Оказание современных видов медицинской помощи требует внедрения в деятельность лечебно-профилактических учреждений новых технологий сестринского дела, основой которых является сестринский процесс. Сестринский процесс формирует непосредственное общение, картину будущей сестринской работы, где один из методов профессиональной деятельности – владение манипуляционной техникой. Данное практическое занятие обобщает теоретические знания по предмету, способствует формированию и закреплению практических навыков по уходу за пациентами с ревматическим поражением сердца.
Учебники1. Давлицарова К.Е., Миронова С.Н. Манипуляционная техника: учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 480 с.2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Внутренние болезни: учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Медицина, 2002. – 435 с.3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие. – М. : Родник, 2001. – 296 с.4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебное пособие. – М. : Родник, 2001. – 352 с.5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320 с.6. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 603 с.I. Актуальность темы: выбранная тема – неотъемлемая часть модульного обучения по дисциплинам «Основы сестринского дела» и «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-социальной помощи населению».Оказание современных видов медицинской помощи требует внедрения в деятельность лечебно-профилактических учреждений новых технологий сестринского дела, основой которых является сестринский процесс. Сестринский процесс формирует непосредственное общение, картину будущей сестринской работы, где один из методов профессиональной деятельности – владение манипуляционной техникой. Данное практическое занятие обобщает теоретические знания по предмету, способствует формированию и закреплению практических навыков по уходу за пациентами с ревматическим поражением сердца.II. Методическое обоснование1. Показать соблюдение преемственности в обучении студентов медицинского колледжа сестринскому процессу на втором курсе, когда формируются знания и умения по теории сестринского дела, навыки выполнения манипуляций, и на третьем курсе, где полученные знания, умения, навыки реализуются при изучении заболеваний.2. Показать студентам II курса, что сестринский процесс – это не теоретическая догма, а живой процесс взаимодействия медицинской сестры и пациента, направленный на удовлетворение потребностей и проблем пациента, улучшение качества сестринской помощи, позволяющий самой медицинской сестре получить удовлетворение от своей деятельности.3. Применить на практических занятиях рейтинговую систему оценок, которая позволяет отметить не голые знания по теме, а всесторонне оценить студента, учитывая его дисциплинированность, аккуратность, ответственность, психологические особенности при работе с пациентом, в общении с коллегами. Система набора баллов также позволяет активизировать познавательную деятельность студентов.4. Проведение совместного занятия возможно, т. к. требования и стандарты выполнения манипуляций едины на всех цикловых методических комиссиях медицинского колледжа.5. Взаимодействие II и III курсов при выполнении манипуляций обоснованно, так как студенты II курса только что получили знания по манипуляционной технике, но не имеют практического опыта, тогда как студенты III курса эти знания получили достаточно давно и имеют практический опыт. Таким образом, их исходные позиции для проведения данного занятия уравновешены.Место проведения: кабинет доклинической практики.Форма проведения: практическое занятие.Время: 120 минут.Оснащение занятияНаглядные пособияА. Таблица «Ревматизм: причины, патогенез, клиника».Б. Раздаточный материалСхема №4 «Обследование больных с заболеваниями органов кровообращения» (учебник Маколкина В.И., стр. 209).Методические пособия «Методика обследования терапевтического больного», «Стандарты манипуляций по уходу за пациентом».Ситуационные задачи по теме занятия.Тесты для контроля знаний студентов.В. Предметы ухода, медицинский инвентарь и инструментарий:- фонендоскопы, тонометры;- секундомеры;- функциональная кровать, набор постельного белья, полотенца;- набор стеклянных банок, пробирок для различных исследований;- муляжи для в/м и в/в инъекций;- штатив для капельниц, системы для в/в капельных вливаний, жгут, стерильный материал;- шарики, салфетки, лейкопластырь, ножницы;- набор шприцов и игл, спирт 70%, кувез для инъекций, стерильный материал, флаконы с антибиотиками.Г. Технические средства обучения (ТСО): мультимедийный проектор, ноутбук.Цели1. Контроль знаний по теории сестринского процесса, по выполнению манипуляций (расчет и разведение антибиотиков, в/м инъекции) – II и III курсы; по реализации сестринского процесса при заболевании «Ревматизм» – II курс.2. Воспитательная: воспитание ответственности за пациентов и профессионально-нравственное воспитание. Погружение в атмосферу интеллектуальной деятельности, близкой профессии. Имитационное моделирование реальных процессов в практике медицинской сестры. Формирование психологического климата общения с больными и коллегами.3. Развивающая: способствовать развитию у студентов способности логически анализировать ситуацию, умения вести диалог, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, развивать у студентов умение публично выступать.Студенты должны знатьII курс: теорию сестринского процесса.III курс: сестринские вмешательства при возникших проблемах пациента с заболеванием ревматизм и теорию сестринского процесса.Студенты должны уметь: правильно рассчитать и развести антибиотик, выполнить в/м инъекцию.Межпредметные связи1) «Основы сестринского дела»: сестринский процесс, его этапы; манипуляционная техника, правила подготовки к различным исследованиям, уход за больными с сердечно-сосудистой патологией.2) «Медицинская этика и деонтология», «Психология общения»: этические аспекты работы медицинской сестры, правила общения с пациентами.3) «Анатомия и физиология» – АФО органов кровообращения, строение сердца, границы сердца, круги кровообращения.4) «Микробиология» – роль патогенной и условно-патогенной микрофлоры.5) «Фармакология» – препараты для лечения ревматизма, правила антибактериальной терапии.Контроль знаний и умений студентовНа данном занятии используется рейтинговая система оценки знаний. В течение занятия все действия студентов оцениваются по двух- и пятибалльной системе, им выдаются жетоны соответствующего цвета (красный – 5 баллов, синий – 4 балла, зеленый – 3 балла, желтый – 2 балла, белый – 1 балл). В конце занятия подсчитывается количество баллов у каждого учащегося и ставится оценка согласно таблице рейтингового контроля знаний.Формы контроля: фронтальный опрос, решение ситуационной задачи, демонстрация умений выполнять манипуляции, проверка домашнего задания.Хронологическая карта занятия1. Организационный момент (внешний вид, проверка отсутствующих, наличие дневников) – 2 мин.2. Обоснование темы, сообщение плана занятия, постановка целей – 5 мин.3. Разминка по терминологии сестринского процесса в форме фронтального опроса для обеих бригад – 10 мин.4. Практическая часть для III курса – выполнение I, II, III этапов сестринского процесса согласно предложенной клинической задаче – 20 мин.5. Выполнение IV этапа сестринского процесса – совместное выполнение манипуляций: расчет и разведение антибиотиков, внутримышечные инъекции – 60 мин.6. Выполнение V этапа сестринского процесса – «оценка» – 5 мин.7. Подведение итогов: предоставление слова гостям – 15 мин.8. Организация окончания занятия – 3 мин.Ход занятияI. Организационный момент.II. Сообщение темы, плана, постановка целей.1. Вступительное слово предоставляется преподавателям.2. Разминка для обеих бригад по теории сестринского процесса. Каждому студенту по очереди предлагается взять билет с одним коротким и ясным вопросом и сразу же дать ответ.Этот этап оценивается по двухбалльной системе: 2 балла за правильный ответ и 1 балл за ответ с небольшой неточностью в формулировке.3. Задание для студентов III курса: выполнение I, II и III этапов сестринского процесса согласно предложенной клинической задаче на тему занятия «Сестринский процесс при ревматизме». Двое студентов выбираются экспертами, их функция – оценить работу коллег. Остальные студенты самостоятельно ставят перед собой цели для решения клинической задачи.Для подготовки бригаде дается 5 минут.4. Анализ выполнения домашнего задания. Обеим бригадам было дано задание – дома написать эссе на тему «Мое видение сестринского процесса, его важность, значимость, перспективы его внедрения в практическое здравоохранение». Преподаватели проводят анализ, студенты зачитывают лучшие работы вслух.5. Студенты III курса демонстрируют свою работу по решению ситуационной задачи. Результат оценивается по пятибалльной системе экспертами и преподавателями.6. Выполнение IV этапа сестринского процесса – практические манипуляции.К манипуляционным столам приглашаются пять студентов III курса. Их задача: выполнить разведение антибиотика (пенициллин 500 000 ЕД) и сделать в/м инъекцию на муляже. Для оценки их действий приглашаются пять студентов II курса.В то время как десять человек заняты на манипуляции, оставшиеся десять человек отвечают письменно на тест по теме «Правило расчета и разведения а/б, техника выполнения в/м инъекций. Осложнения».По данному сценарию проходят все студенты, меняясь местами.Оцениваются по пятибалльной системе:1) Разведение антибиотиков – раствор пенициллина 1000000 ЕД.2) Технология выполнения внутримышечной инъекции.3) Тестовый контроль по теме занятия.7. Выполнение V этапа сестринского процесса – оценка сестринского вмешательства. Выполняет студентка III курса и получает баллы по пятибалльной системе.8. Подведение итогов. Каждый студент подсчитывает количество набранных баллов – цветных жетонов. Затем, руководствуясь таблицей рейтинговой системы оценки, студенты получают отметки за занятие.Преподаватели благодарят всех студентов за работу.Алена ДЕВЯТКИНА, Наталия ДЗЮБАК, преподаватели Кольского медицинского колледжа, город Апатиты Мурманской области
Комментарии