных государством финансовых средств, новизны научно-методических разработок, организационно-педагогических усилий. Вспоминаются известные строки Маяковского, великого поэта-новатора, воспевшего в метафоре сермяжную правду инновационных прорывов: «Мой стих, трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима». На первый взгляд упоминание о водопроводе и новой поэтической интонации в нашем случае неуместно, а если приглядеться, можно увидеть напоминание о сухом остатке. Что действительно нового будем иметь в результате инноваций?Дискуссия конференции, развернутая лицом к предмету поиска действительных и реальных результатов, выявила самое главное – понимание: ГИП реализуют государственный заказ на развитие приоритетных направлений отрасли. Государственный подход к инновационному развитию образовательных учреждений определен законодательно. Инновационная деятельность должна осуществляться для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Формирование тематики городских инновационных площадок осуществлено в соответствии с приоритетами социально-экономического развития столичного региона и государственной политики в сфере образования. Инновационные проекты и программы – форматы режима инновационного развития, принятые во всем мире во всех отраслях экономики. ГИП – значимые инновационные проекты отрасли, отработку ключевых задач которых необходимо осуществлять в условиях действующих ресурсных центров, колледжей – операторов приоритетных направлений. Государственность подхода в ГИП определена еще одним значимым фактором – достижением планируемого результата, получением инновационного продукта, который необходимо оформить, коммерциализировать, тиражировать, по сути, использовать как пусковой механизм инновационного развития всей отрасли.Развернутая дискуссия показала, что колледжи-операторы профессионально заинтересованы и готовы работать в условиях перехода к инновационной экономике: сформированы материально-технические и кадровые ресурсы, учебно-методический потенциал, богатый опыт подготовки кадров для отрасли. Движет колледжами еще один важный фактор – конкурентоспособность! Инновационность становится важнейшим показателем конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а конкуренция будет нарастающей: во-первых, выживут сильнейшие, во-вторых, программы СПО будут реализовывать ведущие вузы, в-третьих, на рынке появятся бизнес-образовательные организации, в том числе зарубежные. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно становиться по-настоящему инновационным колледжем. И даже не наличие инновационной площадки это определяет, а стратегия инновационного развития, благодаря чему колледж может гордиться успехами и достижениями дня настоящего и проектировать достижения дня грядущего.Какие общие проблемы выявила научная дискуссия? Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности инновационных площадок, определения механизмов взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры по коммерциализации интеллектуальных продуктов и их дальнейшего продвижения на рынке образовательных услуг.Городскими инновационными площадками в 2012 году стали ведущие отраслевые колледжи системы профессионального образования: колледж легкой промышленности №5, колледж предпринимательства №11, колледж автоматизации и технологий №20, технологический колледж №28, политехнический колледж №39, железнодорожный колледж №52, технический пожарно-спасательный колледж №57, колледж городского хозяйства №64, педагогический колледж №7 «Маросейка», Московский государственный техникум технологий и права.Ключевые задачи и темы инновационных проектов системы профессионального образования продиктованы приоритетными направлениями подготовки кадров для экономики и городского хозяйства Москвы. В узле тематических приоритетов оказались кластерные модели взаимодействия с работодателями по подготовке кадров для высокотехнологичных сфер экономики и городского хозяйства, проблемы внедрения программ профессионального обучения взрослого населения, задачи инвестиционной привлекательности среднего профессионального образования, коммерциализации инновационных результатов.Кластерные модели подготовки кадров в современном профобразовании стали центром инновационных процессов. Тематика ГИП в СПО так или иначе связана с кластерными новообразованиями, ориентацией на современный рынок труда, целевым запросом работодателей, независимой оценкой качества образования, повышением инвестиционной привлекательности, коммерциализацией инновационных продуктов и как следствие повышением конкурентоспособности.В ходе конференции были представлены презентации всех действующих городских инновационных площадок. Из 7 направлений можно выделить три важных инновационных вектора, отвечающих развитию современного мегаполиса. Это транспорт, профилактика и безопасность в ЧП, профессиональное обучение взрослого населения! Это ли не ответ на вызовы времени?Актуальность городской инновационной площадки железнодорожного колледжа №52 «Инновационный образовательно-производственный кластер столичного региона в сфере железнодорожного транспорта и Московского метрополитена» обусловлена приоритетной значимостью развития железнодорожного транспорта для экономики и социальной сферы столицы, поскольку проблемы транспорта и пассажирских перевозок в столичном регионе остаются самыми острыми. В соответствии с экономическими прогнозами общий объем отправления пассажиров в пригородном сообщении к 2020 году составит около 1600 млн человек, что в 2 раза больше по сравнению с 2006 годом. Общие размеры пригородного движения в целом превысят 1600 пар в сутки, что на 43% больше существующего. Возрастет потребность в специалистах среднего звена, способных быстро и адекватно реагировать на инновационные изменения в железнодорожном транспорте. Прогноз в развитии железнодорожного транспорта – мощный посыл для инновационного режима развития железнодорожного колледжа №52. В своей презентации специалисты колледжа выделили ключевые приоритеты кластерного объединения: многоуровневая система подготовки кадров в рамках кластерного взаимодействия на принципах государственно-частного партнерства; внедрение оценки качества подготовки кадров и их профессиональных квалификаций через систему сертификации; разработка нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений и социального паритета; рациональное использование финансовых ресурсов, эффективность образовательных услуг. Железнодорожный колледж ориентирован на совокупный результат, который, по мнению разработчиков, будет включать модель инновационного образовательного кластера в сфере железнодорожного транспорта и Московского метрополитена; пакет нормативно-правового обеспечения (регламентов, локальных актов) регламентирующих деятельность структурных элементов кластерного объединения; новое программно-методическое обеспечение образовательного процесса, его форм, методов по профессиям и специальностям «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)», «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «машинист локомотива», «помощник машиниста тепловоза», «помощник машиниста дизель-поезда», «помощник машиниста электровоза», «помощник машиниста электропоезда (метрополитена)», «слесарь по ремонту подвижного состава».Следует отметить еще один важный для столичного региона инновационный проект технического пожарно-спасательного колледжа №57 «Внедрение методики проведения профилактических работ в ОУ различных уровней образования по профилактике противопожарной безопасности и правилам поведения в условиях повышенной опасности риска ЧС в рамках программы «Безопасный город». Профилактика пожаров и безопасного поведения в столичном мегаполисе – государственный вопрос регионального развития, именно превентивные меры могут способствовать предупреждению чрезвычайных происшествий, в результате которых общество и государство несут большие потери. Инновационный проект технического пожарно-спасательного колледжа №57 исходит из идеи эффективного использования потенциала учреждений среднего профессионального образования и учащейся молодежи для повышения информированности населения, пропаганды безопасного поведения при пожарах и других чрезвычайных ситуациях, выработки грамотного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, формирования у молодежи навыков безопасности жизнедеятельности. При этом проектом предусмотрено совершенствование подготовки профессиональных кадров для МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве и формирование их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на основе разработки и реализации ФГОС СПО по специальности «защита в чрезвычайных ситуациях» и системы его психолого-педагогического сопровождения. Проект определил задачи по отработке механизма системного взаимодействия по адресной подготовке специалистов экстремального профиля с социальными партнерами – МЧС России, ГУ МЧС России по городу Москве и обеспечению соответствия программ подготовки специалистов требованиям работодателей; представление к внедрению и тиражированию апробированных рабочих программ и учебно-методических комплектов по специальности 280707 «защита в чрезвычайных ситуациях» (квалификация «техник-спасатель») для ОУ СПО регионов РФ. Специалисты колледжа для обеспечения профилактики безопасного поведения обучающихся готовы предложить дополнительные образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, осуществить цикл просветительских мероприятий для школьников с использованием системы дидактических средств пожарно-спасательной тематики. Проект пожарно-спасательного колледжа – проект, действующий в интересах города, преодолевающий межведомственные барьеры, он основан на системном подходе к организации мероприятий по профилактике пожарной безопасности и формированию умений грамотного поведения в ЧС. Кроме того, специалисты колледжа убеждены, что использование кадрового потенциала и материальных ресурсов МЧС России, ГУ МЧС России и технического пожарно-спасательного колледжа №57, усиленного совместной инновационной деятельностью отраслевых и педагогических колледжей, учреждений дошкольного и общего образования, позволит осуществить профилактику пожарной безопасности и сформировать умения грамотного поведения в ЧС у нового поколения обучающихся учреждений столичного образования.Одно из значимых направлений социально-экономического развития столичного региона – профессиональное обучение взрослого населения, что отвечает тренду современности – непрерывному образованию в течение всей жизни. Показателен в этом направлении инновационный проект колледжа городского хозяйства №64 «Модель повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий по направлениям, подведомственным Ростехнадзору» (в соответствии с созданием программ переквалификации взрослого населения). Этот инновационный проект нацелен на развитие системы непрерывного профессионального образования и обучения взрослого населения посредством внедрения модели повышения квалификации и переподготовки кадрового потенциала наукоемких предприятий, в том числе подведомственных Ростехнадзору, по профессиям, перспективным и наиболее востребованным экономикой Москвы. Колледж в рамках проектной деятельности планирует разработать не менее 30 программ дополнительного профессионального образования для системы непрерывного профессионального образования населения (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) по таким профессиям. Проектирование результатов инновационной деятельности ГИП связано с созданием Центра по предаттестационной подготовке, переподготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Москвы, с выделением необходимых площадей и материально-технических ресурсов для оптимизации и повышения качества образовательного процесса при подготовке работников по профессиям и специальностям, поднадзорным Ростехнадзору. Разработки специалистов колледжа городского хозяйства №64 направлены на внедрение программ дистанционного обучения для индивидуального обучения на дому лиц с ограниченной подвижностью, а также на внедрение электронных учебников с использованием Smart-технологий для изучения лифтового оборудования, системы ГЛОНАСС. Колледж готов внести предложения в нормативно-правовые акты по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования города в части создания условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору города Москвы, внедрить систему критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества профессиональной подготовки и повышения квалификации обучающихся из числа взрослого населения и маломобильных групп населения в Москве.Краткий обзор трех направлений инновационных проектов колледжей позволяет увидеть «планов громадье» и их значимый ресурс для развития образования и экономики города. Фазы проектирования, разработки, согласования и утверждения планов уже позади. Сейчас разработчики и исполнители проектов находятся в жаркой поре созидания, творчества, выполнения поставленных задач, преодоления противоречий и проблем, споров, бесконечного научного рефлексирования, без которого невозможно движение вперед, к «образу инновационного будущего».Инновационный ресурс у московских колледжей есть. Наступит завтра, и мы с уверенностью сможем сказать: «ГИП-ГИП – ура!» Потому что у всех образовательных инноваций есть главная сторона – труд учить и труд учиться! Учитель и ученик – главные участники инновационных процессов. Именно они определяют лик современной образовательной инноватики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте