Как сделать уроки интересными? Как избавить ученика от страха перед необходимостью ответа? Как помочь быть самим собой? Как поверить в себя? Как прийти к творчеству на уроке? Да и возможно ли все это? Возможно! Если использовать в работе учителя методы и приемы театральной педагогики.
В России театральной педагогике учат в нескольких учебных заведениях, в том числе в МПГУ на магистерской программе «Театральная педагогика и режиссура образовательного пространства». Это первый подобный курс, собравший актеров, режиссеров, журналистов и педагогов, объединенных желанием сделать отечественное образование лучше, добрее и интереснее. Мне посчастливилось попасть в этот круг избранных, и я хочу поделиться опытом использования методик и приемов театральной педагогики в работе учителя и классного руководителя.
Песня о Соколе
Мизансцена урока необычна: парты сдвинуты по периметру класса, стулья поставлены в круг. Для подготовки учеников к восприятию провожу игру «Это я!». Она заключается в том, что происходит эмоциональное подключение учеников к теме урока. Учитель говорит некое утверждение, а те, кого это касается, встают со стула и меняются местами с товарищами, которые тоже встали.
Выдвигаемые утверждения сначала просты и касаются каждого, потом усложняются и становятся более дифференцированными: «Я учусь в восьмом классе», «Я люблю читать», «Я читал произведения Максима Горького» и так далее.
Предлагаю закрыть глаза и представить себе образ, возникший после прослушивания текста. Пока ребята представляют себе некий образ, раскладываю метафорические карты. Прошу открыть глаза, подойти к столу выбрать ту карту, которая ассоциируется с содержанием или героями произведения. После этого прошу каждого рассказать о причине своего выбора. Что увидели на карте? Все внимательно слушают ответы друг друга, потому что подобная работа с ними проводится впервые, и это не просто интересно и необычно, но и дает возможность по-новому раскрыться ребенку. Ведь здесь нет правильных или неправильных ответов, каждый прав в своих ощущениях и чувствах.
Прошу ребят объединиться в группы с теми, у кого похожее восприятие текста и метафорические карты тоже сочетаются друг с другом. В группе они могут обсудить, почему им кажется, что их идеи совпадают.
Далее группы работают с текстом. Им предлагается составить живую картину, показывающую какой-то эпизод действия. Зрителям надо не просто угадать фрагмент, но и подкрепить свое мнение чтением текста.
Ребятам нравится необычный урок, идею произведения они прочувствовали.
Перед экзаменами
Конечно, родители и учителя ждут от ребят высоких результатов на экзамене. А что при этом чувствуют дети? Каково это – соответствовать высоким ожиданиям? Они чувствуют страх от ответственности и неизвестности, ведь девятиклассники не сдавали экзамены и не знают, чего ждать от себя и от окружающих, даже если старательно готовятся. Задача классного руководителя – помочь справиться с эмоциональным напряжением и трансформировать его в продуктивные действия при подготовке и сдаче экзамена.
Прошу учеников нарисовать на листе бумаги воздушный шар. Можно поговорить о полете и ощущениях от него. Далее, когда рисунок готов и создано нужное настроение, прошу ребят написать на оболочке шара, что поднимает их в полет и помогает лететь. Обычно пишут: «дружба», «семья», «упорство», «труд», «мечта», «уважение», «поддержка», «искренность», «спорт», «помощь», «книги», «работа», «взаимопонимание». Предлагаю подумать, что мешает полету и тянет к земле. И здесь появляется балласт в виде лени, безответственности, непонимания, страха не оправдать ожидания. Очень важно, что ребята сами называют те причины, по которым они не могут полноценно готовиться к экзаменам, они их осознают и формулируют.
В эту работу были включены и родители учеников. Ребята расспрашивали взрослых о том, какие забавные истории происходили с ними во время экзаменов, какие случались конфузы, везло им или нет. Задачей было сблизить учеников разных лет и показать, что все проходят через экзамены, все преодолимо. И самое важное – всем было страшно. Не все родители захотели делиться своими историями, но несколько случаев были рассказаны, и дети с удовольствием говорили о них между собой.
Классный час подводит итог всей работы. Очень важен был настрой, с которым учитель и ребята подошли к этому дню: искренность, понимание того, что все скоро закончится, и закончится хорошо.
Отодвигаем парты по периметру класса и ставим стулья в круг. Здесь все равны, и положение «учитель – ученик» не нужно. Разминаемся на игре «Это я!». Надо добиться подключения всех участников, поэтому вопросы идут по нарастающей – от нейтральных до самых эмоционально напряженных: «Я учусь в девятом классе», «Я читаю книги», «Я решаю тесты», «Я самостоятельно готовлюсь к экзаменам», «Я буду читать летом «Войну и мир», «Я поеду летом отдыхать», «Я боюсь экзамена», «Я не боюсь экзамена», «Я сдам экзамен хорошо». Ключевыми фразами, объясняющими многое, стали: «Мои родители были отличниками» и «Родители ждут от меня только пятерок». Ребята менялись местами, неловко улыбаясь, будто признались в чем-то тайном. Многие родители переложили на детей свои завышенные ожидания и страх неудачи. Страх не соответствовать ожиданиям семьи. Несомненно, это удваивает ответственность ребенка.
Сидя в кругу, закрываем глаза и представляем себе ассоциацию со словом «экзамен». Подходим к столу, где разложены ассоциативные карты, и выбираем ту, которая соответствует ассоциации. Вернувшись в круг, по очереди называем одно-два слова, называющие наши чувства. После предлагаю объединиться в группы по три-четыре человека тех, у кого схожие ощущения. Следующее задание – изобразить эмоцию, которая объединяет группу, зрители угадывают. Смех сопровождает выполнение этого задания, что и было нашей задачей: уметь посмеяться над своими страхами и понять, что все люди проходят через подобные испытания.
В качестве рефлексии предлагается вернуться в круг и, перебрасывая мяч (специальный мягкий мяч театрального педагога), назвать одно слово, которое покажет, что будет после экзаменов. Ребята с улыбкой называли: «свобода», «море», «легкость», «счастье», «удовольствие».
Ушли они из класса с улыбками, быстро расставив стулья и переговариваясь о чем-то веселом. Я поняла в этот момент, что справилась со своей задачей, длительная работа прошла не зря. Экзамены они и правда сдали хорошо.
Коллектив
Очень важно осознавать себя как часть единого целого. Помогает игра, она пришла к нам от немецких театральных педагогов и сразу полюбилась и взрослым, и детям.
Для игры «Бумажное существо» понадобятся по три листа газеты на каждого участника и бумажный скотч (можно один на всех). У участников по три газетных листа. Просим один лист порвать на полоски, второй скомкать, а третий сложить любым способом (важно, что делать это надо самостоятельно и абсолютно произвольно). Первое задание: собрать из всех полученных деталей бумажное существо, дать ему имя и рассказать, где оно живет, как двигается, какие звуки издает. Пока участники игры выполняют задание, на площадке царит тишина. Каждый рассказывает о своем творении и показывает, как оно двигается, какие звуки издает или не издает, где живет. Получается, что произошел акт творения, когда неживое существо наделяется чертами живого, то есть ему дали душу, создали его мир.
Следующий этап требует объединиться по три-четыре человека в группы и собрать из уже имеющихся новое существо, наделив его новыми именем и повадками. Суть в том, что надо отказаться от своего индивидуального творения и пожертвовать тем, что было дорого, ведь многие наделяли бумажное существо важными для себя свойствами и качествами. Переступив через внутреннее сопротивление, ребята создают в группах новое существо и рассказывают классу о его особенностях. Это всегда вызывает неподдельный интерес, потому что существа бывают совершенно фантастическими или, наоборот, жизненными, но раскрывающими особенности характера создателей.
Ребятам предлагается из всех прежних существ собрать одно новое, общее. Принцип тот же: имя, характер, место обитания. Конечно, это неожиданно, но проходит весело. Здесь явно выделяются лидеры, сохраняющие свое в общем создании, и те, кто готов для общего дела уступить, пожертвовать своим личным. Это очень важное качество и умение для коллективной работы.
Обычно бумажное существо еще долго живет на шкафу в классе и напоминает о совместном творчестве, вызывая улыбки учеников.
В работе с детьми не бывает раз и навсегда застывших испытанных приемов. Надо пробовать новое, не бояться экспериментировать. И дети будут благодарны учителю за смелость, искренность и любовь.
Елена АНТОНОВА, учитель русского языка и литературы академической школы №1534
Комментарии