Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Теория и практика

Генетика и школа

УГ - Москва, №35 от 01 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Маленькими шагами в большое будущее

В современных условиях очень важно знание генетики. Все чаще мы встречаемся с наследственными заболеваниями, с молекулярно-биологическими методами исследования, с генно-модифицированными организмами в сельском хозяйстве. Президент России поручил разработать отдельные курсы и модули по генетике для образовательных организаций, создать учебные программы «для общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования».
Мир вокруг нас

В школе №1213 начиная с дошкольного возраста уделяется особое внимание пониманию роли генетики. Для этого нами были созданы дополнительные кружки естественно-научной направленности «Занимательная химия», «Юный исследователь», «Мир вокруг нас». На этих курсах дошкольники знакомятся с понятиями наследственности и изменчивости организмов, учатся работать с микроскопом, пробирками, пипетками, чашкой Петри.

Для учеников начальной, средней и старшей школы в нашем комплексе дополнительно к школьному курсу биологии и химии созданы такие кружки, как «Мир наук», «Химическая лаборатория», «Химия вокруг нас», «Юный биолог», «Юный исследователь для школьников», «Экология и человек». В планах на будущий учебный год создание кружков дополнительного образования «Занимательная генетика», «За страницами биологии» и «Экомаршруты в мир биологии», на которых ученики узнают многое про мир живых организмов, откроют для себя интересные факты о растениях и животных, ознакомятся с актуальными направлениями современной науки, смогут разгадать тайны генетики, потренироваться в решении генетических задач и узнают, как гены управляют нашим организмом. Именно в начальной школе закладывается фундамент для изучения естественных наук в основной школе, интерес детей к познанию мира. И нашими учителями через проектную деятельность и секции дополнительного образования удалось качественно изменить преподавание раздела «Окружающий мир», сделать его насыщенным интересной информацией. Выполняя учебный проект, наши самые юные ученики постигают навыки научно-исследовательской деятельности, у них формируется познавательный интерес к выбранному предмету.

Не только теория, но и практика

Задача нашего комплекса – сделать курсы дополнительного образования более практико-ориентированными, показать связь между нашей повседневной жизнью и фундаментальными генетическими закономерностями. При разработке курсов дополнительного образования нами учитывается тот факт, что дети получат не только теоретическую подготовку, но и смогут на практике работать с оборудованием. Также через проектную деятельность ученики нашей школы узнают о вредных и полезных мутациях, о генотипе человека, о проблемах и перспективах искусственных органов, о наследовании признака дальтонизма человеком, о наследственных заболеваниях, об окружающем нас мире и факторах биотической природы, влияющих на генотип человека.

Главной задачей естественно-научного образования в нашем комплексе является обеспечение школьникам условий для освоения не только основ, но и перспектив тех знаний, которые накоплены и ежедневно пополняются науками о мире и Земле в целом. Поэтому обучение, воспитание и развитие детей нашего комплекса проходят не только через освоение дисциплин естественно-научного цикла, но и через успешную реализацию кружков и секций дополнительного образования. Наши учителя используют как принятые словесные методы обучения, так и практические способы освоения полученной информации. Проведение учебных экспериментов, моделирование, построение графиков, составление аналитических таблиц стимулируют чувственное познание и стремление к познанию большего.

Уже с дошкольного возраста наши юные исследователи знают, что такое наследственность, как она влияет на состояние и поведение человека, знают, что гены и среда – напарники, которые всегда вместе оказывают влияние на человека, на его внутреннее и внешнее состояние. Переходя в начальную школу, дети нашего комплекса с головой окунаются в понимание индивидуальных различий между людьми, знакомятся с понятием «поведенческая генетика» и далее пополняют свои знания в области естественно-научного направления, посещая кружки дополнительного образования комплекса. Наша задача – вовлечь всех участников образовательного процесса в столь увлекательный, загадочный и не до конца исследованный мир генетики.
Выполняя задачу, поставленную Президентом РФ, учащиеся средней и старшей школы нашего комплекса через проектную деятельность изучают генетику, узнают, как наследуются сцепленные гены, каковы генетические формирования пола, рассматривают человека как объект генетического исследования. А результатом освоения школьного курса естественно-научных предметов вместе с занятиями дополнительного образования является то, что выпускники школы №1213 поступают в лучшие вузы нашей страны, чтобы продолжать изучать естественные науки, и в частности генетику, и становятся первоклассными специалистами в области химии, биологии, фармакологии и других естественно-научных направлений.

Юлия ЛЕМЕШЕВА, воспитатель школы №1213


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt