В век высоких технологий и интеграции очень важно не забывать о связи поколений. О тех знаниях и опыте, которые сохранили, накопили и готовы поделиться более опытные педагоги. Наставничество позволяет, сопровождая и поддерживая молодого специалиста, получить высококвалифицированного работника в более короткие сроки. Но для этого наставник должен сам постоянно развиваться, совершенствоваться и повышать квалификацию.
Педагоги школы «Содружество» активно изучают новые педагогические практики, повышая уровень своих профессиональных знаний и умений, успешно внедряют их в свою работу, делятся наработками с коллегами, транслируя свой опыт по всей России и за рубежом. К примеру, педагоги дошкольного корпуса «Сказка» выступали с мастер-классами и докладами на Международном семинаре-практикуме «Современные концепции инновационного продукта в профессиональном образовании» в Финляндии. Делились своими педагогическими наработками на Международном семинаре-практикуме «Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве» в Эстонии.
Накопив значительный багаж знаний, с 2012 года мы начали активно внедрять менторинг – целевую модель наставничества – как один из методов обучения студентов и молодых специалистов. Организовали взаимодействие с несколькими колледжами и вузами Москвы, проводя мастер-классы для студентов старших курсов, слушателей курсов переподготовки по педагогическим, логопедическим, дефектологическим направлениям и педагогов, проходящих курсы повышения квалификации.
Семинары-практикумы, практические занятия, мастер-классы проводились на базе школы «Содружество», НОУ ВПО «Российский новый университет». Участниками стали молодые специалисты программ профессиональной переподготовки кафедры логопедии, студенты факультета специальной психологии и специальной педагогики, молодые специалисты социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (Ковров).
Эффективной формой наставничества является практическое сопровождение студентов последних курсов на базе школы. Логопедическую практику в наших стенах прошли слушатели факультетов специальной психологии и специальной педагогики, логопедии. Они смогли окунуться в рабочую среду учителя-логопеда, психолога, воспитателя, ознакомиться с необходимыми в практической работе нормативно-правовыми актами и документацией, узнали особенности ее ведения, участвовали в экспресс-диагностике психоречевого развития дошкольников, познакомились с воспитанниками, имеющими особые возможности здоровья, попрактиковались в проведении индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности.
Педагоги школы «Содружество» проводят интегрированные мастер-классы с участием нескольких педагогов и специалистов. Например, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре демонстрируют гармоничное взаимодействие всех специалистов в ходе открытых мероприятий, решая свои индивидуально поставленные задачи, объединенные единой темой, увеличивают результативность педагогического процесса. Для студентов педагогического колледжа №10 проводилась серия практических мероприятий: «Арт-терапия в работе с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной организации», «Игровые методы и приемы как средство развития ЭМП у детей дошкольного возраста», «Логопедические игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста».
В нашем дошкольном корпусе «Сказка» для молодых педагогов в методическом кабинете создан фонд дидактических материалов и методических разработок по возрастам и направлениям деятельности. Опытный педагог всегда берет шефство над молодым специалистом, помогая в процессе работы узнать специфику образовательного процесса, учит подбирать нужную наглядность и раздаточный материал, составлять конспекты, оформлять документацию. Под руководством наставника молодой педагог составляет план своего профессионального развития. Наставник корректирует, дополняет и помогает при необходимости в выполнении намеченного маршрута.
Такой подход позволяет молодому и не имеющему практического опыта специалисту быстрее адаптироваться к практической деятельности, ознакомиться с педагогическим коллективом, избежать серьезных ошибок и достичь уровня высококвалифицированного специалиста.
Светлана ТОРОПКИНА, старший воспитатель школы «Содружество»; Елена ДИДЫК, учитель-логопед школы «Содружество»
Комментарии