Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Гармония «Зачем» и «Почему»

Учительская газета, №6 от 15 февраля 2005. Читать номер
Автор:

Открылась дверь. Обаятельный подтянутый мужчина улыбнулся и поздоровался. «Я сегодня в пять утра из Рыбинска приехал», – так началась наша беседа. Про то, что передо мной автор учебников, профессор, преподаватель МЭИ, который четыре десятка лет отдал работе со школьниками 10-11-х классов, я, признаюсь, очень быстро забыла. Ведь Валерий Алексеевич обладает даром не только печатного, но и устного слова.

– Физика – это часть фундаментального образования. Не знать ее – значит потерять последний барьер против иррациональности мира. Сегодня в серьезных газетах для бизнесменов печатают астрологические прогнозы. Это свидетельствует о том, что люди ищут простые рецепты, не хотят думать и анализировать. Наука же как раз учит аргументировать и подтверждать.

– Когда вы создавали свой учебник, на каких школьников и учителей ориентировались?

– Наше поколение интересовал один вопрос: «Почему это так?». Сегодня школьники интересуются другим: «Зачем мне это надо?». Тоже, между прочим, правильная, хотя и прагматичная позиция. Но время диктует свои законы. Так вот, как только я аргументированно отвечаю на этот вопрос, то в своих учениках вижу тех детей, которыми были мы когда-то. Их тоже интересует, почему самолеты летают, отчего луч, преломляясь, распадается на семь разных цветов… Совсем недавно я встречался с одаренными детьми Ленинградской области. Видели бы вы, как у них глаза светятся! Но мой учебник предназначен не только для тех, кто интересуется физикой. Он подойдет и обычным десяти- и одиннадцатиклассникам. За столько лет работы в школе я увидел следующую закономерность: обычно два-три человека в классе – увлеченные физматы, столько же гуманитариев, а остальные так сказать, «нормальные» дети. И задача учителя – дать всем хорошие знания по предмету. Мой учебник позволяет обучить физике ребят из профильных классов – гуманитарных, физико-математических – и из обычных. Для ученика также созданы «Тетради для лабораторных и контрольных работ». Для учителя – «Тематические и поурочные планирования», с помощью которых можно преподавать физику по базовому или профильному уровню. Так что при написании учебника я ориентировался на учителя занятого, которому приходится сталкиваться с разным уровнем подготовки школьников.

– Каким должен быть учебник в вашем представлении?

– Обязательно интересным и доступным! Когда я только начинал работу, то часто вспоминал свои школьные годы. Как сам сидел на последней парте и безумно интересовался всем, о чем говорил учитель, но ответа на простой вопрос: «Почему?» не получал. Кстати, сам процесс написания учебника я сравнил бы с Фрейдовским разговором самого с собой. Я заново учился говорить на понятном для школьников языке, искал нужные ассоциации, грамотный иллюстративный материал. Кстати, в этом очень часто помогали мне сотрудники издательского дома «Дрофа». Здесь работает отличная команда профессионалов! Они издание не просто готовят, а ведут – от начала до конца.

– Может ли автор, который ограничен «Базовой программой по физике для средней общеобразовательной школы» и всевозможными требованиями к содержанию образования проявить творческий подход у предмету?

– Творческий подход может быть в оформлении учебника, подборе примеров, иллюстраций, составлении вопросов. И это все в моем учебнике есть. Но я к выполнению своей задачи отнесся несколько шире. Для меня учебники стали определенным этапом в развитии школьного образования и преподавания предмета. Подростки не просто получили хорошее пособие, они познакомились с опытом, знаниями, которые современная физика накопила. Прорыв этой науки происходил в 50-60 годы. Пожалуй, с тех пор никто и никогда не производил ревизию всех открытий. Я сделал все возможное, чтобы с ними ребят не только познакомить, но и заинтересовать. Учебник – это также своеобразная связующая нить между поколениями. Старшие делятся с младшими тем, что ими сделано и открыто.

– Каковы ваши планы на будущее?

– Мне бы хотелось дополнить уже имеющийся комплект учебников, тетрадей, тематических и поурочных планирований хорошими таблицами. Планирую также выпустить CD-Rom. Мечтаю о видеокассетах с записанными лекциями. В планах на другую жизнь – создание вузовских учебников. Это совершенно новая, зато интересная и сложная работа. И, конечно, я буду продолжать свою учебно-методическую работу – лекции в разных уголках России для учителей, студентов, методистов.

Наверное, этим и объясняется успех учебника Валерия Касьянова, лауреата премии фонда Сороса за проект «Открытое образование». Он не только создал учебник, но и активно помогает учителям будущим и настоящим его осваивать и понимать. Результат всего этого удивителен – почти 60% школ всей России изучают в старших классах физику по его книгам.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту