search
main
0

Гении и их творцы

Интенсив vs аврал

В феврале 2023 года в Москве стартовал пилотный проект: во многих школах появились практикумы по подготовке к ЕГЭ. Расписание уроков для каждого ученика 11‑го класса стало, по сути, индивидуальным, включающим кроме ряда привычных классных занятий по обязательным и профильным предметам практикумы по выбору, причем в группах, сформированных из всей параллели.

 

Многие факторы работали на успешность проекта и на конечный результат – успех ученика. За счет уменьшения с февраля числа изучаемых предметов практикумы вошли в основное расписание и стали его доминантой. Количество учебных часов при этом не увеличилось, нагрузка, соответственно, тоже, вечернее время для самоподготовки и отдыха оставалось, что уже хорошо. У учителя-предметника, кроме русиста и математика, появилась возможность поработать с группой по-настоящему мотивированных учеников, знающих предмет и нацеленных на высокие результаты. Ученики в такой группе белой вороной, как в классе, себя не чувствовали, да и учеба в группе равных по знаниям была психологически комфортной и наиболее продуктивной. Получился своего рода четырехмесячный интенсив по подготовке к ЕГЭ, призванный заменить платные курсы или репетиторов.

Сразу скажу, что ничего против преподавателей онлайн-курсов или репетиторов не имею, многие из них талантливо и качественно работают, имеют высокие результаты и ведут счет, как и мы, учителя, своим стобалльникам. Я против другого, а именно безоговорочного присвоения себе ради рекламы всех заслуг. Это не ваши, уважаемые репетиторы, 100 баллов и даже не мои как учителя. Да, мы сделали свою работу, дали все, что могли, и нашелся талантливейший ученик, умеющий взять, присвоить, полюбить и в нужный момент применить то, что мы дали. Это его, гения, 100 баллов, его заслуга, его труд и мука. И еще я против аврала, цейтнота и стресса, против эмоциональных мучений, тотальной усталости и вечного недовольства собой, которые я наблюдаю из года в год у лучших, самых ответственных и знающих своих выпускников в последние месяцы перед ЕГЭ. Таким всегда мало, поэтому они заняты и в школе, и на онлайн-курсах или с репетитором и везде должны успевать, рискуя здоровьем. Может быть, еще поэтому практикумы в школе необходимы. По крайней мере, уровень тревожности упадет.

А тревожность всегда усиливалась, соседствуя с убежденностью общественности, что, мол, школа (или конкретный учитель) к ЕГЭ не готовит, а если готовит, то недостаточно. Меня всегда удивляла и даже обижала такая позиция. Разве уроки по программе базового или профильного предмета ничего не значат? Разве знания, собиравшиеся по кирпичику изо дня в день, от урока к уроку, не становятся фундаментом, необходимым для ЕГЭ? Разве практические навыки, развиваемые на уроках годами, недостаточны? Неужели уподобиться дрессировщику и натаскивать на выполнение заданий в формате ЕГЭ? Хорошо, можно, если это ЕГЭ по русскому, который сдают всем классом, где все структурировано, регламентировано, подчинено алгоритму выполнения задания. А как быть с ЕГЭ по литературе? Как готовить на обычном уроке тех немногих отважных, выбравших экзамен по литературе? Это же неимоверный перечень прочитанных текстов, знание наизусть, годами вырабатываемое умение анализировать и сопоставлять произведения, годами оттачиваемый навык писать сочинения. На последние вопросы, думаю, не только у меня долго не было ответов.

Ответы пришли в процессе подготовки к практикуму по литературе, который я взялась вести. Кстати, литература как основной (3 часа) или профильный (5 часов) предмет во всех классах осталась до конца мая. В нашей школе на практикум по литературе отвели 4 часа в неделю. Получается, в течение 4 месяцев у ребят был настоящий литературный пир: 7-9 часов в неделю. За это время, согласитесь, можно по-настоящему подготовиться: и изучить новую программу второй половины XX века на уроках литературы, и повторить произведения прошлых лет, обобщить знания по теории литературы для решения тестовой части, отточить до автоматизма навыки написания сочинения на практикуме. Результат экзамена был тоже достойный: никто не пожаловался на трудный вариант, все постарались выполнить задания по максимуму. Есть даже стобалльница! Она, конечно, гений!

 

Жанна ХАКИМОВАучитель русского языка и литературы школы 1273, кандидат педагогических наук

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте