search
main
0

Геодезисты нужны. А учителя и воспитатели?

​Самым острым вопросом, который вынесли на заседание коллегии, стало подведение итогов выполнения контрольных цифр приема в государственные образовательные учреждения Московской области и результаты трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений Московской области в 2010 году. Вместе со специалистами из сферы образования его решали министр экономики региона Вячеслав Крымов, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Московской области Леонид Третяк, начальник управления комплексного анализа и программного обеспечения регионального Министерства промышленности и науки Московской области Александр Мартынов, а также представители министерств культуры, финансов, сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, строительства и Комитета по спорту, туризму и работе с молодежью.

Экономический кризис обострил проблему трудоустройства выпускников. Сегодня они должны не просто устраиваться на работу, а на конкурентной основе предлагать свою рабочую силу, цена которой зависит от многих слагаемых рынка, но при отсутствии опыта даже самый способный выпускник может проиграть и остаться невостребованным. Это потребовало создания системы мер содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.В условиях модернизации региональных систем профессионального образования возросла необходимость повышения ее соответствия потребностям региональных рынков труда и целям модернизации промышленности.Обеспечение экономики и промышленности региона квалифицированными кадрами, а также развитие региональной образовательной системы профессионального образования находятся не только в зоне ответственности органов исполнительной власти субъекта РФ, но и в первую очередь муниципалитетов и работодателей.Кто дает разрешение на открытие образовательных учреждений профессионального образования, их филиалов на территории муниципального образования? Местные органы исполнительной власти. Возникает вопрос: чем руководствовались органы местной власти в Краснознаменске, где всего 4 общеобразовательные школы, открывая на своей территории 5 учреждений высшего профессионального образования? Учитывались ли результаты трудоустройства и потребности региональной экономики муниципальными органами власти тех территорий, где открыто более 7 вузов и их филиалов: Сергиево-Посадский муниципальный район – 22 учреждения профобразования, из них 8 вузов, городской округ Серпухов – 20 учреждений, из них 11 вузов, Дмитровский муниципальный район – 18, из них 11 вузов, городской округ Жуковский – 12, из них 8 вузов.Кто участвует в лицензировании и аккредитации образовательных программ профессионального образования учреждений, расположенных на территории Московской области? Лицензирование и аккредитация проводятся с участием и муниципальной власти, и Министерства образования Московской области.Разработка новых образовательных стандартов начального, среднего, высшего профессионального образования предполагает обязательное и заинтересованное участие работодателей с точки зрения содержания и качества подготовки специалиста.Более того, предложения по контрольным цифрам приема на подготовку специалистов профессионального образования должны быть согласованы с Министерством образования и Комитетом по труду и занятости населения Московской области с целью учета потребностей регионального рынка труда, демографических тенденций, а также исключения подготовки кадров по непрофильным для учреждения специальностям.Обязательно информирование абитуриентов при поступлении в учреждения профессионального образования всех уровней о трудоустройстве по выбранной ими профессии выпускников предшествующих годов.Хочу подчеркнуть, что решать задачи модернизации региональной системы профессионального образования, трудоустройства выпускников возможно только совместными усилиями на региональном и муниципальном уровне.В настоящее время подготовку профессиональных кадров на территории Московской области осуществляют 377 учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.Сеть учреждений высшего профессионального образования на территории Московской области представлена 176 образовательными учреждениями (с учетом филиалов) в 27 муниципальных образованиях Московской области, из них федеральных – 29 вузов и 53 филиала; областных – 7 вузов и 4 филиала; негосударственных – 28 вузов и 50 филиалов; муниципальных – 1 вуз.Это свидетельствует, что Московская область располагает развитой системой профессионального образования и существует высокая конкуренция среди выпускников вузов на рынке труда. В то же время следует дать ответ на вопрос, а решает ли существующая региональная система профессионального образования задачи подготовки высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей социально-экономического развития нашего региона? В рамках программы антикризисных мер Правительства РФ в Московской области организован ежемесячный мониторинг риска нетрудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней независимо от ведомственной принадлежности.Во исполнение письма губернатора Московской области появились муниципальные координаторы по вопросам содействия трудоустройству выпускников начального, среднего, высшего профессионального образования федерального и регионального подчинения, а также негосударственных учреждений профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования.Для информационного сопровождения федерального мониторинга трудоустройства создан региональный центр на базе Московского государственного областного университета и разработана программа сбора и обработки данных мониторинга.Выпуск 2010 года учреждений профессионального образования, расположенных на территории Московской области, составил 43797 человек, из них выпускников ВПО – 20291 человек, СПО – 12384 человека, НПО – 11122 человека.Мониторинг показывает, что проблема трудоустройства выпускников отсутствует по специальностям, востребованным на рынке труда Московской области. Это геодезия и землеустройство; химическая и биотехнологии; информационная безопасность; авиационная и ракетно-космическая техника; оружие и система вооружения; транспортные средства; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; воспроизводство и переработка лесных ресурсов.Специальности технического профиля необходимы для инновационного сектора экономики. Именно на них нужно ориентироваться при открытии новых специальностей.Учреждения высшего профессионального образования, подведомственные Министерству образования Московской области, выпустили в 2010 году 3523 человека. Трудоустроены 1772, что составляет 50 процентов от их общего числа. Из них 1368 человек устроились на работу по специальности. Не определился до сих пор 401 выпускник. Остальные: продолжили обучение в вузах и аспирантуре – 650 человек, призваны в армию – 476, ушли в отпуск по уходу за ребенком – 180 человек. 1243 выпускника (70 процентов от всех трудоустроенных выпускников) устроились на работу в организации и на предприятия Московской области.Необходимо отметить эффективную работу Московского государственного областного гуманитарного института по трудоустройству выпускников – трудоустроено 100 процентов выпускников (363 человека).Высокий результат трудоустройства и в других подведомственных вузах. В Международном университете природы, общества и человека «Дубна» трудоустроены 94,1 процента выпускников (897 человек), в Московском государственном областном университете – 84 процента (1119 человек), в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте количество трудоустроенных выпускников составляет 82,5 процента (631 человек).Важным рычагом помощи в содействии трудоустройству выпускников служит заключение договоров на трудоустройство.Актуальной и острой остается проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования педагогических специальностей.Основным источником появления рабочих мест для молодых педагогов являются скрытые вакансии в школах. Для их выявления муниципальные органы управления образованием проводят анализ движения педагогических кадров, мониторинги. Министерство образования Московской области провело собеседование с руководителями муниципальных органов управления образованием по вопросам обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами и содействия трудоустройству выпускников 2010 года государственных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования Московской области.В собеседовании приняли участие начальники муниципальных органов управления образованием и представители областных образовательных учреждений профессионального образования, готовящих специалистов педагогических специальностей. В рамках собеседования определены ключевые задачи на 2010 год:- обновление педагогических кадров, в первую очередь за счет выпускников областных вузов и педколледжей;- перспективное прогнозирование потребности в педагогических кадрах и направление на учебу по педагогическим специальностям выпускников школ по целевому набору.Из общего количества трудоустроенных выпускников педагогических специальностей областных учреждений высшего профессионального образования (1166 человек) приступили к работе по педагогической специальности 633 человека, что составляет 55 процентов.Из общего количества трудоустроенных выпускников 2010 года областных педагогических колледжей (308 человек) приступили к работе по педагогической специальности 215. 848 выпускников областных учреждений профессионального образования пошли работать по педагогическим специальностям.Мониторинг перспективной потребности в педагогических кадрах в муниципальных образовательных учреждениях Московской области до 2014 года, проведенный Министерством образования Московской области совместно с муниципальными органами управления образованием, показал, что потребность имеется и ежегодно составляет около 800 человек.В Московской области с начала учебного года к работе приступили 670 молодых педагогов. Из них 440 учителей – выпускники областных учреждений профессионального образования. Остальные вакансии заполнены выпускниками педагогических учреждений профессионального образования других регионов. В школы Московской области в 2010 году трудоустроились 230 выпускников из 97 учреждений иной региональной принадлежности: из педагогических колледжей Москвы 24 педагога, из Московского педагогического государственного университета 34 педагога, по 1-2 учителя из Волгоградского государственного педагогического университета, Мордовского государственного педагогического университета, Тамбовского, Саратовского, Красноярского. Одна из эффективных форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и государственных образовательных учреждений профессионального образования – это целевые наборы. Министерство образования Московской области в этом году выделило до 50 процентов бюджетных мест на целевой прием.На данный момент крайне важной остается проблема закрепления молодых специалистов по месту работы и разработки механизма отслеживания достоверных данных по трудоустройству. Правительством Московской области принят ряд мер по материальной и социальной поддержке молодого педагога, создаются условия для повышения квалификации, развития профессиональной компетентности. Эффективной мерой закрепления педагогических кадров и повышения социальной защищенности работников образовательных учреждений являются выплаты единовременных пособий выпускникам педагогических образовательных учреждений Подмосковья. Многое делается и в муниципальных образованиях области. Например, в городском округе Юбилейный по решению Совета депутатов учителям выделяется жилье по социальному найму, детям учителей предоставляются места в детском саду вне очереди с 50-процентной оплатой, молодым педагогам производятся дополнительные выплаты в размере 5 тысяч рублей ежемесячно. В городском округе Ивантеевка молодым учителям предоставляют общежитие, работает учительский клуб «Экос». В Сергиево-Посадском муниципальном районе молодым учителям ежегодно доплачивают 15 тысяч рублей, вне очереди предоставляют места в дошкольные учреждения, создан клуб молодых учителей.В каждом образовательном учреждении профессионального образования созданы отделы и центры содействия трудоустройству выпускников. В обязанности центров входит послевузовское сопровождение выпускников; кураторы выпускных групп выезжают на места работы; факультеты и кафедры в течение 3 лет поддерживают постоянный контакт с каждым выпускником; обеспечиваются необходимая методическая помощь и профессиональные консультации; отслеживается и анализируется закрепление выпускников по месту их направления.Любовь СУЗДАЛЬЦЕВА, заместитель министра образования правительства Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте