Виталий ГАНИН, директор школы №843: – Чтобы идти в ногу со временем, быть конкурентоспособной на рынке образования, школа должна постоянно находиться в процессе развития. Развитие лицейского образования осуществляется благодаря активизации вузовской политики относительно школьного образования.
Наша школа расположена в одном из научных районов столицы, где находятся МГУ, Академия народного хозяйства, МИРЭА, МПГУ, РУДН, Академия ФСБ, Академия управления, АТиСО, МГИМО. Это ориентирует педагогический коллектив и учащихся на активную образовательную и творческую деятельность. Социальный заказ общества сегодня – это формирование всесторонне развитой, высокопрофессиональной и вместе с тем творческой личности, способной своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
Особое место в реализации этих задач принадлежит школе. В связи с этим на первый план выходит творческий подход к организации образовательного процесса, что в свою очередь должно привести к всестороннему развитию творческих способностей учащихся. В соответствии с городской целевой программой «Столичное образование-5» будет продолжаться совершенствование дифференциации образования, один из механизмов которого стало профильное обучение. Сегодня профильная школа становится одним из ключевых приоритетов инноваций.
С 1991 года основными направлениями работы нашей школы стало создание новой модели учебно-воспитательного учреждения – общеобразовательной школы с лицейскими классами – и внедрение в практику образования развития у учащихся широкого познавательного интереса. С 1995 года школа №843 получила статус общеобразовательной школы с лицейскими классами. Сегодня она представляет собой учебное учреждение повышенного уровня образования, где в 8-9-х классах есть предпрофильное, а в 10-11-х классах – профильное обучение: экономико-математическое, физико-математическое и гуманитарное направления.
Учебные планы школы дополнительно согласованы с кафедрами вузов, что позволило педагогическому коллективу перейти на более высокий уровень основных знаний, умений и навыков учащихся с учетом обучения старшеклассников. Вместе с тем предпрофильное и профильное обучение осуществляется по программам, опирающимся на федеральный базовый компонент, и существенно расширяет и углубляет знания в соответствии с требованиями профиля. Для учащихся характерна целенаправленная познавательная деятельность, она теперь связана не только с развитием интеллектуальной сферы, но и с формированием личности человека в целом.
К особенностям системы обучения на этом этапе относятся:
– выделение как приоритетного права профильных предметов в наиболее продуктивное время;
– организация уроков по технологиям развивающего обучения;
– система внеурочной работы через индивидуальные консультации и факультативы;
– осознанность выбора факультативных курсов для более глубокого изучения профильных предметов.
Одна из проблем, особенно ярко проявившихся в современных условиях, – проблема сдачи вступительных экзаменов в вузы. В этом плане взаимодействие школьного и вузовского образования должно способствовать устранению трудностей, возникающих у абитуриентов при поступлении в вуз.
Лицейские классы и классы, ориентированные на профиль вуза, становятся промежуточной ступенью между школой и вузом, они призваны служить налаживанию взаимодействия между школьным и вузовским образованием как элементами целостной системы.
Одна из целей взаимодействия средних общеобразовательных учреждений с вузами – выработка у школьников таких умений, как:
– работа с научно-технической литературой;
– подбор литературы по нужной тематике;
– применение элементов творчества при выборе тематики исследований и разработке заданий по учебным предметам в соответствии со своими интересами;
– грамотное оформление отчета о проделанной работе;
– четкое и доступное изложение сути своего исследования;
– выделение главного из большого объема увиденного, услышанного и прочитанного материала, конспектирование и умение задавать вопросы.
В нашей школе широко распространена зачетная форма проверки ЗУНов учащихся, которую мы рассматриваем как одну из форм активизации обучения. Проведение зачетов с приглашением вузовских преподавателей также способствует адаптации будущих абитуриентов к условиям вуза и ставит такие цели: получение информации об уровне ЗУНов каждого учащегося по изучаемому материалу, систематизация знаний по теме, выявление опорных знаний и ведущих понятий темы. Среди распространенных форм реализации зачета в школе практикуются также беседа с учащимися, одинаковыми по уровню знаний, фронтальная беседа на уроке по ранее предложенной программе, письменная работа по теории с ответом на конкретные вопросы. Зачеты в школе проводятся с приглашением в качестве ассистентов преподавателей вузов, а в качестве консультантов выпускников школы – ныне студентов МИРЭА.
Не менее важным направлением стала деятельность педагогического коллектива по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, которые сегодня для детей становятся стартовой ступенью при поступлении в вузы.
Огромными возможностями для проявления и развития способностей школьников располагает проектная работа (одна из форм индивидуализации обучения), в процессе которой происходит информационно-культурное обогащение ее участников, формируются важнейшие личностные качества – инициативность, информированность, вариативность мышления, ответственность, корпоративность. Участие в научной работе дает возможность осознать свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами проектной, научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспертизах и исследованиях.
Одним из направлений научно-исследовательской деятельности стало участие наших учеников в конференциях, посвященных водородному движению. Несколько лет назад организатор этого направления – профессор МИРЭА, доктор химических наук Анатолий Евдокимов побывал на встрече с лицеистами нашей школы и ознакомил их с этой темой. Уже несколько лет подряд учащиеся наших лицейских классов выступают на конференциях по водородному движению со своими проектными работами. Лицеист химико-биологического класса Олег Авдонин стал лауреатом международного симпозиума «Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы», впоследствии он стал студентом МИРЭА. Первой в России стала линия бензоводородного автобусного маршрута «МИРЭА – Олимпийская деревня (школа №843)»: экспериментальный бензоводородный автобус марки «Газель» сделал три рейса, этот день теперь именуется Днем водородной энергетики.
Комментарии