search
main
0

Гении в пеленках требуют особого внимания

Николай ВЕРАКСА, доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета:

– Дошкольные образовательные учреждения нынче обладают большими возможностями для поддержки интеллектуального развития ребенка. Однако ДОУ с приоритетом познавательного развития детей в системе образования, очевидно, недостаточно. Вместе с тем такие учреждения пользуются большим спросом у родителей, поскольку интеллектуальное развитие ребенка сегодня в нашей стране и за рубежом стало приоритетной ценностью и предметом национальной политики многих стран мира.

Образовательная работа, направленная на поддержку интеллектуального развития детей дошкольного возраста, – чрезвычайно сложное и ответственное государственное дело. Она требует, с одной стороны, специальной подготовки педагогов, которые должны также обладать высоким уровнем познавательного развития, а с другой, – знаний и умений для использования соответствующих методик и технологий.

Поддержка интеллектуального развития требует глубокого анализа общего хода психического развития ребенка. Даже если мы объявляем интеллектуальное развитие ценностью, в первую очередь нужно помнить о том, что главная задача образовательной работы – развитие познавательного интереса ребенка. Другими словами, интеллект ребенка должен быть направлен на познание окружающего мира, а не на ориентацию и получение соответствующего социального статуса (например, статуса отличника в школе). В противном случае достигается обратный эффект – уже до школы дети начинают опасаться неуспешности в учебе и демонстрируют симптомы невротического поведения: нарушение сна, снижение общей продуктивности деятельности, снижение самооценки и мотивации, появление страхов. Вместе с тем дети, у которых отмечается высокий уровень интеллектуального развития, при условии продуманной организации образовательной работы в ДОУ, наоборот, демонстрируют высокий уровень готовности поступления в школу, желание узнать много нового и реализовать себя в познавательной деятельности.

Одна из проблем связана с оценкой качества дошкольного образования. Главная сложность тут заключается в том, чтобы найти такие критерии, которые позволили бы относительно просто и вместе с тем убедительно предъявить и родителям, и школе эффективность деятельности ДОУ в плане поддержки интеллектуального развития воспитанников. Нам необходимо разработать единые критерии оценки качества дошкольного образования.

Педагоги-дошкольники и ученые считают необходимым разработать программу, направленную на поддержку интеллектуального развития детей в условиях пребывания в ДОУ разного типа, программу поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ по состоянию здоровья или развития, в том числе средствами дистанционного образования, специальную программу повышения квалификации кадров для обеспечения эффективной поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Нам предстоит раскрыть роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста в едином процессе становления детской психики и разработать рекомендации по созданию гармоничной образовательной среды в условиях ДОУ, создать сеть ДОУ для анализа влияния различных факторов на эффективность образовательной работы, направленной на поддержку интеллектуального развития детей дошкольного возраста, организовать систему мероприятий по ознакомлению учителей начальной школы с особенностями работы с детьми в условиях ДОУ для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Целесообразно, на мой взгляд, было бы провести исследования, необходимые для изучения влияния различных образовательных программ городской системы дошкольного образования на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Думаю, нам нужна городская программа, цель которой – оптимизация условий развития умственно одаренных детей дошкольного возраста как интеллектуального потенциала нации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте