search
main
0

Герой, склоняемый по падежам Литературные приемы, развивающие грамотность

Интегрированный урок чтения и русского языка на тему “Изменение имен существительных по падежам”. Литературные сказки. (2-й класс (1-3), 3-й класс (1-4))

Цели:
На основе литературного материала повторить склонение имен существительных; закрепить умение определять падежи у имен существительных; повторить понятие текста и предложения.
В занимательной форме обобщить знания детей по изученным произведениям; вызвать интерес к творчеству русских классиков, внимание к литературному слову, особенностям литературного языка писателей, приемам сказочного жанра. Провести различие между литературными и народными сказками.
Развивать познавательную активность учеников на уроке, воображение, языковое чутье.
Воспитывать сопереживание за товарищей в коллективной учебной игре.
Ход урока
Организационный момент.
Чистописание.

С помощью волшебной палочки-карандаша превратите буквы в сказочных героев, сказочные предметы (например: Ф – в золотой ключик, Р – в аленький цветочек, О – в воробьишко и т.п.)
Лексико-орфографическая работа
Петушок, Буратино, воробьишко, Баба-Яга, Карабас Барабас, заяц.
Разделите слова на 2 группы. Объясните, как и почему вы это сделали.
Подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Повторение пройденного
Сейчас мы будем склонять имя существительное, а для этого нам надо повторить падежи и вопросы к ним.
Просклоняем существительное ГРАЧ.
Речевая работа
Как вы понимаете выражение “склонять по всем падежам”? Что оно обозначает? Кого или что могут склонять по всем падежам?
Вы читали сказку “Бременские музыканты”. Чьи имена склоняют в сказке по всем падежам? За что?
(Ребята инсценируют отрывок из сказки “Бременские музыканты”)
Закрепление пройденного
(На доске написан текст без знаков препинания)
Осел раст…нулся во дв…ре на сене с…бака ул…глась перед дверью кот св…рнулся клубком на п…чи п…тух взобрался на в…рота потушили они огонь в доме и заснули а разбойники с…дят в л…су и смотрят из чащи на свой дом.
Прочитайте. Из какой части сказки взят этот кусочек?
Чего не хватает, чтобы из этих слов получился текст? Чем текст отличается от отдельных предложений?
Расставьте знаки препинания.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу (главные члены предложения). Из последнего предложения выпишите словосочетания.
Викторина “Долго сказка сказывалась” (по литературным сказкам)
(Для проведения викторины класс делится на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана. Викторину судит жюри).

Задание 1: Из какой сказки этот отрывок? Кто ее автор?
Для 1-й команды: Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
(Д.Н.Мамин-Сибиряк. “Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”)
Для 2-й команды: В лесу светло, птицы поют, и шумят, шумят листья на деревах.
У петушков дух захватило. Хлопнули они золотыми крылышками и запели – кукареку! С радости.
А потом полетели за дремучий лес на чистое поле, подальше от Бабы-Яги.
(А.Н.Толстой. “Петушки”)
Для 3-й команды: Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел, да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут.
(А.М.Горький “Воробьишко”)

Задание 2: Кто быстрее найдет и прочитает ответ на вопрос к сказкам.
N1: “Аленький цветочек” – Каким богатством обладал купец?
N2: “Конек-Горбунок” – Как описано в сказке Чудо-юдо рыба-кит?
N3: “Буратино” – Как встретили Буратино обитатели болота?

Задание 3: Объясните следующие крылатые выражения:
N1: “А воз и ныне там”.
N2: Вперед чужой беде не смейся, голубок!”.
N3: “Собака на сене”.
Дополнительный вопрос: Какие крылатые выражения, пословицы вы помните из сказок, которые мы читали?

Задание 4: (Выбрать по 1 художнику от команды). Опишите и нарисуйте героя сказки. Какая у него внешность? Какой характер? (Словесное описание героя готовит вся команда).
Для 1-й команды: черепаха Тортила из сказки А.Н.Толстого “Буратино”.
Для 2-й команды: воробьишко Пудик из сказки А.М.Горького “Воробьишко”.
Для 3-й команды: храбрый заяц из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”.

Задание 5: От кого могли прийти эти телеграммы?
N1: “Государь ты мой, батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных”.
N2: “Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал. Помогите!”
N3: “Коли хочешь
ты жениться
И красавцем учиниться, –
Ты без платья, налегке,
искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!”

Задание 6: Соедините стрелками на доске …
N1: героев одной сказки
ОСЕЛ ИВАН
КОНЕК-ГОРБУНОК ЗАЯЦ
ВОЛК СОБАКА

N2: имена и отчества с фамилиями писателей
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
ПЕТР ПАВЛОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК
ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ ЕРШОВ

N3: героев с их именами
ВОРОБЬИШКО ТОРТИЛА
КРЫСА ПУДИК
ЧЕРЕПАХА ШУШАРА

Задание 7 (дополнительное): Продолжите сказку.
N1: Какие приключения произошли с Иваном в сказке “Конек-Горбунок”?
N2: Чем заканчивается сказка “Аленький цветочек”? Как чудовище превратилось в человека?
N3: Чем заканчивается сказка “Золотой ключик”? Что отпирал золотой ключик?

Подведение итогов викторины. Награждение победителей
Закрепление
Сказки вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете падежи имен существительных. Запишите в столбик словосочетания, обозначьте над каждым именем существительным падеж.
Поклонилась отцу, зайчика боялся, сидит на земле, глядела на луну, стукнул дубиной, на берегу реки.
Подведение итогов урока
Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
Какое сказочное число постоянно присутствовало на уроке?
Домашнее задание
На уроке мы вспоминали литературные сказки. Чем литературная сказка отличается от народной?
Дома каждому из вас предстоит стать писателем, сочинить свою или обработать народную сказку.

Эльвира СПИРОВА,
учитель начальных классов
средней школы N 242
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте