Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Где родился, там и пригодился. Агрошкола как фактор патриотического воспитания

Учительская газета, №47 от 19 ноября 2013. Читать номер
Автор:

Кто-то ищет счастье за тридевять земель, уезжает от своих корней в крупные города, а то и вовсе за границу. А для Изольды Иннокентьевны Стручковой, директора малокомплектной Урасалахской средней школы, нет ничего милее родного дома и родного села Сутуруоха, что в Абыйском улусе Республики Саха (Якутия). Вся жизнь ее связана с родным селом. Окончив в 1991 году факультет иностранных языков Якутского государственного университета, она вернулась в школу, в которой училась, преподавать немецкий язык.

– Наверное, вы меня не сможете понять, но я никогда бы не смогла уехать из своего родного села. Конечно, бытовых трудностей хватает, да и холод лютый, мы же живем в условиях Крайнего Севера. Зато какие просторы, рядом река, и все такое родное, любимое, ни за какое благо и ни за какие деньги не смогла бы это покинуть, – признается Изольда Иннокентьевна. – И кстати, многие мои ученики, побывав в разных городах, увидев комфортную жизнь, возвращаются в родное село.Возвращение к истокамДиректором школы Изольда Иннокентьевна стала пять лет назад, в 2008 году. За это время жизнь школы, да и она сама преобразились.- Весной 2010 года мы учредили сельскохозяйственный производственный кооператив «Урасалахская агрошкола», причем занимаемся 8 видами деятельности – рыболовством, звероводством, овощеводством, пушным промыслом, охотой, разводим лошадей и коров, однако большую часть дохода приносит школьный трактор, – говорит директор.Все восемь видов деятельности имеют теоретическую основу в виде элективных курсов в учебном плане. Эти курсы ведет сама Изольда Иннокентьевна.Девочки учатся кулинарному мастерству и шитью. Дети, если они хотят остаться в родном селе, должны получать сельскохозяйственное образование.Местные ребятишки совсем другие по сравнению с городскими сверстниками. Они многое умеют: косить сено, ловить рыбу, ухаживать за телятами, им не впервой прокатиться на лошади, они в курсе, чем кормить пушного зверя, по хозяйству родителям большинство помогают с малых лет.- Не каждый отец при такой дороговизне снаряжения может обучать своего сына подледному лову. А мы можем. Есть, конечно, и трудности: участки труднодоступны, материально-техническая база не соответствует вылову подледной рыбы, но зато мы обеспечиваем свежей рыбой школьную столовую. А главное – наши дети приобретают бесценный опыт, не будь такого направления у школы, произошло бы нарушение традиционного уклада жизни якутов, – говорит директор.Совсем молодое направление Урасалахской школы – разведение коров. Хотя 20 лет назад село было передовым отделением большого Абыйского совхоза, к 2005 году здесь не осталось ни одной коровы. Два поколения забыли, что такое сенокос. С осени 2012 года школа запустила проект, выкупила 3 головы молодняка. – Интерес детей к работе во много раз повышается, когда они знают, что заработают для себя и своей семьи деньги, – говорит директор. – Осенью 2009 года мы, к примеру, получили лицензию на подготовку трактористов. В будущем юноши смогут работать вахтовым методом в промышленных районах республики. В июне 2010 года наша школа запустила проект по сетевому взаимодействию со школами своего улуса, а также Момского улуса по дистанционной подготовке ребят 9-10-х классов по профессии «тракторист категории E». Для девушек школа получила в 2009 году лицензию на подготовку по профессии «швея-модистка головного убора». С той же целью работает школьная кулинарная мастерская «Сандалы».Кони, мои кониУ якутов к лошадям особое отношение. Их обожествляют и в то же время употребляют в пищу. Почти в каждом личном подсобном хозяйстве держат лошадей. Блюдо из жеребятины считается изысканным лакомством. Без кумыса тоже редко обойдется застолье. Разумеется, Урасалахская агрошкола просто не могла обойтись без разведения лошадей.- Мы арендовали у сельскохозяйственного производственного комплекса «Сандыы» лошадей и коневодческую базу с сентября 2011 года. В 2011 году выиграли грант Министерства сельского хозяйства в размере полумиллиона рублей. На эти деньги мы купили 6 голов молодняка, обустроили конеферму. У нас своего рода сетевое взаимодействие по разведению лошадей. Проблем, разумеется, хватает, как финансовых, так и материальных: сенокос, транспортировка сена. А в этом году почти все наше сено оказалось под водой – шли сильные дожди, и луга залило водой. Пришлось бросить все наши силы, чтобы спасти корм для лошадей.Сегодня количество школьных лошадей достигло 30 голов, и это повод для особой гордости директора и педагогов и, конечно же, самих учеников.Удивительный человек Изольда Иннокентьевна. О самых вроде бы бытовых и прозаических вещах она говорит с горящими глазами: «Мы в теплице выращиваем здоровенные помидоры и огурцы, и картошка у нас растет, и кабачки. Ну а в будущем у нас грандиозные планы – будем увеличивать количество теплиц»….Между прочим, сельскохозяйственная работа ничуть не мешает учебе. Наоборот, дети расширяют свои познания на элективных курсах, по-другому воспринимают знания на биологии, зоологии и других предметах, той же математике, когда надо, к примеру, подсчитать рентабельность школьного хозяйства. Традицией здесь стала родительская вертушка, когда каждый родитель может консультироваться по академической успеваемости своих детей. Ежегодно проводится смотр портфолио учащихся по ступеням, смотр индивидуальной образовательной траектории учителей, где в качестве жюри работает общественность села под руководством главы сельского поселения.Родители здесь активно участвуют во всех школьных мероприятиях, совет отцов помогает в ремонте школы, очистке ледников. Школьный управляющий совет ведет работу по подбору кадров.- Мы хотим видеть в своих учениках поколение людей, которое способно решать сложные проблемы в наших суровых северных условиях, которое умеет нести ответственность за сделанный выбор, критически анализировать обстоятельства и выстраивать отношения с окружающими на основе уважения и сотрудничества, – говорит Изольда Иннокентьевна. – Мы хотим, чтобы наши дети были, разумеется, счастливыми. Они вправе сделать свой выбор – уехать в поисках лучшей доли или все-таки остаться на родной земле.С возрастом понимаешь, какое счастье жить там, где родился……Школа в небольшом селе всегда центр культуры, центр общественной жизни, а учитель и тем более директор – образец для подражания во всем. Изольда Иннокентьевна лидер не только для детей, но и для взрослых, она тот человек, который может сделать жизнь людей лучше и счастливее.

Светлана РУДЕНКО

с. Сутуруоха, Абыйский улус, Якутия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту